A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 804. Между сими тремя один лучше других, не его ли даст им Бог?

Ответ. Ежели избрание одного из них жители предоставят архиепископу, то Бог даст им того, который, как Он видит, более будет полезен для них. Когда, например, будет в числе их строгий, а они еще имеют нужду в строгости, к исправлению своему, то такой и дастся им.

Вопрос 805. Если город по сему случаю разделяется, и некоторые просят по вере, а другие по пристрастию, представленные же от обеих сторон будут люди достойные, то что из этого выйдет?

Ответ. Бог даст тем, которые просят по вере, а другим не даст, не потому, чтобы отвергал представленных ими, но (отвергая) злое прошение их.

Вопрос 806. Что же, если представленный просящими не по вере будет предпочтен представленному просящими по вере?

Ответ. (Значит), что сердцеведец Бог, взирая на произволение просящих с добрым намерением, даст им представленного от других, не по прошению тех, которые представили его, руководясь злым помыслом, но ради благого произволения сих, усердствующих взять лучшего, и по неведению не представляющих такового.

Вопрос 807. Бывает, что и те, которые руководились неправым помыслом (в прошении своем), получают благое, не по достоинству. Отчего так случается?

Ответ. Ради достойных Бог милует и недостойных; ибо он дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5, 45). Он объявил нам сие чрез Божественное Писание, говоря Аврааму: аще обрящутся тамо десять праведных во граде, не погублю места того десятих ради (Быт. 18, 32). Если же ради десяти праведников готов был пощадить город, тем более ради стольких пощадит и других.

Вопрос 808. Что же, если они представляют (в епископы) по доброй вере, а ни один из представленных не будет для них полезен: то не даст ли им Бог кого-либо от Себя?

Ответ. Так как они достойны благодеяния, то Бог не исполняет по их избранию, и по времени как-либо внушит или самим избрать себе другого, или — имеющему власть рукоположения поставить им другого, более полезного, нежели представленные ими.

Вопрос 809. Что же, если все просящие просят, руководясь неправым помыслом, но при всем том избирают достойного: будет ли он им дан или нет?

Ответ. Провидец Бог, видя, что они покаются, даст им того, ибо они оказываются достойными сего за будущее покаяние. Если же видит, что пребудут без покаяния, то не даст им такового, за их недостоинство.

Вопрос 810. Ты сказал, отец мой, что когда город разделится во мнениях, то и недостойные бывают соучастниками блага, даруемого им ради достойных. Как же сбудется сказанное в Писании: всяк град разделивыйся на ся не станет (Мф. 12, 25); ибо вот город разделяется, а ради добрых (граждан) весь устоит?

Ответ. Разделяться говорится относительно того, когда обе части уклоняются в злое, и тогда сбывается это: не станет. Явно, что стоять во благом не производит разделения, ибо учение апостольское одно. И апостол сказал: аще ли неверный отлучается, да разлучится (1 Кор. 7, 15). Что же, скажем ли, что от сего разделилась Церковь, и не станет? Да не будет! Ибо Господь сказал: врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Но не устоявший в части благого, сей отделился от нее, устоявший же не отделился.