A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 782. Другой христолюбивый муж вопросил того же Старца: если еврей или язычник позовет меня в свой праздник на обед или пришлет мне подарки, — принять ли их или нет?

Ответ. Не принимай, ибо это противно правилам [139] Святой Церкви, и ходить к нему также не следует.

Вопрос 783. Как же быть, когда это человек значительный и притом друг мне, который опечалится, если я не приму его подарка, и что мне отвечать ему?

Ответ. Скажи ему: любовь твоя знает, что боящиеся Бога должны сохранять то, что Он повелел. Сие можно видеть и из ваших собственных обычаев: ибо и ты, ради твоей любви ко мне, никогда не станешь нарушать заповеданного преданием вашим, и я не заключу из сего, что будто ты презрел любовь твою ко мне. И мы также имеем предание от Бога, через святых отцов наших и учителей, чтобы отнюдь не вкушать ничего на празднике иноверцев. Итак, сим я отнюдь не оскорбляю должную любовь к тебе.

Вопрос 784. Некоторые из иноверцев — люди торговые и продают товары в свои праздники: прилично ли будет покупать у них потребное для нас?

Ответ. Не неприлично, потому что все продаваемое на торгу, по слову апостола, надлежит покупать от них для своей потребности, без всякого сомнения (см. 1 Кор. 10, 25).

785. Один христолюбивый муж, учитель мирской мудрости, имея сына, который был близок к смерти, вопросил того же Старца авву Иоанна: будет ли он жив или умрет? Тот отвечал ему: «Будет жив». По слову Старца, он остался в живых. По времени, когда другой его сын был также близок к смерти, он опять пришел к Cтарцу, вопросил и об этом сыне, и Старец отвечал ему: «Мы молимся, а от Бога зависит сотворить с ним милость. Принеси волю свою в жертву Богу и благодари Его за все». Услышав сие и не уразумев сущности слова и ответа, он подумал, что сын его останется в живых.

Сказав сие отцу, он продолжал: вот, отец мой, они исхитили меня из рук какого-то сарацина, который увлекал меня, и отвели меня на место весьма светлое и неизреченно прекрасное, и там увидел я невинных детей, которые сказали мне: ради прошения отца твоего, мы помолились Богу, чтобы ты был назначен в это место; и вот они совершают соборную службу и приобщаются. Проговорив эти слова, он начал читать сию великую молитву: Отче наш, Иже еси на небесех, и: слава Отцу и Сыну и Святому… так предал дух свой.

786. И отец его весьма утешился, будучи удостоверен в спасении души его. Придя к Cтарцу, он возвестил ему все и просил объяснить ему: отчего Старец не сказал ему о смерти этого сына, как сказал прежде о другом сыне, что тот останется в живых.

Старец отвечал ему так:

Я сказал тебе: отсеки волю свою ради Бога, предсказывая тебе телесную смерть сына твоего, а что я не сказал тебе прямо о сем — объяснение того заимствуй из собственного твоего дела. Вот, ты учитель мудрости мира сего и имеешь у себя учеников, и когда скажешь, чтобы кто-нибудь из них написал послание, что он напишет: то ли, что ты хочешь, или оставляет это и пишет то, что сам пожелает? Конечно, он пишет то, что ты говоришь, а не то, что ему хочется. Так и святые: они не говорят что-либо от себя, но Бог говорит в них, как Ему угодно, иногда прикровенно, иногда явно. И если желаешь увериться, что это точно так происходит, то смотри, что Сам Господь сказал ученикам Своим: не вы бо будете глаголющии, но Дух, Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10, 20). Итак, Он говорит, как Ему угодно, а не как они хотят.

787. Услышав сие и удостоверясь, он сказал: как мы читаем в житиях древних святых отцов, что они получали от Бога все, просимое ими?

На это Старец отвечал ему: не все, просимое ими у Бога, получали они, но что получили, то и написали нам. Да уверит тебя в сем евангельское слово, которое говорит: приступи к Нему человек… глаголя: сын мой зле беснуется… и приведох его многажды ко учеником Твоим, и не возмогоша его исцелити (Мф. 17, 14–16). Если же апостолы не получили тогда исполнения сего прошения, то как можем сказать, что святые получают все, просимое ими. Ибо и сами апостолы вопросили Его, удивляясь и говоря: Владыко, почто мы не возмогохом изгнати его? И рече им: сей род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 19, 21).

Потом муж сей опять спросил: почему же святые не получают всего, что просят в прошениях своих?