A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Ответ 49. Поблагодарив Старца за исправление, авва Иоанн просил его чаще писать к нему о спасении души. Также написал и о помысле, который желал сообщить авве (Сериду), и просил Старца, чтобы он передал ему оный.

Брат Иоанн! Не знаю, что это значит? Я написал тебе (все) от альфы до омеги, от устроения новоначального до совершенного, от начала пути до конца его, от совлечения ветхого человека с похотьми его, до облечения в нового, созданного по Богу (Еф. 4, 22, 24), начиная с того, чтобы быть чуждым земли чувственной, до того, чтобы сделаться небожителем и наследником мысленной земли обетовании. Вникни в мои послания, разжуй содержащееся в них, и спасешься. Если ты только поймешь это: в них заключается Ветхий и Новый Завет. Углубляясь в разумение их, ты не будешь иметь нужды в другой книге. Отвергни забвение и отступи от тьмы; да будет сердце твое в мире со (внешними) чувствами, и все это исполнится над тобою. Идоложертвенный дым исчезнет из мысленной твоей Ниневии, и распространится по ней благоухание фимиама духовного — покаяния, и удержит наказание, грозящее ей низвращением. Где уснул ты? Зачем ты положил себе в возглавие (мои) ответы, которые служат к твоему спасению? И не только к твоему, но и ко спасению всех, вникающих в оные с верою. Не внимай вперед этим сновидениям. Пробудись от тягостного сна, поспеши достигнуть Сигора, чтобы не застигло тебя разрушение оных пяти городов; не обращайся назад, чтобы не сделаться соляным столбом. Будь мудр яко змия (Мф. 10, 16), чтобы не прельстили тебя враги твои, и незлобив яко голубие (Мф. 10, 16), чтобы за увлечение в противное не восстала на тебя брань. Будь верным рабом Владыки, — иначе сделаешься рабом многих. Не удаляйся от Него; ибо за сие-то и был осужден неверный (см. Лк. 12, 46). Наблюдай за собою, как пребываешь ты (в келлии). Скажи себе: «Зачем я веду такую жизнь? Что приобрел я от сего пребывания?» И человеколюбивый Бог просветит сердце твое разумением. Он уже избавил тебя от всех земных забот. Внимай себе, брат мой, где ты находишься и чего желаешь. И Бог поможет тебе во всем. А о том помысле, о котором ты просил меня сказать сыну моему (Сериду, скажу, что) мог бы и я передать ему оный, но если ты сам не скажешь ему, то сим удалишь себя от совершенной и искренней любви к нему. Если у вас, по Писанию, одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32), то (помни, что) никто ничего не скрывает от своего сердца. Умудрись; ты еще жестокосерд. Господь да простит тебя.

Ответ 50, того же Великого Старца к тому же, на вопрос его: должно ли ему, после Святой Великой седмицы, ни с кем более не беседовать?

После праздника безмолвствуй пять дней в неделю, а два дня, если случится надобность, беседуй. — И опять повторю тебе, что должен ты делать: постарайся по силе твоей оставить все попечения (о постороннем); ибо Бог устрояет полезное для всякого человека: или умиляет сердце его, или чрез другого возбуждает его к полезному.

51. После праздника пришел один епископ, желая беседовать с аввою Иоанном, также некоторые из новоначальных хотели вопросить его о помыслах своих; почему он и послал вопросить о сем того же Великого Старца.

Ответ. Ты знаешь, что мы никогда не возлагали уз ни на кого, ниже на самих себя. А как я уже сказал тебе: пять дней в неделю безмолвствуй, а два дня беседуй, то не озабочивайся и сим (пришествием епископа), а беседуй тогда, когда я сказал тебе; беседуя же, не заботься, что сказать и как сказать; ибо, по слову Христову, Дух Отца вашего есть глаголяй в вас (Мф. 10, 20). Касательно же братии, о которых упомянул ты, в случае нужды не отрекайся (говорить с ними), и Бог поможет тебе. Аминь.

Ответ 52, того же Великого Старца к тому же, когда он говорил о неустройстве в мире.

Брат! Пока есть у нас время, будем внимать себе и обучаться молчанию, так как все пришло в смятение. И если хочешь быть спокойным по всему, будь мертв в отношении ко всякому человеку, и успокоишься. Разумей, что я говорю это касательно помыслов, касательно всяких дел обращения с людьми и забот; безмолвствуй с миром.

Ответ 53. После предыдущего ответа авва Иоанн хотел совершенно прекратить беседы; один из братии весьма скорбел о сем и умолял его не отказываться при нужде беседовать с ним. Сжалившись, он обещал ему это и спросил о сем Старца, а равно и о коловии, присланном ему одним братом — принять ли его?

Брат! Я послал тебе слово: оставь все попечения. Чего ты еще хочешь? Внимай себе самому: жатва велика, не оставляй ее, не намеревайся собирать виноград после обирающих его; но оставь все и займись (теперь) жатвою и обиранием винограда, чтобы получить плоды от пшеницы и вина: да укрепится и возвеселится сердце твое о Господе; размышляй о посланиях моих: они написаны тебе не напрасно. О коловии же: если брат желает дать тебе его от всего сердца своего, приими, осуждая себя, как недостойного.

Ответ 54. Брат, имея весьма тяжкую брань и стыдясь свободно исповедать ее авве (Сериду), послал к авве Иоанну, умоляя принять его тайно от аввы (Серида) и выслушать помысл его. Авва же Иоанн затруднился сим по двум причинам: не хотел принять брата без совета (Старца), чтобы не подать соблазна другим, и, с другой стороны, не хотел опечалить его (отказом); и так, недоумевая, как ему поступить, спросил о сем особенно того же Великого Старца, а вместе и о том: не затворить ли ему (совершенно) дверей своих?

Скажи брату: кто будет столь неразумен, что изберет себе дело, могущее повредить и прискорбное, вместо того, чтобы делать легчайшее и отраднейшее, со смирением и вниманием (к себе). [28] Дверей своих не затворяй совершенно: умерщвление (от всего) состоит не в заграждении дверей, а в заграждении уст. Приветствую тебя лобзанием святым.

Ответ 55. Один старец, египтянин, вступив в монастырь, в котором жили сии отцы, написал к Великому Старцу по-египетски (так как он был египтянин), прося молитвы его и душеполезного слова; спрашивал также, можно ли удостоиться его беседы; он же по-гречески написал ему следующий ответ:

Я положил себе за правило никому не писать, но посылать ответы чрез авву (Серида); потому и не пишу тебе по-египетски, но, будучи убежден (твоею просьбою), я сказал авве Сериду ответ по-гречески, чтобы он написал его тебе; потому что авва не говорит по-египетски. В послании своем ты называешь меня возлюбленным и отцом своим о Господе, знающим труды, нужды и опасности души; посему, если я отец твой, как ты пишешь, то даю тебе заповедь: не беспокой меня просьбою о беседе со мною; я не так живу, чтобы делать различие между людьми. Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то — и никому другому. Я написал это потому, что ты просил меня, говоря: удостой меня кротости твоей и окажи милость бедной душе моей. И еще сказал ты в том же послании: грех мой разлучил меня с тобою, владыка мой! Я же, благодатью Христа Сына Божия, до сих пор не разлучался с тобою, но духом всегда пребываю с любовью твоею. После сего, в том же послании, ты написал мне: «Помолись о грехах моих», и я скажу тебе то же: помолись о грехах моих; ибо сказано: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 6, 31). Хотя я и окаянен и меньше всех людей, но доселе делаю это по силе моей, ради Того, Который сказал: молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16). Если мы странники, брат, то странники и будем. Не будем считать себя за нечто, и никто не даст нам никакого значения, и будем спокойны. Вступив к нам, подвизайся в терпении; ибо сказано: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Более же всего старайся умереть для всякого человека, и спасешься. Скажи помыслу своему: я умер и лежу во гробе. Поверь мне, возлюбленный, что, понуждаемый любовию Божиею сказать любви твоей все сие, я превзошел всю меру. — Кто я, малейший? А потому и прошу прощения, говоря: Господа ради прости мне пустословящему и помолись о мне, раб Божий Авраам.