A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 737. Господь сказал: блажени плачущии (Мф. 5, 4); а по слову апостола (надлежит) всегда быть радостным (см. 1 Фес. 5, 16) и для всех доступным (см. Рим. 12, 10). Скажи мне: какое дело вменяется человеку в плач и какое в то, чтобы всегда быть радостну? И можно ли обоим сим — плачу и веселости — пребывать вместе?

Ответ. Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово — благоприличную веселость.

Вопрос 738. Если друг просит меня поручиться за него, поручиться мне или нет?

Ответ. Поручительство доводит до искушения; посему если желаешь избегнуть искушения, то не бери на себя поручительства ни за кого, но свободно выскажи ему истину в таких словах: «Ты знаешь, что я люблю тебя, но я имею заповедь от отцов, которые знают, или, лучше сказать, провидели мою немощь, — не быть поручителем ни за кого; преступить же заповедь и согрешить пред Богом я боюсь». Так скажи ему, и если оскорбится, ты не беспокойся этим. Если же можешь избавиться от сего под каким-нибудь благовидным предлогом — и то хорошо, ибо может случиться, что он не пожелает взять тебя поручителем или по уважению к тебе, или по другой какой-либо причине, и тогда на твоей стороне не будет вины и, следовательно, не будет места и скорби. Если же, увлекшись, поручишься, то не вдавайся в излишнее уныние, но скажи помыслу: «Что случилось, — так тому и быть». Господь же да избавит тебя и покроет в последствиях сего дела, а ты не переставай молиться о сем Богу, и Он силен устроить дело твое (во благое) по великой Своей милости.

Вопрос 739. Любимый мною друг подвергается опасности в отношении спасения души своей или потери имения — повелишь ли мне помочь ему?

Ответ. Если по Богу любишь друга твоего, и он подвергается опасности в отношении спасения души своей или потери имения, то постарайся помочь ему по силе своей, если не видишь в этом душевного вреда. Если же предстоит душевный вред, уклонись и не вмешивайся в сие дело, предоставь его Богу и молись Ему, чтобы Он оказал помощь ближнему твоему, и Он силен вместо нас сделать то, что полезно для него.

Вопрос 740. Есть у меня друг, и оказалось, что он еретик, — увещевать ли его, чтобы он право мудрствовал?

Ответ. Увещай его познать правую веру, но не состязайся с ним и не желай узнать, как он мудрствует, чтобы самому не заразиться его ядом; но если он пожелает получить себе пользу и услышать истину веры Божией, приведи его к тем святым отцам, которые могут оказать ему пользу во Христе, и таким образом поможешь ему по Богу, без вреда себе. Но если он по первом и втором увещании не исправится, то такового, по слову апостола, отрицайся (Тит. 3, 10). Ибо Бог, как говорят отцы, не хочет, чтобы человек делал что-либо выше силы своей. Если видишь, говорят они, кого утопающего в реке, не подавай ему руки своей, чтобы он не увлек тебя за собою, и таким образом и ты не утонул бы вместе с ним; но подай ему жезл свой, и тогда, если возможешь извлечь его — хорошо; если же нет, то оставь в руках его жезл свой, — и ты спасешься.

Вопрос 741. Некто из отцов имел у себя друга, которого он любил о Господе, и все считали его за православного, но он оказался еретиком по своему мудрованию; тогда те, которые имели любовь к нему, оставили его. Услышав же впоследствии, что он хочет явно отступить от Церкви, вздумали пойти и поклониться ему, опасаясь, чтобы он не сделал этого от печали и не приписал бы им вины сего поступка; но прежде пошли и вопросили о сем Старца.

Ответ. Болезнь есть болезнь; итак, не показывайте притворных знаков (внимания), ибо вы поклонитесь ему не потому, что вы виновны против него, но для того, чтобы он не отступил от Церкви.

Вопрос 742. Те снова спросили Старца: если же он сделает это (то есть явно отступит от Церкви), и мы встретимся с ним, — приветствовать ли его или нет?

Ответ. В каком вы расположении находитесь ко всем таковым, в таком же пребывайте и к нему, считая его в том же числе.

Вопрос 743. Если кто войдет в церковь во время службы, и прежде окончания выйдет из нее, — не грешно ли это?

Ответ. Совершенное и богоугодное дело состоит в том, чтобы вошедший в церковь слушал Писание и пребывал при службе до совершенного окончания оной; ибо без уважительной причины не следует выходить из церкви прежде конца службы, потому что это есть презорство. Если же предстоит нужда, то это прощается; но и в таком случае человек не должен оправдывать себя, а просить прощения у Бога, говоря: «Владыко! Прости меня, что я не мог исполнить должного».