A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions
Вопрос 90, того же к тому же. Должно ли вопрошать старцев о всех помыслах, которые рождаются в сердце? Когда кто молится или поет псалмы: [37] должно ли ему произносить (слова) вслух? Также о памятовании всего, что кто-либо сделал, или слышал, или говорил; и следует ли упражняться в трудах наравне с отцами?
Ответ. Брат! Не о всех возникающих помыслах должно вопрошать (старцев), ибо иные мимолетны; но о тех, которые долго остаются в человеке и борют его. Дело сие сходно с тем, когда человек, хотя многие досаждают ему, пренебрегает неприятностями и не заботится о них; если же кто (хотя и один) восстанет и будет нападать на него, тогда он доносит на него правителю. О молитве же и псалмопении (скажу, что) надобно петь не только умом, но и устами; ибо пророк Давид говорит: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 17). И апостол также, показывая, что требуется участие уст, сказал: сиречь плод устен (Евр. 13, 15), и проч. А воспоминаний о том, что ты видел, слышал или сделал, ничто не уничтожает, кроме молитвы, соединенной со смирением, трудами и слезами и с отсечением своей воли. — Отцы, в оной подвизавшиеся, не иначе достигли, как с трудом, слезами и отсечением своей воли. А упражняться в трудах наравне с отцами — значит считать себя за нечто и равняться с ними. Вопрошать же (отцов) и верить ответам (их) есть смирение и успех о Господе. Помолись о мне, брат.
91. Некто другой из старцев вопросил того же Старца: Как блюсти сердце свое? Каким образом бывает брань вражия? Должно ли прекословить борющему нас врагу? О помысле блудном: должно ли заграждать ему вход? И как поступать, если он войдет? О пище: принимать ли ее на вес унций, [38] или просто руководясь благоразумием и сохранением себя?
Ответ. Блюсти сердце — значит иметь ум трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань. — Сперва ум пренебрегает помыслами своими, а потом уже, когда враг увидит нерадение, старается ввести в него брань. Если же хочешь узнать (о помысле), враг ли он тебе или друг, сотвори молитву и спроси его: наш ли еси, или от сопостат наших (Нав. 5, 13), и он скажет тебе истину, ибо предательство бывает от нерадения. Не противоречь же, потому что враги сего желают (и видя противоречие), не перестанут нападать: но помолись на них ко Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их. Касательно же блудного беса: весьма хорошо заградить ему вход; если же увлечешься, и он войдет (чрез помыслы), то подвизайся против него, повергая немощь свою пред Богом и молясь Ему, и Он изгонит его. На вопрос же твой о пище (скажу): пусть благоразумие и охранение себя руководят жизнью твоею, и помолись о мне любви ради.
92. Того же к тому же Cтарцу. Отчего отягощается сердце мое, одолевает меня безмерный сон, и я вовсе не имею умиления?
Ответ. Сие (враг) всемерно наводит на безмолвствующего для того, чтобы, предавшись унынию, он убегал подвига и пришел в отчаяние. Мы же повергнем немощь нашу пред Могущим: твори вся по преизбыточествию, ихже просим или разумеем (Еф. 3, 20), пока Он не сокрушит сонмища аммореев; и Он не попустит Мадиаму, Амалику и сынам Востока истребить плоды наши (см. Суд. 6, 3–4). Потерпим же при помощи Владыки нашего Бога, ибо Он сильнее всех их, и спасемся.
Вопрос 93, того же к тому же. Отчего ночью мечтаются мне одни лица, а днем ощущаю брань через другие? Случается же так, что бывает осквернение во сне и без представления лица: равным образом случается, что иногда мечтание бывает с услаждением, а иногда без услаждения?
Ответ. Те же, которые борются с тобою днем, борют тебя и ночью, показывая чрез сие, что ты еще находишься в их руках; они же преобразуются или в то, или в другое подобие. А что иногда (мечтанье) бывает с услаждением, а иногда без оного: это происходит, как я уже сказал, оттого, что они принимают на себя разные образы, дабы привести человека в недоумение и смущение. Ночная же брань двояка: одна происходит от сластолюбия, а другая от искушения диавольского, чтобы привести человека в отчаяние, — к той мысли, что нет для него более спасения. Когда случится тебе искушение от сей брани, делай семь раз по семи земных поклонов, то есть 49, говоря на каждом: «Господи, прости меня имени ради Твоего святаго!» Если же (искушение) случится во время болезни или в день воскресный, когда не следует делать земных поклонов, то вместо 49 коленопреклонений произноси молитву эту 70 раз. Различие же искушений таково: искушение диавольское бывает от возношения, а искушения сластолюбия бывают от чревообъядения.
Вопрос 94, того же к тому же. Если случится мечтание (осквернение) ночью, а утром надобно приступить к Святому Причащению, как следует тогда приступить?
Ответ. Приступим как уязвленные, не как пренебрегающие, но как имеющие нужду во враче, и Тот, Который исцелил кровоточивую, исцелит и нас. Возлюбим много, чтобы и нам простилось много. А когда приступишь к Причащению, говори: «Да не будет ми Святыня сия, Владыко, в суд или во осуждение, но во освящение души и тела». И тогда приступи со страхом; и Владыка наш Господь, по человеколюбию Своему, сотворит с нами милость Свою. Аминь.
Вопрос 95, того же к тому же. Так как ты, отец мой, сказал мне в ответе своем, что (мечтания), случающиеся с человеком ночью, одни бывают от возношения, по искушению диавольскому, другие по сластолюбию от чревообъядения, то возможно ли диаволу произвести это в человеке единственно по зависти и тогда, как он не превозносится и не предается сластолюбию? И как узнать, если бывает ночью движение плотское, естественное ли оно или нет? Случается ли естественное движение у совершенных? И делать ли земные поклоны в Пятидесятницу или нет?
Ответ. Диавол может произвести с нами искушение и по зависти; но когда с нашей стороны не содействует сему возношение или сластолюбие, не может часто повторять сего. Как строящий дом, если не найдет потребных материалов, трудится напрасно; подобно тому и диавол. Признак же естественного движения есть, когда кто видит, что движение приключается ему не от превозношения, не от сластолюбия и не по зависти диавольской. Бывает же сие не по зависти (диавольской), а от естества тогда, когда кто подвергнется сему, уснув с надеждою, после многих молитв, призывая Святую и Единосущную Троицу и ограждая себя крестным знамением. Совершенные же не подвержены и сему; ибо угасили и естественное (движение), оскопивши себя духовно Царствия ради Небесного, то есть умертвили уды свои. А о земных поклонах в Пятидесятницу тебе уже было сказано в другое время, что надобно их класть только в своей келлии. Помолись о мне, брат.
Вопрос 96, того же к тому же. Отчего происходит, что я хочу удержать чрево свое и уменьшить количество пищи, и не могу? Если же и уменьшу, то снова, спустя несколько времени, возвращаюсь к первой мере своей, также и в питии?
Ответ. Бог да помянет любовь твою, брат мой, за то, что ты упомянул мне о страстях моих, ибо и я страдаю тем же. Никто не освобождается от сего, кроме пришедшего в меру того, который сказал: забых снести хлеб мой: от гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей (Пс. 101, 5–6). Такой скоро достигнет уменьшения пищи и пития, ибо слезы служат ему хлебом, и наконец доходит до того, что питается Духом Святым. Поверь мне, брат, что я знаю человека (известного Господу) такой меры: в течение недели раз, и два, и чаще восхищается он к духовной пище и от сладости ее забывает чувственную пищу, когда же приходит вкусить (хлеба), то, как бы пресыщенный и брезгливый, не хочет вкушать его; вкушая же, осуждает себя, говоря: отчего я не всегда в таком состоянии? И желает преуспеть еще более. — А мы, брат мой, где находимся? Пойдем, — умрем. Прости меня, что, не находя, чем похвалиться из своих трудов, хвалюсь чужими, к своему собственному осуждению.