A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 751. Помысл представляет мне недостаток моих потребных средств, внушая, что я не могу пропитаться с домашними моими, и от сего нападает на меня печаль, — что это значит?

Ответ. Это печаль человеческая. Если бы мы имели надежду на Бога, то Он Сам управлял бы нами по воле Своей. Итак, возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54, 23), и Он силен подать тебе и домашним твоим (все необходимое) без печали и скорби. Скажи Ему: да будет воля Твоя, — и Он не оставит тебя в печали и скорби. Господь да помилует тебя и да покроет Своею десницею. Аминь.

Вопрос 752. Авва попросил одного схоластика, мужа христолюбивого, который был любим отцами общежития, сделать необходимое и не терпящее отлагательства дело; потому что тот (схоластик) имел обыкновение Бога ради усердно исполнять прошения их; но по действию диавольскому случилось ему облениться в исполнении этого дела; авва же, скорбя о сем, вопросил того же Старца: что я должен написать к нему?

Он повелел написать ему следующее. Знаем, что мы наносим тебе скорбь и стеснение, докучая о своем деле, но и ты оскорбляешь нас тем, что ленишься и ничего не делаешь. Скажи нам откровенно: не отягощаем ли мы тебя? И мы более не будем отягощать; если не чрез тебя, то и чрез другого Бог поможет исполнить нашу потребность. Итак, постарайся о нашем деле или скажи нам (что не хочешь сего), то (Сам) Бог попечется о сем, и молись за нас.

Когда схоластик это услышал, то сердце его воспламенилось как бы огнем, и он искренне потрудился в просимом деле, молитвами отцов скоро получил в нем успех, и предстоящая потребность была тем удовлетворена. После чего, пришедши к отцам, он сделал им поклон и просил себе прощения.

Столько-то мощно слово сильного, слово, которое происходит от Духа Святого: оно все совершает скоро, ибо словеса мудрых, говорит Писание, якоже остны воловии (Еккл. 12, 11); так и здесь: дело совершилось, и душа того человека исцелилась от лености — матери всех зол.

Вопрос 753. Брат вопросил того же Старца: кто делает дело Божие с небрежением, чрез что оно повредится или будет вовсе испорчено — какому тот подлежит осуждению?

Ответ. Такой подобен тому, кто украл вещь или злоупотребил ею, противно воле Божией, и подлежит равному с ним осуждению.

Вопрос 754. Если кто старается делать дело Божие, не пренебрегая оным, но вопреки его желанию дело будет испорчено, осуждается ли он?

Ответ. Он должен укорить себя и просить прощения у Бога, как бы вознерадевший о деле.

Вопрос 755. Если кто при деле Божием сомневается в ком-нибудь (из участвующих в деле) и не получает разрешения своего сомнения, — до каких пор он должен ожидать оного?

Ответ. Если сомнение это наносит вред душе, то отнюдь и не должно пребывать в нем; если же не заключает в себе вреда, то человек не должен ни унывать, ни оставлять попечения (о деле), потому что иначе он осудится, как ленивый: проклят, говорит Писание, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Должен же просить Бога подать ему помощь и избавление, как это будет полезно.

Вопрос 756. Когда делаю с кем-либо счет, помысл внушает мне удержать хотя малое, по пристрастию, и обмануть его, — как поступить мне?

Ответ. Напротив, постарайся передать ему немного лишнего, сколько не будет для тебя отяготительно, хотя одну медную монету, дабы избежать злого лихоимства; ибо тот, кто старается дать хотя немного лишнего, (тем самым) удаляет себя от греха — удержать что-нибудь лишнее. От малого человек преуспевает и в большее; равно как и от малых страстей происходят великие страсти. Господь да вразумит тебя в страхе Своем.