A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Ответ. Если это будут отцы, то как они сделают, так и ты сделай; если же мирские будут, старшие тебя, и ты знаешь, что (когда напомнишь им) они соблазнятся, то хорошо сохранить совесть их и поступить так, как они поступят. Впрочем, ты можешь и сидя с ними сказать Трисвятое в сердце своем; а когда что-либо препятствует тебе, то и память о сем может заменить самое действие. Если же сидящие с тобою не старше тебя, то встань и произнеси Трисвятое, и чрез сие поощрить их к тому же не будет неуместно, а они пусть поступят как хотят.

Вопрос 720. Если буду я в то время один, и имею у себя в руках что-либо препятствующее мне встать, то как мне поступить тогда?

Ответ. Когда не можешь встать, не скорби о том, потому что все можно совершить мысленно, с рассуждением.

Вопрос 721. Если в то время, как я прихожу к отцам, они усиливаются удержать меня у себя, между тем как меня отзывает необходимое занятие, то как поступить мне?

Ответ. Если они таковы, что могут по Богу рассуждать о делах, то скажи им со смирением: «Простите, мне предлежит необходимое занятие», и как они скажут тебе, так и поступи, не затрудняясь и веруя, что во всяком случае сие будет тебе на пользу. Если же они не таковы, а занятие твое необходимо, то прекрати спор и сделай поклон, с тем чтобы уйти. А когда и после поклона будут продолжать удерживать тебя, то скажи им: «Простите, мне невозможно у вас остаться».

Вопрос 722. Когда я обедаю с некоторыми из отцов и кто-либо из них благословит предлежащую пищу, должен ли я, намереваясь вкушать, говорить ему: «Благослови», и дожидаться, пока он снова благословит мне (пищу), или довольствоваться первым благословением? Случается, что в то время (когда я прошу его о сем) ум его бывает занят чем-либо иным, и он медлит отвечать мне, а я всегда скорблю о сем. Хорошо ли также, прежде чем прикоснусь к пище, запечатлеть ее крестным знамением?

Ответ. Уже он благословил однажды (пищу), и потому (ожидать второго благословения) будет излишне. Равно и запечатлевать пищу, то есть полагать на ней крестное знамение, нет надобности, ибо благословение есть та же печать; не должно и потому, чтобы не подать помысла благословившему или кому-либо другому, будто ты не веруешь его благословению, что послужило бы к соблазну.

Вопрос 723. Если отцы, к которым я прихожу, принуждают меня благословить предлежащую пищу, — послушаться ли их или нет?

Ответ. Не слушайся, а скажи так: «Я не клирик и не имею монашеского образа, но человек мирской и грешный, и это превосходит меру мою; простите меня Господа ради».

Вопрос 724. А когда все, сидящие за трапезой, будут люди мирские, — как нам поступить, не имея, кто бы мог благословить (трапезу)?

Ответ. Хорошо и мирским людям, приступая к пище, благословлять Бога, ибо памятью о Боге освящается пища. Благословение же сие не имеет того значения, как благословение священнослужителя: оно лишь славословие и воспоминание о Боге, ибо всем прилично вспоминать Бога и славословить Его; а потому хорошо делать то и мирским, когда нет среди них, кто бы мог благословить пищу.

Вопрос 725. Если они сомневаются, кому из них благословить прежде, и уступают друг другу, — как должно поступить?

Ответ. Предложивший сие должен просить о благословении пищи того, чрез кого желает получить для нее благословение. Когда же никто сего не примет на себя, то, для устранения спора, он должен сам принять сие на себя и сказать: «Молитвами святых отцев Господь да сотворит с нами (милость) Свою. Аминь».

Вопрос 726. Вы сказали, что хорошо и мирским людям вспоминать Бога во время вкушения пищи, дабы воспоминанием Его освятилась оная пища: хорошо ли произнести вышесказанный стих и молитву, прежде нежели хлеб будет положен на трапезу?