Труды

1. Но для того, чтобы была соблюдена последовательность времен и стало более ясно, что за человек был Антиох, мы перечислим царей, которые были в Сирии после Александра, их имена и время правления. 2. Как мы уже сказали, со смертью Александра царство его было поделено между друзьями и некоторое время управлялось от имени одного царя. Спустя 9 лет в Сирии царем был провозглашен Селевк[558] и правил он 32 года[559]. 3. Затем сын его Антиох правил 19 лет[560]. Потом Антиох, сын Антиоха, который именовался Теос, правил 15 лет[561]. После, его сын Селевк, по прозвищу Каллиник, царствовал 21 год[562]. Затем Селевк, сын Каллиника, правил 3 года[563]. 4. С его смертью Антиох, брат Каллиника, владел Азией и Сирией 37 лет[564]. Это был тот самый Антиох, против которого воевал Луций Сципион Азиатский: он победил в этой войне и отобрал у Антиоха часть государства[565]. Антиох имел двух сыновей, Селевка и Антиоха, последнего он отдал заложником Римлянам. 5. И вот, со смертью Антиоха Великого, власть обрел его старший сын, Селевк[566], при котором, как мы уже говорили, первосвященник Ония был обвинен Симоном. Тогда же Антиох был Римлянами отпущен и вместо него заложником был дан Деметрий, сын царя Селевка, который правил в то время. Со смертью Селевка на 12 году правления власть захватил его брат Антиох[567], который был когда-то заложником в Риме. 6. Он, спустя 5 лет после начала своего правления, опустошил Иерусалим, о чем мы уже упоминали[568]. Ибо, выплачивая Римлянам большую дань, он сам своими огромными тратами был почти вынужден накапливать богатства грабежом и никогда не упускал возможности к этому. 7. И вот, спустя 2 года вновь евреи претерпели такое же бедствие и дабы они, подвигнутые многими напастями, не учинили войну, расположил царь в городе военный гарнизон[569]. Ибо обнародовал Антиох указ, заставляющий евреев отвратиться от Закона, чтобы все, оставив свои обычаи, жили по образу великих народов[570]. 8. И не было недостатка в тех, кто поспешил подчиниться нечестивому повелению. Тогда же имело место мерзостное зрелище: по всем городам, на улицах, публично свершались языческие жертвоприношения, священные же книги Закона и пророков предавали огню.

XX.

1. В те времена жил священник Маттафия, сын Иоанна. Он, понуждаемый царскими слугами подчиниться приказу, отверг искушение согласия с нечестием и убил всех тех евреев, которые публично кощунствовали. В итоге, оказавшись предводителем, он удалился в изгнание и, покинув город со многими к нему присоединившимися, создал настоящее войско: оно должно было защитить их от неправедной власти, и они готовы были скорее пасть в бою, чем принимать участие в нечестивых обрядах. Между тем Антиох заставлял местных иудеев по всем греческим городам, которые были в его государстве, приносить языческие жертвы, а упорствующих подвергал неслыханным мукам[571]. В то время широко известное мученичество претерпели 7 братьев и их мать - они все предпочли смерть нарушению Закона Божьего, когда их принуждали осквернить идольскими жертвами установления отцов. До конца мук и смерти сыновей своих сопровождала их мать[572].

XXI.

1. Между тем Маттафия умер, преемником своим по армии он назначил Иуду[573], который потом стал вождем. Под его водительством успешно велись частые войны с окрестными царями. 2. В то время первым среди вождей вражеских был Аполлоний, который выступил в поход с великим войском, и с ним же всем был истреблен. И когда некий Серон[574], который тогда управлял Сирией, узнал об этом, то вышел навстречу Иуде со многими легионами и, хотя явно превосходил его числом, когда сошлись они на равнине, был разбит и бежал обратно в Сирию, потеряв около 800 воинов. 3. Когда Антиох узнал об этом, то, воспылав гневом и негодованием, ибо удручен был поражением своих военачальников с большими войсками, собрал он подкрепления со всего государства 4. и щедро одарил воинов, широко отворив свою сокровищницу. Но в то время испытывал он большой недостаток в средствах.

5. Антиох, разгневанный этими событиями - ибо и сам прекрасно видел, что будучи некогда богаче всех царей, своими преступлениями породил он скудость казны - выделил войско Лисию и отдал в управление Сирию, послав воевать против иудеев; сам же направился в Персию,чтобы истребовать там налоги[575]. И вот выступили в поход следующие полководцы Лисия: Птолемей, Горгий, Доронем[576] и Никанор: им было дано 40 тыс. пехоты и 7 тыс. конницы. 6. И с первым же вторжением заняли они большую часть земли Иудейской. Тогда Иуда собрал своих, отчаявшихся в своем положении, и они, укрепившись духом, вступили в сражение; нет ничего неодолимого для уповающих на Бога - часто так бывало до этого, что малочисленные побеждали превосходящих их количеством. 7. Объявив пост и совершив торжественное жертвоприношение, начали они битву: войско врага разбежалось и Иуда, овладев лагерем, обрел там много золота и богатства Тира[577]. Ибо торговцы из Сирии, нисколько не сомневаясь в победе, последовали за царским войском в надежде на богатую добычу и покупку пленных. 8. Когда через гонцов Лисию стало известно обо всем этом, он позаботился, чтобы приготовить еще большее войско и на следующий год снова двинулся на иудеев, но возвратился в Антиохию побежденным.

XXII.

1. Иуда, изгнав врага, возвратился в Иерусалим и положил много сил на возрождение духа и очищение храма, ибо от разрушения Антиохом и нечестия язычников оказался мерзким он по виду своему. 2. Но сирийцев, которые удерживали крепость, что была продолжением храма и по природе данного места возвышалась надо всем и была неприступной[578], они не смогли заставить сдаться, однако удерживали от частых вылазок. 3. Против них Иуда выставил сильное войско. Затем, озаботившись делом святого храма и обнеся его стеной, установили там постоянную вооруженную охрану. 4. Лисий же, снова вступивший с большими силами в Иудею, опять был побежден; великое поражение было нанесено войску его и союзникам, которые пришли с ним из других городов, дабы принять участие в войне. 5. Между тем, Антиох, который, как мы уже раньше говорили, направился в Персию, в город Елим, самый богатый в той стране, и в храме которого было много золота[579], бежал, столкнувшись с великим множеством спешивших на защиту города; кроме того, он получил известие о неудачах Лисия. 6. И вот от душевной печали заболел он телом. И когда был удручен внутренней болью, вспомнил то зло, которое причинил народу Божьему и признал, что получил по заслугам своим. Несколько дней спустя он умер, процарствовав 11 лет. Трон же оставил сыну своему Антиоху, имя которому было Евпатор[580].

XXIII.

1. Тем временем Иуда осаждал сирийцев, находившихся в крепости. Они, одолеваемые жаждой и недостатком продуктов, послали вестников к царю, умоляя о помощи. И вот Евпатор со 100 тыс. воинов и 20 тыс. всадников двинулся на выручку, имея впереди войска слонов, нагонявших на всех великий страх. 2. Тогда Иуда, ослабив осаду, двинулся навстречу царю и в первом же сражении разбил сирийцев. Царь пожелал заключить мир, ибо, обладая врожденной злобой и коварством, решил отложить месть на будущее, 3. поскольку Деметрий, сын Селевка, который, как мы уже говорили, был дан Римлянам в заложники, когда услышал, что Антиох погиб, потребовал, дабы ему вернули царство. И когда было ему в том отказано, он тайно покинул Рим, прибыл в Сирию и захватил престол, убив сына Антиоха[581], который процарствовал 1 год и 6 месяцев. 4. Во время его царствования[582] иудеи впервые домогались дружбы и союза у Римского народа: дружелюбно встретив посольство, сенат своим постановлением назвал их друзьями и союзниками[583]. Между тем Деметрий через своих военачальников повел войну против Иуды. 5. И сначала двинул войско под командой некоего Вакхида и иудея Алкима; после Никанор, поставленный начальником, пал в сражении. Тогда Вакхид и Алким, вновь собрав людей и усилив войско, вышли навстречу Иуде. В этом ожесточенном сражении сирийцы вышли победителями. Евреи, вместо Иуды, избрали брата его, Ионафана. 6. Между тем Алким после того, как постыдным образом разорил Иерусалим, умер; Вакхид, покинув союзника, вернулся обратно. Спустя 2 года Вакхид снова пошел войной на иудеев и, побежденный, запросил мира. И было дано ему согласие на это при условии, что вернет он обратно перебежчиков, пленных и всех угнанных во время войны[584].

XXIV.

1. Пока все это происходило в Иудее, некий юноша, по имени Александр, прибыл с Родоса и стал утверждать, что он - сын Антиоха, хотя это было ложью. И вот, поддержанный Птолемеем, царем Александрии[585], пришел он в Сирию с войском и убил Деметрия, победив его в бою, когда процарствовал тот 12 лет. 2. Этот Александр[586] прежде чем воевать с Деметрием, заключил союз с Ионафаном, даровал ему пурпурную одежду и царские знаки. Вот почему Ионафан помог тому войсками и после победы над Деметрием первым поспешил поздравить нового царя. И никогда потом Александр не изменял своему слову. 3. Потому те 5 лет, которые пребывал он у власти, иудеи жили в спокойствии. И вот Деметрий, сын Деметрия[587], который после смерти отца бежал на Крит, поощряемый вождем критян Ласфеном и пытаясь оружием вернуть отцовское царство, но будучи неравен силами, попросил войск у Птолемея Филометора, царя Египта, зятя Александра, уже тогда враждебного царю Сирии. 4. Птолемей же, не столько вняв униженным мольбам, сколько надеясь благодаря этому захватить Сирию, двинулся туда с войском и дочь свою, жену Александра, отдал Деметрию. Против него выступил в поход Александр. В этом сражении Птолемей погиб, но Александр был побежден и 5. некоторое время спустя убит[588] после того, как процарствовал 5 лет или, как полагает большинство авторов, - 9.

XXV.

1. Деметрий, добившись царства, радушно принял Ионафана, заключил с ним союз, возвратил евреям их законы. Между тем Трифон, сторонник Александра, префект Сирии царства ...[589] намереваясь упредить его войной. Он вступил в сражение против Ионафана, но был устрашен 40 тыс. войском. 2. Когда Трифон понял, что силы его неравны, то притворно предложил мир и, приняв Ионафана в дружеское общение, пригласил его в Птолемаиду и там убил[590]. После Ионафана высшая власть была передана его брату Симону. Тот устроил брату пышные похороны и воздвиг 7 искуснейшей работы пирамид, в которые поместил кости братьев и отца[591]. 3. Тогда Деметрий, вновь заключив с иудеями союз, по рассмотрении ущерба, нанесенного Трифоном - ибо после убийства Ионафана города и поля его были войной разорены - навечно отменил ежегодную с них подать, хотя вплоть до этого времени они платили дань царям Сирии, кроме случаев, когда восставали с оружием в руках. 4.Это событие имело место на 2 году правления Деметрия[592] и потому мы это отметили, что вплоть до этого года проследили череду азийских царей, дабы через них прояснить последовательность библейских деяний во времени. 5. Теперь же мы изложим порядок событий вплоть до рождения Христа через перечисление первосвященников или царей из иудеев.