Труды

VI.

1. После Навуходоносора власть получил его сын, которого в книге Царств, как я выяснил, называют Евилмародак[492]. Он, процарствовав 12 лет, окончил дни свои и уступил престол своему младшему брату, имя которому было Валтасар. 2. И когда тот на 14 год своего правления давал праздничный пир своим начальникам и префектам, то повелел принести священные сосуды, которые были вынесены Навуходоносором из иерусалимского храма и использовались не для царских нужд, а пребывали в сокровищнице[493]. 3. И когда стали гости, все, без различия мужского и женского пола, жены и наложницы царские, пользоваться ими по невоздержанности и прихоти царя, внезапно увидел царь на стене пальцы, пишущие [буквы], и видно было как складываются они в строку, но кто смог прочесть написанное, не понял значение его. 4. Тогда устрашенный царь позвал магов и халдеев. Когда же они промолчали и ничего не сказали, царица напомнила мужу, что есть среди евреев некто по имени Даниил, который некогда открыл Навуходоносору тайну сна его, и тогда же за светлый ум свой был удостоен высших почестей. 5. И вот, призванный, прочитал Даниил и объяснил, что за преступление царя, который осквернил посвященные Богу сосуды, близится его погибель и царство его будет передано Мидийцам и Персам. Вскоре так и случилось. 6. Ибо той же ночью Валтасар был убит, а царство его захватил Дарий, родом Мидиец; Даниил, обретши великую славу, был поставлен над всем государством, а затем [назначен] верховным судьей царства. Ибо и Навуходоносор ставил его начальником над царством, и Валтасар, пожаловав пурпурную одежду и золотую цепь, поставил его третьим властителем в государстве.

VII.

1. И вот те, кто был одной с ним власти, возбужденные завистью в том, что стал им равным чужеземец из плененного народа, обратились к царю неправедному, дабы учредил он себе на 30 дней божественные почести и чтобы никому не дозволялось молиться Богу, но только царю. Дарий легко согласился на это, ибо такова глупость всех царей, которые требуют считать себя богами. 2. И вот Даниил, не по молодости или незнанию вознося молитвы Богу, а не человеку, стал виновен, указу царя не подчинившись. И долго начальники убеждали упорствующего Дария, которому Даниил всегда был приятен и любезен, чтобы бросил тот Даниила в ров [со львами]. 3. Но брошенный туда никакой опасности со стороны зверей не подвергся. И когда царь узнал об этом, повелел обвинителей отдать львам: они из этого испытания живыми не вышли, ибо животные, постоянно томимые голодом, их съели. 4. Даниил же обрел еще большую славу; царь, отменив свой прежний указ, объявил о новом и, оставив ошибки и заблуждения, стал чтить Бога Даниила. 5. И были ему видения, в которых открылся порядок времен и указано число лет, в пределах которого, как это и случилось, предсказывалось грядущее сошествие на землю Христа и появление Антихриста. 6. И если кто будет более усерден, пусть более подробно узнает об этом[494]: нами же задуман такой порядок изложения. Дарий, как сообщается, правил 18 лет, в Мидии же в то время правил Астиаг.[495]

VIII.

1. Его, по обычаю персов, сверг оружием внук его от дочери, Кир[496]: с того времени верховная власть [в Мидии] перешла к Персам. Вавилоняне также перешли под его власть и господство. 2. И вот в начале царствования Кира повсеместно был обнародован указ, который давал разрешение иудеям вернуться на свою родину, священные же сосуды, которые Навуходоносор унес из Иерусалимского храма, он вернул обратно[497]. И тогда немногие вернулись в Иудею; у остальных, наверное, не хватило желания, но точно мы не знаем. 3. Была в это время у Вавилонян с глубокой древности медная статуя царя Бела[498], о котором даже упоминает Вергилий[499], чтимая по суеверию людскому и которой Кир имел обыкновение поклоняться, введенный в заблуждение уловками ее жрецов, которые уверяли его, что идол этот ест и пьет, тайно все сам поглощает. 4. И вот Кир, когда стал с Даниилом дружески общаться, спросил его, почему он не почитает идола, ведь были явные доказательства жизни бога, ибо съедал он то, что приносили ему. 5. Даниил, смеясь, отверг заблуждение человеческое, ибо как это может быть, чтобы медь, которая суть мертвая материя, пользовалась пищей и питьем. Тогда царь велел позвать жрецов (их было около 70) и, нагнав на них страха, грозно спросил, кто же потребляет жертвоприношения, если Даниил, муж известной рассудительности, заявляет, что не может этого произойти от бесчувственного неживого идола. 6. Тогда они, твердо уповая на заранее приуготовленный обман, попросили царя внести, как обычно, дары и опечатать храм, дабы, если всех подношений на следующий день не окажется, предать Даниила смерти согласно уговору. 7. И вот храм был опечатан царской печатью, когда прежде Даниил в тайне от жрецов посыпал пол пеплом, дабы, войдя, изобличить тайно проникших по следам их. И вот на следующий день царь, войдя в храм, увидел съеденным то, что велел он поставить перед идолом. 8. Тогда Даниил показал изобличающими следами тайную ложь: жрецы вместе с их женами и сыновьями, входя через прокопанный ход в то место, где идолу приносили дары, все поглощали. И вот все они по приказу царя были убиты, храм и идол были отданы в распоряжение Даниила и по его решению разрушены.

IX.

1. Между тем иудеи, вернувшиеся домой по разрешению Кира, как мы о том уже говорили, приступили к восстановлению города и храма. И вот, когда они, немногочисленные и неимущие, немного оправились, спустя почти 100 лет, при царе персов Артаксерксе через тех, кто возглавлял соседние области, восстановление было прекращено, ибо тогда Сирия, а также вся Иудея, пребывая под властью Персов, управлялась через наместника и управителей[500]. 2. И вот собрались они и написали царю Артаксерксу, что не следует евреям давать возможность восстанавливать свой город, ибо по врожденному своему упрямству, вновь взявшиеся за это дело люди, привыкшие ранее повелевать другими народами, не пожелают пребывать под чужой властью. 3. Получили они от царя поддержку в виде приказа и восстановление города было отложено до второго года правления Дария[501]. С этого времени, когда правили Персидские цари, мы можем легче продолжить порядок лет в связном повествовании. 4. После Дария Мидийца, правившего, как мы уже сказали, 18 лет, Кир 31 год удерживал власть. Вступив в войну со Скифами, он погиб в сражении, после чего на следующий год Тарквиний Гордый начал править в Риме[502]. 5. Киру наследовал его сын, Камбиз, который правил 9 лет. Он вел войну с Египтом и Эфиопией, подчинил их, победителем вернулся в Персию, случайно сам себя ранил и от этого умер. 6. После его смерти двое братьев жрецов, родом из Мидии, 7 месяцев владели Персидским государством[503]. Для их убийства 7 знатнейших персов, среди которых были Дарий, сын Гистаспа, рожденный от двоюродного брата Кира, составили заговор и по общему согласию передали царство ему: правил Дарий 36 лет. 7. За четыре года до своей смерти он сразился у Марафона в знаменитейшей в греческой и римской историях битве. Это событие имело место примерно на 260 год от основания Рима[504] в консульство Мацерина и Авгурина[505] 888 лет тому назад, если, конечно, время пребывания у власти римских консулов вычислено правильно: всю протяженность времени я довожу до консульства Стилихона[506]. 8. После Дария был Ксеркс и он, как сообщается, правил 21 год, хотя во многих книгах я нашел упоминание о 25 годах его правления[507]. Ему наследовал Артаксеркс, о котором мы уже упоминали. 9. Он повелел приостановить строительство города иудеев и храма и все пребывало в неопределенности до второго года правления Дария[508]. Но чтобы до него последовательность времени довести [отметим, что] Артаксеркс правил 41 год, Ксеркс - 2 месяца[509]. После него Сукдиан был 7 месяцев[510].

X.

1. Затем престола добился Дарий, имя которому тогда было Ох: при нем был восстановлен храм. В то время имел он трех телохранителей великого усердия из еврейских юношей и один из них примером разумения обратил на себя внимание царя, попросив его, плача, предоставить возможность, если того душа Дария пожелает, дать средства на восстановления родного города, лежащего в руинах, и добился он от царя, чтобы повелел тот подданным своим и начальникам ускорить выделение [необходимых] средств для сооружения священного здания[511]. 2. Так через 4 года храм был завершен, на 6 год после того как начал править Дарий[512] и был он евреям весьма угоден: и поскольку многих трудов стоило восстановить город, то, не уповая на человеческое, начали это великое дело с храма. 3. Тем временем книжник Ездра, после того, как храм уже почти 20 лет был завершен, уже после смерти Дария, который правил 19 лет, с разрешения Артаксеркса, не того, который был между двумя Ксерксами, а того, который наследовал Дарию Оху[513], отправился со многими из Вавилонии и пришел в Иерусалим с двенадцатью Левитами; как сообщается, столько человек из этого колена было разыскано с трудом, и принес он с собой сосуды разной работы и дары, которые царь послал храму Бога[514]. 4. Ездра, найдя евреев состоящими в браке с другими народами, многим высказал упреки и повелел подобного рода браки расторгнуть и детей, от них рожденных, прогнать, и все сказанному подчинились[515]. 5. Кроме этого, насколько мне известно, Ездра ничего не сделал во время восстановления города, я думаю, что он полагал своей главной заботой исправить поврежденные нравы народа.

XI.

1. Был в это время в Вавилонии царский слуга Неемия, родом иудей, любимый Артаксерксом за свою расторопность. 2. Он, расспрашивая иудеев о том, в каком состоянии пребывает город отцов его, когда услышал, что даже руины его заброшены, то, как передают, потрясенный этим до глубины души, со скорбью и великими слезами воззвал к Богу, перечисляя грехи народа своего и умоляя о Божественном милосердии. 3. И вот, когда царь за пиршественным столом обратил внимание на необычную печаль его, он потребовал, чтобы объяснил Неемия причину своих неприятностей[516]. Тогда оплакал Неемия бедственное положение народа своего и руины города, которые уже 250 лет в таком состоянии пребывая, являли своим непотребным видом свидетельство несчастий он испросил себе разрешение пойти и восстановить его. 4. Царь внял благочестивым устремлениям и немедля отправил его с конной охраной для пущей безопасности, дав ему письма к местным начальникам, дабы они предоставляли Неемии все необходимое. И когда прибыл он в Иерусалим, то поставил каждого из народа к городским делам и все по его приказу сразу приступили к делу. 5. И вот уже наполовину продвинулась стройка, когда соседние народы, охваченные злобой, задумали разрушить город и отвратить евреев от строительства[517]. Но Неемия, выставив охрану против досаждающих, никакого страха не выказал: завершив стену[518] и поставив ворота, он разметил в городе места под частные дома. И исчислил народ и нашел его очень малым: не более чем 50 тыс. обоего пола и звания[519]. 6. Вот сколько из некогда огромного числа людей частыми войнами было уничтожено или уведено в плен. Ибо когда-то только два колена, которые обитали здесь, отделенные от других десяти, вооружили 320 тыс. мужей. Преданные Богом за грехи свои смерти и пленению, оказались они сведены до такой малости. 7. Но народ этот, как я сказал, относился к двум коленам; десять же, ранее уведенные, рассеялись среди Парфян, Мидийцев, Индийцев и Эфиопов и никогда в родные земли не вернулись, и поныне пребывая в составе варварских государств. Завершение восстановления города произошло на 32 году правления Артаксеркса[520]. 8. От того времени до распятия Христа, т.е. до времени консульства Фуфия Гемина и Рубеллия[521] прошло 398 лет; затем, от восстановления храма до его разрушения, которое было совершено при Веспасиане в консульство самого Августа[522] Цезарем Титом[523] - 483 года. 9. Обо всем этом было сказано еще Даниилом, который предрек от восстановления храма до его разрушения 69 седьмиц[524]. От дня же пленения иудеев до времени восстановления города прошло 260 лет.

XII.

1. В это же самое время, как мы полагаем, жили Есфирь и Иудифь; соотнести время их деяний с какими-либо царями было мне весьма нелегко. Ибо Есфирь связывают с временами царя Артаксеркса, но мне известно, что было два царя с таким именем: это порождает большие сомнения в том, к какому времени следует ее отнести. 2. Но мне кажется, что история с Есфирью связана с тем Артаксерксом, при котором был восстановлен Иерусалим, ибо неправдоподобно, чтобы это было при предшествующем Артаксерксе, о времени которого повествует Ездра: не было у него никакого упоминания о столь выдающейся женщине. Более вероятно, что от этого Артаксеркса последовало распоряжение о приостановке сооружения храма, о чем мы уже упоминали ранее; и не могла [тогда] бы пострадать Есфирь, если бы уже пребывала с ним в браке. Сейчас я изложу суть дела подробнее. 3. В то время царь состоял в браке с некой Астинь, женщиной удивительной красоты. И когда о красоте ее облика он всем объявил, однажды, давая публичный пир, велел он, чтобы пришла царица, дабы показать всем свою красоту. 4. Она же, будучи умнее глупого царя и стыдясь выставлять тело свое глазам мужчин, не выполнила повеления. Варвар, возмущенный таким оскорблением, изгнал жену из брака и царского сана. 5. И вот, когда разыскивалась на ее место девушка для супружества с царем, было выяснено, что Есфирь затмевает всех прочих своим обликом. Она была иудейкой из колена Вениаминова и лишена обоих родителей, потому воспитывалась у двоюродного брата своего Мардохея[525]. 6. Когда она была приведена на царские смотрины, то скрыла по совету воспитателя своего родину и род свой, предупрежденная, дабы не забывала она отеческих обычаев, даже если плененная вступает в брак с иноплеменником и пищу язычников вкушает. 7. И вот, вступив вскоре в брак с царем, она, как это часто бывает, силой своей красоты полностью овладела душой его настолько, что даровал он ей равные с собой знаки царской власти и пурпурные одежды.