Творения

35. У того же Моисея показано, что на этом древе подвешена жизнь всех людей, когда он говорит: Увидите жизнь вашу висящею пред взором очей ваших и ночью, и днем, и Изъяснение тайн 27 будете трепетать, и не будете уверены в жизни вашей52. И оно у Иеремии подкладывается в пищу: Они составляют замыслы против меня, говоря: положим ядовитое дерево в пищу его53. Из этой материи был жезл, кудесников посрамляющий54, Фараона устрашающий55, Египет казнями изнуряющий56, пучину разверзающий, море разливающий57, источник исторгающий58, горечь отнимающий и сладость внушающий59; ибо таинством оного умягчаются сердца неверных и от горечи грехов и нечестия обращаются ко сладости веры60. И дабы все в этом таинстве в сокровенных своих последствиях согласовывалось с тем, что происходило тогда, Писание прибавляет: Там Бог положил народу оправдание и осуждение и там испытывал его61. Хотя и употребляется слово там, однако это обозначение события, а не места. Ведь мы не видим, чтобы в том месте что-либо постановлялось к оправданию, осуждению или испытанию.

36. И напротив, в таинстве древа, на котором был подвешен Господь62 и на котором Он пригвоздил вместе с Собою все, что было враждебно человеческому спасению63, есть и оправдание, поскольку праведный — от веры64, и осуждение, поскольку неверующий уже осужден65, и испытание, поскольку через соблазн креста66 приходит спасение, ибо крест для погибающих есть юродство, а для верующих во спасение — сила Божия67.

Итак, коль скоро позор креста есть испытание веры и коль скоро неверие есть причина осуждения, а вера есть награда оправдания, то по справедливости в таинстве древа, переменяющего воду от горечи к сладости, содержатся и оправдание, и осуждение, и испытание.

37. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах68. Стало быть, в происходящих событиях осуществляется духовное предустановление: ведь из Мерры, места горечи69, они переходят в Елим, где двенадцать источников водных и семьдесят финиковых дерев. После познания таинства древа требуется обрести место для стана апостольской веры и евангельской проповеди, где семьдесят проповедников70 осеняют во времени и где двенадцать апостолов произливаются в вечность. А поскольку те семьдесят, избранные для проповеди Евангелия, впоследствии оказались неверными, так как они все же предали плод веры покорившимся им духам нечистым71, между тем как апостолы твердо стояли в проповеди веры, то хотя о семидесяти деревьях и было упомянуто рядом с двенад- цатию источниками, однако, как уверяет Писание, упокоение обретается единственно в стане, расположенном подле вод. 28 Иларий Пиктавийский

38. А сколь великий и какой совершенный образ духовного заключается в мясе перепелином и в снеди манны72! Народ, который был выведен из Египта, ропщет на вождей: он тоскует по мясу, питаться которым привык в Египте. Под вечер налетает стая перепелов и накрывает собою стан; и люди едят их мясо. А поутру найдена манна. Каждому, без различия пола и возраста, назначается одинаковая мера ее: у собирающего больше не бывает излишка, а у запасающего меньше не бывает недостатка. В той же, что превышала меру необходимого, заводились черви. А что оставалось от манны, собранной в стане, то истаивало под палящим солнцем. На шестой же день ее насыпается вдвое, однако она не портится, а на седьмой день73 манна не посылается, хотя некоторые из народа все-таки тщетно ожидали ее. А в конце один гомор, то есть доля, назначенная одному человеку, помещается в золотой сосуд и сохраняется во свидетельство для будущих поколений.

39. И здесь надлежит усмотреть, что манна дается для испытания: через соблюдение меры ее каждому предстоит быть испытанным на то, способен ли он к исполнению заповедей Божи- их. Ибо так и было написано: И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет74. О мясе же было сказано так: Вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом75.

Мясо знаменует вечернюю трапезу, манна же — насыщение утреннее. А значит, под мясом подразумевается то, что народ, обретающийся в пустыне, удерживает тяга к привычному, ибо он алчет египетского мяса76. Каковое он вечером и получает, неверный, стало быть, Богу и нетерпеливый в отношении обетовании Его вплоть до скончания века, знаменуемого вечернею трапезою, и привыкший к мирским вожделениям, которые часто олицетворяются через Египет. И, наконец, народ получил это мясо лишь единожды, дабы чрез это нам было указано, что оно даровано было не для удовлетворения насущной потребности, но во знамение прообразовательное.

Что же до манны, то под ней подразумевается испытание. Ибо через нее люди испытываются на то, будут ли они покорствовать Богу, то есть будут ли они достойны вкусить истинного хлеба с Небес, и о смысле этого испытания надлежит дознаться из нижеследующего. Изъяснение тайн 29

40. Ее обретают утром, а это время небесной трапезы в день Воскресения Господа77. Всякому полу и возрасту назначается одно и то же, что противоречит человеческому естеству, ибо каким же образом младенцу и мужу может быть потребно одно и то же количество пищи? Однако с точки зрения духовного прообразования это весьма уместно, чтобы все равномерно наделялись небесною пищею, сила которой не зависит от различия частей,— ведь мы обращаемся к тем, кому ведомо Таинство78,— так что никто не имеет излишка от больших частей или недостатка от меньших, и, стало быть, все в равной мере бывают насыщены тем, что было воспринято ими разделенным на части79.