A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 821. Есть у меня письмоводитель, человек благоговейный и полезный, о котором все так свидетельствуют; но я не решаюсь рукоположить его, дабы не соблазнить некоторых, что рукополагаю своего: как повелишь поступить мне?

Ответ. Относительно письмоводителя своего ты рассудил несправедливо. Когда бы он был человек худой и неспособный, и другие не свидетельствовали бы о нем хорошего, то рассуждение твое было бы справедливо. А как, напротив, о нем свидетельствуют, что он человек добрый и искусный, то ради самооправдания не преступай заповеди апостола, повелевающего рукополагать таковых. Знай же то, что когда кто делает какое-либо дело по страху Божию, не преклоняясь сердцем ко (мнениям) человеческим, то если и последует сему соблазн, он не пребудет долго и не повредит никому. Соблазн сей происходит от зависти диавольской, ибо худое дерево не дает хороших плодов, равно как и хорошее — худых. Прошу вас, простите меня, Господа ради, и помолитесь о мне.

Вопрос 822. Один монах из схоластиков домогался быть рукоположенным в сан пресвитера, в церкви Святого града Иерусалима, и, увлекшись ходатайством некоторых, епископ рукоположил его в диакона, во внимание того, что он схоластик; потом был упрашиваем рукоположить его и в пресвитера. Но раскаявшись в бывшем, послал вопросить того же Старца: хорошо ли он сделал, что поставил его в диакона, и должно ли его рукоположить во пресвитера.

Ответ. Старец сказал: что сделано, — тому так и быть. Не печалься о сем, ибо Бог силен по воле Своей привести брата в познание истины. Но остерегись сделать его пресвитером в настоящее время. Когда он покажет плоды, достойные дела сего, тогда Бог известит (тебя) о нем, ибо Он недалеко от нас (см. Деян. 17, 27). Ты не должен обращать внимания на имя схоластика или на одну только мирскую премудрость, ибо если человек не имеет данной свыше духовной премудрости, то бесполезна ему первая; если же имеет ту и другую, то таковой блажен. Писание говорит: всяк книжник, научивыйся Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая (Мф. 13, 52). Берегись же, чтобы не колебаться всяким ветром (Еф. 4, 14). Тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15, 33).

Вопрос 823. Если я не знаю, каких нужно рукополагать для сельских церквей, — как должен я поступить?

Ответ. Согласно со свидетельством домовладельцев. Доверяя их свидетельству и возлагая на них суд свидетельства их, рукоположи представляемых ими. И они будут отвечать за последствия, а ты будешь неповинен.

Вопрос 824. Если селение имеет достаточное число клириков, и жители его свидетельствуют о других, желая, чтобы и те были сделаны клириками: должно ли послушать жителей и произвести (тех людей) сверх надобности?

Ответ. Когда церковь имеет достаточное число клириков, то сверх надобности вы не должны поставлять других, чтобы не произошло смятения. И где их достаточно, там не надобно слушать людей, свидетельствующих о других. Если в селении есть еще десять достойных и народ свидетельствует о них, разве посему они и должны быть рукоположены? Нет; но все должно делаться благоустроенно. Если же (жители селения) имеют действительную надобность в другом клирике и свидетельствуют о ком-либо, то хотя бы он и отказывался, вы должны поставить его.

Вопрос 825. Селение, нуждающееся в клириках, засвидетельствовало о двух, из которых один двоебрачный и богатый, а другой бедный: которого должно поставить?

Ответ. Вы не должны рукополагать двоебрачного, ибо сие будет противно правилу, [143] а поставьте бедного, придумав, откуда собрать ему сколько-нибудь Бога ради (на содержание), по причине бедности его.

Вопрос 826. Так как случается, что в селении уже есть служащие клирики, рукоположенные нами; другие же, будучи рукоположены в ином месте, зачисляются в сельский причт, по соизволению жителей селения, и эти также служат; есть и такие, которые определяются в те же места без соизволения (жителей), по воле сильных: следует ли всем им подлежать и мирской, личной службе и дани, или нет?

Ответ. Рукоположенные или поставленные по просьбе селения не должны бы подлежать ни личной службе, ни дани. Поставленные же по настоянию или убеждению некоторых (сильных людей) также не должны нести службы лично, но участвовать в ней имуществом, особенно, если слышно будет, что они были рукоположены с помощью даров. Ибо дело сие в некотором виде может быть терпимо; [144] но поставленный сам понесет на себе осуждение.

Вопрос 827. Рукополагая (клириков), я оставил одного, потому что был огорчен им, а теперь сокрушаюсь и сам, ибо не знаю, хорошо ли поступил или нет.

Ответ. Если бы справедливо опечалился на него за нерадение его или за другое явное согрешение, то хорошо сделал (что оставил его). Если же ты наказал его так, огорчась на него по плотскому мудрованию, то ты должен покаяться и рукоположить его сам собою (без его просьбы).