A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

126. Вопрос того же. Хорошо ли мне упражняться в молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», или лучше поучаться в Божественном Писании и стихословить псалмы?

Ответ. Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно, по написанному: сия подобаше творити, и онех не оставляти (Мф. 23, 23).

Вопрос 127, того же к тому же Великому Старцу. Когда читаю псалмы, должно ли после каждого псалма произносить Отче наш или прочитывать в свое время Отче наш и прочее (то есть тропари) до конца молитв (положенных после каждой кафизмы)?

Ответ. Прочесть один раз [46] Отче наш и последующие молитвы будет одно и то же, т. е. будет достаточно.

128. Того же к тому же Великому Старцу. Следует ли в конце вечернего и ночного славословия и молитвы, поминать: о мире Святых Церквей, царя, правителей, всех людей, нищих, вдовиц и тому подобное? И если тот, кого просят (помолиться), сознает себя страстным, должен ли он молиться?

Ответ. Поминать в молитве о мире Святых Церквей и прочее за сим последующее — хорошо, ибо о сем апостольское есть завещание; но, исполняя сие, (надобно сознавать себя) недостойным и не имеющим на то силы; и о просящем хорошо помолиться. Евангельское и апостольское слово говорит: всякому просящему у тебе дай (Лк. 6, 30), и: молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16), и еще: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 6, 31). И об апостолах молились некоторые. Кто нерадит о заповеди, тот и сам себя осуждает, а потому могу или не могу, понуждаю себя к исполнению заповеди.

Ответ 129, того же Великого Старца к тому же и живущей с ним братии, которые просили у него молитвенной помощи на врагов, и — сказать им, как живет другой Старец, авва Иоанн.

Радуйтесь о Господе, чада вожделеннейшие и любезнейшие! Господь да исполнит во благих прошения ваши, и да в вас лук сильных изнеможе (см. 1 Цар. 2, 4), и да препояшетеся вы с высоты силою. Удивляюсь, если вы столько же желаете пользы душам вашим, сколько я желаю ее, день и ночь моля Бога о спасении вашем; не говорю же, что не желаете, но что не знаете ее. Еще и здесь (на земле) делаются известными чины, степени и меры будущего наследия. И как человек, славный в мире, опытный в делах житейских и понимающий величие, преимущество и честь воинского звания, старается включить в оное детей своих, дабы и они достигли сего величия; а дети, по неопытности, небрегут о сем; иногда же, не понимая чести, какой удостаиваются великие воины, лучше желают заняться (каким-нибудь) художеством: так и я в отношении вас. Но простите меня в том, что я сказал, как человек безумствующий; пришед же в себя и вспомнив, что я, земля и пепел, — хранилище всех зол, прослезился о том, о чем говорил, и сказал себе: напрасно похвалился я, земля и пепел (Быт. 18, 27). Впрочем, как я уже прежде сказал, что желаю вашего спасения и хочу быть ходатаем за вас о всяком благе, то, если буду в состоянии, исполню это по силе моей. Касательно же жизни единодушного сына моего, благословенного и смиренного послушника, во всем отвергнувшего все свои хотения даже до смерти, что сказать вам? Господь сказал: видевый Мене виде Отца (Ин. 14, 9), и о ученике сказал, что он может (то же), что и учитель его (Мф. 10, 25). Имеяй уши слышати да слышит (Мф. 13, 9). Простите меня и помолитесь о мне.

130. Прошение того же к тому же Великому Старцу о здравии аввы (Серида), который был долго болен, и о душевных страстях, и можно ли посещать близ живущего Старца, и отчего тело ощущает тяжесть?

Радуйся, брат, о Господе! О здоровье сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых (о чем я и известил его), чтобы он не был болен ни одного дня, — и это исполнилось бы; но тогда он не получил бы плодов терпения. Разве он не знает, что претерпел я? — болезни, горячки, скорби, пока пришел в это благонадежное пристанище. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения. О страстях (скажу): всякий должен по возможности покорить себе тело свое скудостью и скорбью. Посетить брата хорошо, а празднословить худо. Самое дело научит тебя, как поступить: посети ближнего и воздержись от празднословия; подражай же собеседованию святых отцов, например (спроси): как пребываешь, авва? И потом: скажи нам слово жизни вечной, как обрести нам путь Божий? Помолись о мне многогрешном, и подобное тому. Наконец (сотвори) молитву и пойди с миром. Ты ощущаешь тяжесть в теле от уныния и по действию демонов. Да укрепит тебя на них Бог законно подвизаться, победить и быть увенчанным о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки, аминь.

Ответ 131, того же Великого Старца к тому же.

Брат! Ты сказал о себе: я болен телом и душою, а зачем скрыл, что здравствуешь волею своею? Касательно души и тела ты не знаешь, что тебе полезно; о воле едва ли и многое множество сведущих знают более тебя. Или не знаешь, что я всегда уязвляю тебя (обличениями) при всяком случае. Если можешь терпеть, терпи. Я говорю как безумный, потому что действительно безумен; но и ты говоришь так же; ибо сказать: «Я не знаю, что мне полезно», — значит то же самое. Господь да даст нам разум во всем. Прости меня и помолись о мне.

132. Того же к Великому Старцу вопрос и прошение о молитве. Молю тебя, честный отец, скажи мне, что значит добрая и злая воля, чтобы я не оставил без внимания святые твои слова; и прости меня и помолись о мне, да избавлюсь от диавола и его смущения.

Ответ. Брат! Всякий покой телесный мерзок Богу нашему; ибо Он Сам сказал: узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7, 14). Избрать этот путь есть добрая воля; и тот, кто держится его, во всяком деле, произвольно избирает себе скорбь по силе своей. Или не знаешь, что говорит апостол: умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27). Видишь ли, что божественный муж волею порабощает тело свое, хотя оно и противилось тому? Имеющий сие доброе желание спасения ко всякому из требуемых нуждою действий своих примешивает небольшую скорбь. Например: могу лечь спать на мягкой, набитой пухом постели, но предпочитаю небольшую скорбь (если только это скорбь), и по собственному желанию ложусь на рогоже, ради немощи телесной, стыдясь и этого, потому что другие упокоиваются на голой земле, а иные на изголовьях, набитых мякиною, как святой Арсений и многие другие; а иные клали и терновник под голову, предпочитая скорбь. И еще: нахожу ли близко воду или удобные поварни? Как делатель, должен я избрать далечайшую из них, чтобы нанести телу небольшую скорбь. Еще: могу ли иметь хорошую пищу и чистый хлеб? Должен предпочесть худшее, чтобы поскорбеть хотя немного, вспоминая томящихся голодом и вовсе не вкушающих вареной пищи, а тем более Владыку нашего Иисуса, Который вкусил желчи и оцта меня ради. Это-то и есть воля по Богу. — Воля же плотская состоит в противном сему, то есть чтобы во всем иметь покой. Или не помнишь, что говорим всякий день? Затвори скорее двери, чтобы не обеспокоил нас ветер или пыль. И опять: вот посмотри, брат, пища пригорела, и я не могу есть ее, и прочее; и просто сказать, во всем так поступаем; это-то и есть злая воля; отсеки ее и спасешься. — Если же побеждаешься этим, то укоряй себя, а ближнего своего оправдывай. Ленивый брат! Знай о Господе, что истаяла, яко паутина, душа моя. Трудно спастись! И как заблуждается тот, кто думает спастись, упокоивая себя во всем. Если потрудишься со мною немного, то я помолюсь Богу, чтобы Он исполнил прошение твое. И когда будешь вспоминать Его и святых Его, то отступит от тебя диавол и смущение его. Если скажу, что не молюсь о том, чтобы Господь укрепил и утвердил вас во всяком благом деле, то солгу; но Царствие Небесное получают лишь те, которые нудят себя (см. Мф. 11, 12). Если не понудим себя немного, то как можем спастись? Или, как может молитва святых много успеть, если не будет поспешествуема (Иак. 5, 16). Помолись о мне, брат.