A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Не скорби, брат: смерть без грехов — не смерть, но переход от скорби к покою, от тьмы в неизреченный свет и жизнь вечную. Говорит же тебе Бог Великий Царь наш: прощаются тебе все грехи твои, преимущественно за молитвы и моления святых и ради твоей веры в Него; и да подаст Он тебе терпение до конца.

145. Того же к тому же Великому Старцу вопрос. Владыко, отец мой, я в руках Божиих и твоих. Будь ко мне милостив до конца и поспеши разрешить меня, [49] предав Владыке моему Христу, наставляя святыми твоими молитвами, и спутешествуй мне на воздухе и в пути сем, коего не ведаю.

Ответ. Брат! Я предаю тебя Христу, благоволившему умереть за нас, Владыке неба и земли и всего живущего, да уменьшит Он в очах твоих страх смерти и соделает беспрепятственным восход души твоей, и да сподобит тебя поклониться Святой Троице с дерзновением, то есть как освобожденного, но боящегося и трепещущего, подобно Ангелам; и да упокоит тебя со святыми Своими. Итак, иди и молись о мне.

146. Другой брат больной, получив чахотку и весьма страдая, просил того же Великого Старца помолиться о нем и испросить ему оставление грехов.

Ответ. Не бойся, брат, но да возрадуется душа твоя и да возвеселится о Господе. И поверь о Господе истине моих слов, что Бог, по прошению твоему, простил тебе все твои согрешения с детства и до настоящего времени. Да будет же благословен Бог, восхотевший простить тебе все! Итак, не скорби о том, что ты страдаешь: это не зло, а болезнь, которая пройдет.

147. Так как болезнь его усилилась еще более, то некоторые из братии просили другого Старца объяснить им предыдущий ответ: о жизни или о смерти сказал Старец.

Ответ Иоанна. О смерти. Но Старец может испросить ему и жизнь, если получит на то извещение от Бога.

148. Услышав сие, они просили Великого Старца помолиться, чтобы Бог продлил жизнь (больному).

Ответ. Благой и Милосердый Бог мой более и более да исполнит вас радостью Святого Духа, аминь. О брате же скажу вам: достаточно ему и того, что он сподобился получить; ибо он обогатился внезапно и из раба сделался свободным. Но да будет благословен Бог, благоволивший так и принявший моление. Не говорите ничего брату, чтобы не ввести его в скорбь, а сохраните эту тайну: ему предлежит не смерть, а переход от смерти в жизнь вечную, и от скорби в покой. Чада мои возлюбленные, радуйтесь о Господе.

149. Когда брату стало еще тяжелее, и он весьма страдал, снова просили того же Великого Старца, чтобы он умолил Бога скорее помиловать брата. Великий Старец отвечал:

Болезнь его продлилась для того, чтобы не приписал себе дарованного ему по молению о нем. Бог же сотворил и творит полезное ему молитвами святых, аминь. — И после сего ответа брат тот скончался с миром.

150. Один безмолвствующий старец, именем Евфимий, послал нижеследующую молитву к тому же Великому Старцу, чтобы чрез него Бог даровал ему ответ на вопросы, заключающиеся в сей молитве.

О Жизнодавец! Путь сущих во тьме! Просвети и нас, пребывающих во мгле. Ты, Святой, сказал: просите, и дастся вам… толцыте, и отверзется вам (Лк. 11, 9), а как Ты и нам хочешь отверзть дверь спасения, ускори, потому что уже начал. Если бы Ты не хотел спасти нас, то не сделал бы нам известным того, что для нас невозможно, для Тебя же, как для Бога, возможно. Святой! Ты сказал нам: очисти себя, если хочешь, чтобы пришел Я к тебе; а я говорю, Святой, что брение само себя очистить не может. Владыко! Ты сказал нам: желающий сподобиться Моих дарований должен познать стези Мои во всем. Как же может познать их слепорожденный, если не откроются его очи? Слепой ищет руководителя, чтобы каким-нибудь образом найти для себя хотя малую услугу. Как Вартимей (сын Тимеев), сидя при пути, просил милостыни; и когда услышал, что Свет правды проходит мимо него, по пути сему, воззвал: Сыне Давидов, помилуй мя (Лк. 18, 39), и когда умилосердилась над ним благость Твоя, и Ты призвал его и сказал: что хощеши, да ти сотворю? Он же рече: Господи, да прозрю, и тотчас же благость Твоя рекла: прозри; и он прозрел, увидя следы Твои, и последовал за Тобою (Лк. 18, 41–42). И я (также) хочу воззвать (к Тебе), но возбраняет мне тот, кто всегда хочет омрачить очи видящих. Если благости Твоей угодно призвать и меня и сказать: что хощеши, да сотворю тебе? — воззову и я, по примеру того (слепца): Господи, да отверзутся мои очи. Ибо если бы некий прокаженный мог очистить себя, то не взывал бы: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити (Мк. 1, 40); но очистил бы сам себя. Подобно ему и я взываю: обрати ко мне тот святой глас: хощу, очистися (ст. 41), и проказа немедленно оставит меня. Когда же прозрю и буду очищен, тогда и познаю следы Твои, чтобы ходить вслед Тебя; ибо Ты — путь заблудших.

И я прошу тебя, отца моего: ей, отче, помолись Владыке моему Христу, да отверзет мои очи; ибо я имею в тебе руководителя, приводящего меня ко Владыке Иисусу. Тому слава со Отцем и Святым Духом во веки веков, аминь.