Скитский патерик

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Мф. 5, 33–37

Без всякой причины не клянись небом – оно есть Престол Божий, ни землей – она есть подножие ног Его, ни святыней какой-либо, ни своей главой – она есть премудрое создание Божие. Помни: божба или клятва, в обыкновенных разговорах употребляемая, происходит от неимения надлежащего страха Божия. Произноси имя Божие благоговейно, трепетно.

Авва Нистерой Великий говорил: «Христианину должны быть чужды клятва и клятвопреступление».

Некто из отцов спросил авву Пимена: «Кто это говорит: Причастник аз есмь всем боящимся Тебе (Пс. 118, 63)?».– «Это говорит Дух Святый»,– отвечал старец.

Об авве Оре сказывали, что он никогда не лгал и не божился, никому не желал зла и без крайней нужды не говорил.

Злу не противься злом, не воздавай злом за зло

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Мф. 5, 38–39

Не мсти за обиду, ни сам лично, ни через других, например, посредством суда.

Помни, что досадители Царствия Божия не наследуют (см.: 1 Кор. 6, 10).

Авва Иоанн Колов говорил: «Если бесчестят тебя, не гневайся, будь миролюбивым и не воздавай злом за зло».

Брат спросил авву Пимена: «Что значит воздавать злом за зло?». Старец сказал: «Сия страсть обнаруживается четверояким образом: во-первых, в сердце, во-вторых, во взорах, в-третьих, на языке и, в-четвертых, в самом делании зла за зло. Если можешь очистить свое сердце, то зло не обнаружится во взорах; если же обнаружится во взорах, то берегись, чтобы не высказать зла; если же выскажешь, то скорее подави страсть, чтобы не сделать зла за зло».

Авва Исаия говорил: «Когда кто хочет воздать злом за зло, то и одним мановением может оскорбить совесть брата».

Авва Пимен говорил: «Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Если кто услышит худое, то есть обидное слово, и хотя может сам отвечать подобным словом, но преодолеет себя и не скажет; или если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего».