Сборник "Древние иноческие уставы"

3. Преподобного Орсисия аввы Тавеннисиотского наставления

1. Об устроении монашеского жительства

1. «Слыши Израилю заповеди живота, внуши разумети смышление. Что есть Израилю? Что яко еси на земли вражии? Обетшал еси на земли чуждей, осквернился еси с мертвыми, вменился еси с сущими во аде, оставил еси источник пре­мудрости. Аще бы путем Божьим ходил еси, жил бы в мире во время вечное. Научися, где есть смышленее, где есть крепость, где есть мудрость, еже разумети купно: где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир? Кто обрете место ея? И кто вниде в сокровище ея?» (Варух. 3, 9—15). Это говорил Пророк Варух тем, которые были отведены в плен в землю Вавилонскую,—в страну врагов своих за то, что не хотели исполнять уве­щания Пророков и забыли закон, данный чрез Моисея. Бог, однако же, навел на них такие казни и кары и подверг их игу рабства с тем, чтоб вразумить их, как своих, и как отец детей исправляет, исправить их. Не хотел Он, чтоб испытав такое наказание, они погибли, но желал спасти их чрез покаяние.

2. А мы, смотря на это, должны припоминать слова Апостола, который говорит: «аще Бог естественных ветвей не пощаде, да не како не пощадит и нас» (Рим.11,21).—Еще ли будем небречь об исполнении заповедей Божиих? — «Сия вся образы прилучахуся о нем, писана же быша в научение наше, в них же концы веке достигоша» (1Кор. 10, 11).—И те были переведены из города Иудейского в город Халдейский,—т. е., переменили место на земле; а мы, если Бог всегда будете видеть в нас одну беспечность, потеряем тот град свой, который в будущем веке. Тогда вместо веселия будем мы преданы в плен мукам и лишимся вечной радости, ко­торую отцы наши и братья обрели постоянством в труде.

3. Не будем же забывать об этом; и судя по долготерпению Божию к нам, не подумаем, что Он не знает, како­вы мы. Бог для того долготерпит и отлагает наказание, чтоб, обратившись к лучшему, не были мы преданы мучениям. Греша (ненаказанно), не подумаем, что Бог соизволяет грехам нашим, когда не тотчас наказывает; но о том да помышляем, что вот вот изыдем из века сего и в оном отлучены будем от отцев и братий наших, украшенных венцами победы.—Но ведь их и мы иметь можем, если захотим последовать стопам их, побуждая себя к тому тою мыслью, что если Апостол еще здесь отлучает святых от грешников, и согрешающих «предает во измождение плоти, да дух спасется» (1Кор. 5, 5); не тем ли паче будет так там? Блажен человек, ко­торый боится Господа, и которого Господь подвергает наказа­нию, чтоб исправился, и научает закону Своему, чтоб ходил в заповедях Его во все дни жизни своей, не испыты­вая мучении совести ни за какой грех.

4. Итак, рассмотрим и мы пути свои и исследуем стези свои; и обратившись ко Господу, воздеем горе—к небу с руками своими и сердце, чтобы в день суда, Он был нам помощником, и чтоб не постыдиться нам, «егда возглаголем врагом своим во вратех» (Пс. 126, 5); но паче удостоиться услышать: «отверзите врата, да внидут людие, хранящии правду и хранящии исти­ну, приемлющии истину и хранящии мир, могущие сказать: яко на Тя надянием надеяхомся Господи, во век» (Исаии 26, 2—4). Да памятуем Господа и Иерусалим (горний) выну да восходит на сердце наше. Возревнуем уподобиться тому человеку, о котором написано: «Благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его: и будет яко древо, насажденное при водах и во влаге пустит корение свое: не убоится егда приидет зной, и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится, и не престанет творити плода. Глу­боко сердце человеку паче всех, и человек есть, и кто познает его? Аз Господь, испытуяй сердца, и искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его» (Иерем. 17, 7—10).

5. Будем помнить о себе и не понерадим о грехах, соделанных нами; с заботливым сердцем будем по­мышлять о каждой заповеди Отца нашего, и тех, которые учи­ли нас. Веруя во Христа, будем готовы и все претерпеть ради Его, зная, что тайна жизни—в хождении по заповедям, как написано: «Светильник ногама моима закон твой и свет стезям моим» (Пс. 118, 105); и еще: «Слово Твое живи мя» (там же, ст.50); и: «Закон Госпо­день непорочен обращали души... Заповедь Гос­подня светла, просвещающая очи» (Пс. 18, 8—9). И Апостол говорит: «Закон свят и заповедь свята и праведна и блага» (Рим. 7, 12). Делом все сие изведав, и мы сподобимся того, что говорится о праведниках: «егда падет не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его» (Пс. 36, 24); и еще: «Седмерицею па­дет праведный и возстанет» (Притч. 24, 16).

6. Ныне убо, братие, если Бог такое являет долготерпение к нам, призывая нас к покаянию, пробудимся от тяжкого сна, «за не супостат наш, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити» (1 Петра 5, 8), которому смело надлежит противиться, зная, что те же брани случались и с отцами нашими. Не престанем трудиться и сеять семена добродетелей, чтобы в будущем веке пожать радость. Внимая тому, что говорит Апостол Павел: «Ты же последовал еси моему учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, терпению» (2 Тим. 3,10), будем следовать примерам Святых и пребудем в том подвиге, который начали, имея начальником и совершителем Иисуса.

7. И так вожди братий, Аввы монастырей, которым вверены люди Божии, каждый из вас с полком своим да ожидает пришествия Спасителя, стараясь приготовить к смотру Его воинство, украшенное всяким вооружением. Не делайте братьям прохлаждения в плотском без того, чтоб в тоже время не доставлять им обильнейшей пищи духов­ой; и опять не усиливайте их в духовном с крайним утеснением в плотском, т. е., в пище и одеянии; но одинаково доставляйте им и духовную и плотскую пищу, и не подавайте никакого повода к нерадению.—И еще—какая это будет правда, — братий угнетать трудом, а самим предаваться покою? Или налагать на них бремя, которого сами нести не можем?—Читаем в Евангелии: «в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7, 2). Да будут же у нас с ними и труд и прохлаждение общее; не будем учеников считать рабами и в их угнетании находить себе удовольствие, чтобы слово Евангельское не укорило нас с фарисеями: «и вам законникам горе, яко налагаете на человеки бремена неудобе носима, сами же и единем перстом вашим не прикасаетеся бременем» (Лук. 11, 46).

8. Некоторые из ревностно живущих по заповедям Божиим себе лишь внимая, так помышляют в себе и говорят: что мне до других? Мое дело Богу работать и заповеди Его исполнять, что же делают другие, до меня то не касается. Но такое помышление порицает пророк Иезекииль, говоря: «Оле пастыри Израилевы, егда пасут пастыри самих себя? Не овец ли пасут пастыри? Се млеко ядите, и волною одеваетеся, и тучное закалаете, а овец моих не пасете. Изнемогшаго не подъясте и болящаго не уврачевасте и сокрушенного не обязасте, и заблуждающаго не обратисте, и погибшаго не взыскасте, и крепкое оскорбисте трудом, и властью наказасте я и наруганием. И разсыпашася овцы моя, по­неже не имеяху пастырей» (Иезек. 34, 3 — 5). Сам Гос­подь придет с старейшими Своими и началами и на нас сказано будет: «приставницы ваши пожинают вас и истязующие обладают вами» (Ис. 3, 12), вместо того, чтобы сказать: «блаженна ты земля, ея же Царь Твой сын свободных, и князи твои во время ядят в силе и не постыдятся» (Еккл.10, 17).

9. Посему, человече, всех, вверенных тебе до еди­ной души, не переставай увещевать и учить тому, что свято, в себе самом представляя им образец добрых дел; паче же всего остерегайся одного любить, а другого ненавидеть, но всем изъявляй уравнение: иначе может случиться, что кого любишь ты, того ненавидит Бог, и кого Бог любит, того ненавидишь ты. Дружбы ради не потакай погрешающему, и не позволяй себе утеснять одного, чтоб дать льготу другому, иначе даром пропадет труд твой.—Когда кто либо из братий случайно оскорбит тебя, смотри, рассердившись, не скажи: ни увещевать, ни исправ­лять его не буду; спасется ли он или погибнет, какое мне дело. — Что это говоришь ты, человече? Уразумей, каким преодолен ты неистовством! Ненависть возобладала твоим сердцем, чтобы брат погиб более от твоей страсти, чем от своего греха. Тебе должно простить и приять его—кающегося, чтоб мог ты (не стыдясь) говорить оное Евангельское слово: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12). Итак, если хочешь, чтобы Бог оставил тебе грехи твои, оставь и ты брату твоему, чем бы он против тебя ни грешил,— помня заповедь: «да не возненавидиши брата во уме твоем» (Лев. 19, 17),—и слово Соломона, который учит: «поощряй же и твоего друга, его же испоручил еси» (Прит. 6, 3); и еще: «не преставай младенца наказовати: аще бо жезлом бееши его, не умрет от него» (Прит.23, 13); Послушай и Моисея, который го­ворит: «обличением да обличиши ближняго тво­его, и не приимеши ради его греха» (Лев. 19, 17).

10. Все, кому вверено попечение о братиях, да уготовляют себя к пришествию Спасителя и страшному Суди­лищу Его. Ибо, если отдавать отчет за себя сопряжено с опасливым недоумением (как быть — как быть) и страхом, не тем ли паче за вину другого подвергнуться истязаниям и впасть в руки Бога живого? — И не можем мы прикрыться неведением, когда знаем из Писания «яко все творение приведет Бог на суд о всяком прегрешении, аще благо, и аще зло» (Еккл.12, 14); и у Апостола читаем: «всем явитися нам подобает пред Судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор. 5, 10). Исаия также объявляет, что назначен день, в который Бог будет судить вселенную в правде: «се б о День Господень грядет не исцельный ярости и гнева, положити вселенную всю пусту и грешни­ки погубити от нея» (Ис. 13, 9). Знаем мы, что будем некогда взяты на суд и должны будем дать отчет во всем, что написано в законе, что изображено Пророками, и чему святый отец наш учил нас,—почему не делали всего того, или делали, но с крайним небрежением. — И се Тот, Кому весь суд предан Отцем, — сия Истина, учащая всякой истине, говорит: «не мните, яко аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Мои­сей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» (Иоан. 5, 45-46).