Труды

XVII.

1. И вот кочевавший народ, возбужденный нехваткой воды, уже с трудом удерживался вождями от погибели[307]. Тогда Моисей по воле Божьей рассек жезлом скалу в месте, имя которому было Хорив, и добыл великое множество воды. 2. И пришли они в Рефидим и разорили набегами народ Амалекитян. Моисей, когда вышли свои на битву и Иисус[308] возглавил сражающихся, взяв с собой Аарона и Ора наблюдать за битвой и одновременно взывать к милости Божьей, взошел на гору. И хотя войска долго сражались с переменным успехом, молитвами Моисея Иисус победил и к ночи разбил врагов. 3. Тем временем Иофор, тесть Моисея, с дочерью своей Сепфорой, которая была женой Моисея и с отбытием мужа в Египет оставалась дома, и с его сыновьями, услышав о деяниях, которые имели место через Моисея, прибыл к нему[309]. 4. По его совету Моисей установил ранги, поставив трибунов, центурионов и декурионов[310], передав этот необходимый обычай порядка потомкам: Иофор же вернулся на родину. Затем евреи пришли к горе Синай[311]. 5. Там Господь увещевал Моисея, дабы народ был освящен, ибо услышит он вскоре слово Бога: и это было сделано с тщанием. И когда Бог пребывал на горе, воздух содрогался от громких звуков труб и плотные, густые тучи с молниями являлись над вершиной. 6. Моисей и Аарон - наверху горы рядом с Богом, народ же - внизу, стояли. И вот был дан Богом в словах обширный и великий содержанием закон и многократно повторен: его, если кто более подробно интересуется, найдет в Писании[312], мы же его коснемся кратко. 7. Не будет, гласит он, у тебя иных богов, кроме Меня; не делай себе идолов; не поминай имени Господа твоего всуе; не делай никакого дела в субботу; почитай отца своего и мать свою; не убий; не прелюбодействуй; не укради; не произноси ложного свидетельства против ближнего твоего; не желай ничего у ближнего твоего.

XVIII.

1. И пока говорил Господь все это, оглашались окрестности трубным гласом, возгоралось сияние, дым обнимал гору и народ содрогался, не выдерживая слова Божьего; и попросил он Моисея, дабы тот сам говорил с Богом, а услышанное потом передал ему. 2. Затем даны были Моисею такие законы[313]: раб из евреев, приобретенный за деньги, пусть служит 6 лет, после да будет свободным: желающему навечно остаться в рабстве, пусть проколют ухо. Если кто убьет человека, пусть платит за это головой: кто сделал это неумышленно, пусть уйдет в изгнание согласно обычаю[314]. Если кто ударит отца или мать или злословит их, того следует казнить. 3. Если кто продаст похищенного еврея, пусть будет предан смерти. Если кто ударит раба или рабыню свою и от этого он или она умрет, виновник должен понести наказание. Если кто не причинит какого-либо вреда женщине, а только выкидыш ...[315], пусть будет предан смерти. Если кто выбьет рабу глаз или зуб, пусть раб будет отпущен на волю. 4. Если бык забодает человека, то пусть его побьют камнями: если хозяин, зная о норове животного, не устерег скотину, то побить его камнями или внести выкуп, который потребует пострадавший. Если бык забодает раба, то отсчитать хозяину 30 дидрахм. 5. Если кто не покроет выкопанную яму и туда упадет скотина, то должен уплатить хозяину животного. Если бык забодает другого быка, пусть животное будет продано и деньги следует разделить с хозяином, деньги за погибшее животное следует поделить так же. Если же хозяин быка, зная о его норове, не принял меры, пуст отдаст быка. 6. Если кто украдет корову[316], пусть возместит впятеро; если украдет овцу, пусть отдаст четыре; если какая скотина найдется у вора, пусть возместит вдвойне. Ночного вора следует убить, дневного же - нет. Если чей-либо скот потравит чужие посевы, хозяин скота пусть возместит испорченное. Если отданная на сохранение вещь исчезнет, тот, у кого находилась эта вещь, должен поклясться в том, что не совершил никакого обмана. Уличенный вор пусть заплатит вдвойне. Скот, порученный другому и растерзанный зверьми, не возмещается. 7. Если кто соблазнит девственницу, пусть даст за нее выкуп и возьмет ее в жены: если отец девушки откажется ее отдать, пусть соблазнитель даст приданое. Если кто совокупится со скотом, пусть будет предан смерти. 8. Поклоняющийся идолам да будет убит. Вдова и сирота не должны притесняться, бедняка не следует обременять долгом и не следует требовать с него процентов; не следует брать одежду бедняка в залог; начальника народа не должно поносить. Всякие первенцы да будут принесены Богу. Мясо скота, растерзанное зверем, есть не следует. Не следует пребывать среди собравшихся для ложного свидетельства или другого зла[317]. (Не проходи мимо заблудившегося скота врага твоего, но приведи обратно. Если увидишь животное врага твоего, павшее под тяжестью ноши, ты должен развьючить его. 9. Невинного и правого не убивай. Не суди неправедно за подношение)[318]. Даров не бери. Пришельца принимай с добром. Шесть дней следует заниматься делами, в субботу же - отдыхать. Плоды седьмого дня не следует собирать, но оставлять бедным и нуждающимся.

XIX.

1. Примерно такие слова Бога принес Моисей народу и поставил под горой алтарь из 12 камней. 2. И вскоре вернулся на гору, где пребывал Бог, взяв с собой Аарона, Навада[319], Авиуда и 70 старейшин из народа[320]. Не дано им было узреть Бога, однако место, где Он стоял, увидели: его удивительный облик и необычайное сияние уже были описаны. Моисей же, приглашенный внутрь облака, которое окружало Его, вошел и, как передают, 40 дней и ночей пребывал там[321]. 3. Тогда было сказано словами Бога о сооружении скинии, о ковчеге и о священных обрядах; поскольку об этом и так многое известно, я не хотел бы включать оное в свой столь краткий труд. 4. Однако за все то долгое время, пока Моисей пребывал на горе, ибо 40 дней находился он в общении с Богом, отчаявшийся в его возвращении народ заставил Аарона сделать идола. 5. И вот создал он из литого металла голову тельца[322]. И когда народ, забыв Бога, принес ему жертвы и предался чревоугодию, Бог, видя это, воспылал праведным гневом и, если бы не умолявший его Моисей, уничтожил бы неверный народ. 6. Но вернувшийся [наконец] Моисей, неся с собой две каменные скрижали, надписанные рукою Бога, уличил предавший народ в роскоши и святотатстве и разбил их, полагая, что незачем им быть у народа недостойного, которому Богом был дан закон. И вот собрал Моисей вокруг себя много кричащих Левитов[323] и приказал им, дабы обнажили они мечи и избили народ. Как сообщается, в ярости убили они 23 тыс. человек[324]. 7. И вот поставил Моисей за пределами лагеря шатер, и сколько раз входил он туда, столько раз был виден столп облачный, стоящий у входа[325], и Бог лично беседовал с Моисеем. 8. И попросил Моисей, чтобы Бог явился ему во всей своей славе, но сказал Он, что не могут глаза смертного воспринять обличье Его,однако чуть позже все же позволил увидеть Себя уходящего: и скрижали, которые ранее разбил Моисей, были сделаны заново. Но, говорят, задержался Моисей при этом разговоре с Богом на 40 дней. 9. И когда сошел он с горы, неся скрижали, таким сиянием светилось лицо его, что народ не мог на него смотреть. И когда стал он, по велению Бога, говорить, то закрыл свое лицо покрывалом и таким образом слово Божье народу передал[326]. Оно было помещено внутри скинии и ковчега. 10. Когда Бог призывал Моисея, опускалось сверху облако и, когда Моисей входил туда, покрывало скинию. Таково, примерно, содержание двух книг - Бытия и Исхода.

XX.

1. Далее следует книга Левит, в которой содержатся правила жертвоприношений, дополняющие ранее данный обширный закон, и много говорится о жреческих установлениях. Об этом, если кто захочет узнать более подробно, пусть найдет в Писании. Мы же, предприняв труд сей, последуем далее, придерживаясь формы исторического [сочинения]. 2. Итак, Левий, поставленный на священство и выделенный из народа, исчислил оставшихся и получилось 603 500 человек[327]. 3. И когда народ потреблял манну, что падала с неба, - ибо столь велики были благодеяния Бога, - то часто неблагодарный восставал, привыкнув к изобилию, которое имел в Египте[328]. 4. В то время Бог опустил на лагерь огромное количество перепелов: и когда их с жадностью поедали, многие погибли с кусками мяса во рту[329]. И столь великое бедствие обрушилось в этот день на лагерь, что, как сообщается, умерло тогда 23 тыс. человек. 5. Так народ был наказан за ту еду, которую пожелал. Двинувшись оттуда дальше, пришли евреи в Фаран; и сказал Бог Моисею, чтобы отправил он в эту землю соглядатаев. И много было всякого богатства в этой счастливой земле, но много и сильных народов и большое количество укрепленных стенами городов. 6. И когда рассказали об этом народу, многих охватил страх, и с этим малодушием пришли они, чтобы лишить Моисея власти и выбрать себе нового вождя, который повел бы их обратно в Египет[330]. 7. Тогда Иисус и Халев, которые тоже ходили в ту землю, разодрав одежды и рыдая, стали умолять народ не верить тем соглядатаям, которые так напугали его, и каждому быть заодно с теми, кто, ничего не убоявшись, окажется в земле той: 8. больше полагаться на обещание Бога и вражескую добычу, чем на уход обратно. Но народ необузданный, по злобе своей разумным советам сопротивляющийся, обрек их на гибель. За это разгневанный Бог часть народа отдал на заклание врагам, а соглядатаев, народ смутивших, поразил Сам.

XXI.

1. Но вновь последовало непокорство народа, когда под водительством Дафана и Авирона вздумал он подняться против Моисея и Аарона, но их живых поглотила разверзшаяся земля[331]. 2. И еще немного времени спустя весь народ так ополчился на Моисея и Аарона, что вошел в скинию, а это не являлось грехом только для священников[332]. И тогда на евреев обрушился мор: и все мгновенно бы погибли, если бы молитвами Моисея милосердный Бог не отвратил этого бедствия. Число же погибших было 14 700. 3. Немного времени спустя, у воспрявшего духом народа возникло, что часто бывало, возмущение от недостатка воды. Тогда Моисей, надоумленный Богом ударить о скалу жезлом, - известным ему способом, ибо так он уже делал до этого - дважды коснулся камня и оттуда пошла вода. При этом Бог сказал Моисею, что из-за сомнения его только после второго удара появилась вода; именно по причине этого греха не вступит Моисей на землю обетованную, только увидит ее издалека. 4. И вот Моисей, выступив в путь и готовясь провести через Эдом народ свой, направил к местному царю послов, прося пропустить народ и надеясь по праву кровного родства избежать войны, ибо народ этот предком своим имел Исава. Но царь, отвергая просящих, отказался пропустить их, выступив навстречу с войском. 5. Тогда Моисей повернул к горе Ор, воздержавшись от следования по запрещенной дороге, дабы не давать повода к войне между родственниками, и на своем пути поразил царя народа Ханаанейского[333]. Также победил он еще Сеона[334], царя Аморейского и всеми его городами завладел; поразил также царей Васана и Валака. Разбил он свой лагерь у Иордана недалеко от Иерихона[335]. Тогда же выиграли евреи сражение против Мадианитян и покорили их. 6. Моисей умер после того как 40 лет водительствовал народом в пустыне[336]. Впрочем, как передают, евреи потому столько времени пребывали в пустыне, чтобы все, кто не поверил слову Бога, умерли. И никто сверх 20-летнего возраста среди вышедших из Египта, за исключением Иисуса и Халева, Иордан не перешел. 7. Сам Моисей землю обетованную только [издалека] увидел, но не коснулся: грех его заключался в том, что, когда велено ему было ударить о скалу и добыть воду, он, после столь многого опыта добродетели, усомнился. Умер же он в возрасте 120 лет. 8. О месте его погребения известно мало.

XXII.

1. По смерти Моисея верховная власть была передана Иисусу, сыну Навина, мужу добродетелями своими схожему с Моисеем: ибо Моисей сам поставил его своим преемником[337]. 2. Прежде всего, приняв власть, послал Иисус по лагерю вестников к народу, дабы сделали они запасы и пребывали в готовности, ибо в ближайшие три дня он укажет им дорогу. 3. И запретил тогда Иисус строжайшим образом переходить Иордан, ибо не было у него в то время множества кораблей, а перейти реку в брод он также не мог, поскольку русло реки было полным воды. И вот повелел он священникам нести впереди ковчег и стать прямо против реки, благодаря чему Иордан, как сообщают, был разделен надвое: так войско прошло посуху. 4. Был в этих местах город под названием Иерихон, укрепленный мощными стенами и весьма нелегкий как для штурма, так и для осады. Но Иисус, поверив Богу в том, что вступит он в город этот не мужеством и не оружием, повелел нести ковчег Бога вокруг стен, а священникам идти впереди него и трубить в трубы. И когда ковчег был обнесен вокруг стен в седьмой раз, стены и башни рухнули, город был разграблен и сожжен[338]. 5. Тогда, говорят, Иисус ...[339] затем, поведя свое войско против Гета[340] и устроив засаду позади города, Иисус, притворившись испуганным, бежал от врага[341]. Увидев такое, те, кто оставался в городе, открыли ворота и бросились преследовать народ. Тогда сидящие в засаде захватили пустой город и избили всех, не дав никому убежать, царя взяли в плен и предали смерти.

XXIII.

1. Когда царям соседних народов стало об этом известно, договорились они войной изгнать евреев. Но Гаваонитяне, племя сильное и из богатого города, добровольно отдали себя под покровительство народа, обещавшего поступать с ними по справедливости и взять их под защиту; они же должны были собирать для евреев дрова и приносить воду[342]. 2. Но их поступок вызвал гнев царей близлежащих городов. И вот, собрав войско, обложили они осадой город их, по имени Гаваон[343]. Тогда жители города, затворившись изнутри, послали к Иисусу вестников, дабы поспешил он на помощь осажденным. 3. Он быстрым маршем неожиданно появился перед не ожидавшим его врагом и наголову разгромил многотысячного противника. И когда день стал клониться к закату и, казалось, ночь принесет спасение побежденным, вождь евреев, по великой вере своей, ночь повернул вспять, а день удлинил - потому никто из врагов не спасся бегством. Одновременно с этим подчинил он соседние города своей власти, а царей их казнил[344]. 4. Однако, поскольку всех их мы по порядку перечислять не будем, скажем только кратко, что 29 царств[345] попали под власть евреев, их земля была поделена между 11 коленами. Левитам же, избранным на священство, доля дана не была, дабы служили они Богу свободно. 5. Конечно же, этот пример я не обойду молчанием и о предназначении служащих церковного сообщества охотно расскажу. Чтобы послужил он не только примером забывчивым, но и мной не был упущен - настолько в наше время великая алчность, подобно чуме, овладела душами священников. Жадно смотрят они на имения, возделывают поместья, копят золото, покупают и продают, стремясь через все это к наживе. 6. А те, кто, похоже, задались более благородными целями, не владеют и не торгуют, они, что еще более постыдно, сидят и ждут подношений, и честь всей жизни портят мздою, выставляя на показ свою святость, словно продажную вещь. 7. Но дальше, чем хотел, отклонился я от темы, однако досадны мне наши времена и внушают отвращение; возвращаюсь я к началу. Итак, как было сказано ранее, Иисус разделил между коленами захваченное и евреи наслаждались благами мира, напугав соседей войной с войском, прославленным столькими победами[346]. 8. Тем временем в возрасте 110 лет умер Иисус. О времени его предводительства я знаю немного: есть такое распространенное мнение, что направлял он евреев на протяжении 27 лет. Если это так, то от сотворения мира до его смерти прошло 3884 года.