Труды

16. Смотри, дабы ни в чем ты не возлюбила человеческую славу и чтобы ты не была отнесена к той части, о которой написано: “Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?”[932]. И о которых через Пророка сказано: “Умножь их бедствия, [Господи], умножь бедствия знатных этого мира”[933], и в другом месте: “Устыдитесь похвальбы и попреков ваших перед лицом Господа”[934].

Что ты, о неразумная, упиваешься и тешишься знатностью рода? [Первоначально] Бог сотворил двух людей, от которых произошло все множество рода человеческого; не равенство происхождения определяет мирскую знатность, но суетность честолюбия.

Там уже нет места незнатности и никто не низок, ибо его украшает величие рождения в Боге, за исключением тех, кто не считает, что небесное дoлжно предпочесть человеческому[935]. Или, если они думают, что будет весьма тщеславным выделяться среди меньших, [когда] они знают равными себе бoльших, и уже на земле они живут среди тех, которых они считают равными себе на небесах. Ты же прежде всего Христа, а не мира дева, потому беги всякой славы этой жизни, дабы обрести ее, обещанную тебе, в будущем.

17. Избегай словопрения и дел гордыни, беги также поводов к раздору и ссорам. Ибо, если, согласно учению Апостола, “рабу Господа не должно ссориться”[936], то насколько же больше - служанке Бога[937], пол которой обязывает ее быть куда как более стыдливей, а душа - более воздержанной. Язык свой удерживай от злословия и наложи узду заповеди на уста свои, дабы тогда [только], если все же так случится, ты говорила, когда молчать грешно. Берегись, дабы не сказать что-нибудь такого, что приведет к порицанию. Сказанное слово [подобно] пущенному камню, поэтому следует не раз подумать, прежде чем что-либо говорить. Ибо блаженны те уста, которые никогда не пожелают взять обратно что-либо [из сказанного]. У целомудренного ума и слово должно быть таким же, оно всегда больше назидает слушателей, чем умаляет их, что и предписывает Апостол, говоря: “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим”[938]. Обилен язык, взывающий к Богу, ибо он знает как выстроить слова о Божественных делах, святы уста, из которых всегда проистекает небесное красноречие. Бойся, по слову Писания, яда злобствующих завистников, ибо Пророк напоминает, что [он может раствориться] даже среди добродетелей совершенного человека, если в присутствии праведника уничижается злодей, который сказал против ближнего [своего] непроверенное. Потому не позволено тебе терпеливо выслушивать поношение другого, если ты не желаешь быть предметом обсуждения других. Ибо нечестиво все, что выступает против благой вести Христа, а ты терпеливо будешь выслушивать что-либо такое о другом, что трудно вынести. Всегда приучай язык свой говорить о добрых, и слух свой больше склоняй к похвале добрых, чем к поношению злых. Смотри, дабы все, что ты хорошо делаешь, ты делала во имя Бога, зная, что настолько тебе воздастся от Него, насколько исполнишься ты к Нему благоговением и любовью. Старайся больше быть святой, чем казаться, ибо ничего не дает высокая оценка [людей], когда [в действительности ничего] нет, и в двойном грехе виновен тот, в кого верят, а он [того] не имеет, и [когда в том] чего не имеет, притворяется.

18. Помню одну вдову, больше усердствовавшую в постах, чем в пирах, которая не покидала храм во время постов и служб, служа Богу днем и ночью. И если эта вдова, пусть даже и еврейка, была таковой, то какой же ныне следует быть Христовой деве? Возлюби больше пиров Священное Писание и стремись, дабы насыщалась ты духовными трапезами, и лучше ищи такую пищу, которой бы больше душа подкреплялась, чем тело. Беги вида мяса и вина, как разжигателей страсти и подстрекателей похоти. И тогда только вином пользуйся[939], когда боль желудка или сильная слабость тела побудит [к этому]. Побеждай гневливость, сдерживай гордыню и все то, что после совершения приведет к раскаянию, избегай ненависти, как явного преступления. Следует быть весьма спокойной и тихой разумом и от всякого возбуждения гнева искать прибежища в Боге, что засвидетельствовано через Пророка: “А вот на кого я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим[940]”. Поверь, что Бог - очевидец всех дел и помыслов твоих, и берегись, дабы не совершить или подумать того, что непотребно перед очами Бога. Когда ты пожелаешь предаться молитве, так ее возноси, словно ты будешь говорить с Господом. 19. Когда будешь петь псалом, слова его ты должна понимать и стараться в [местах] ударения [вкладывать] больше души, чем сладости звонкого голоса. Ибо слезы поющего псалмы Бог одобряет больше, чем дар пения, как говорит Пророк: “Служите Господу со страхом и радуйтесь перед ним с трепетом”[941]. Когда есть страх и трепет, тогда присутствует не возвышение голоса, но полная слез и плача робость. Ко всем деяниям своим прикладывай старание, ибо написано: “Проклят, кто дело Господне делает небрежно”[942]. Возрастет в тебе с годами благодать, умножится с возрастом праведность и вера твоя тем совершеннее будет, чем старше ты станешь, ибо Иисус, который оставил нам пример [Своей] жизни, был угоден перед лицом Бога и людей не только телесным возрастом, но мудростью и духовной благодатью. Все то время, в течение которого ты не чувствуешь, что [становишься] лучше, считай потерянным. Избрав целью девство, сохрани его до конца, ибо усилие требуется не только для того, чтобы начать, но и закончить, как говорит Господь в Евангелии: “Кто упорствует[943] до конца, спасется”[944]. А потому бойся давать даже повод для какого-либо вожделения, ибо жених твой, Господь - ревнив: более преступно прелюбодейство против Христа, чем против мужа[945]. Потому, будь образцом жизни для всех, будь примером, будь на деле впереди тех, кого ты превосходишь в святости целомудрия. Являй собой деву во всем: пусть никакой дурной мысли не возникает в твоей голове. Чье тело непорочно, пусть и образ жизни того будет незапятнанным. И поскольку в начале письма мы предупредили, что ты - принесенная Богу жертва, то непременно святость Свою Он уделит и другим, дабы всякий получил от Его достоинства, и поскольку сама ты есть участница священнодействия, то тогда через тебя, словно через Божественную гостию, освятятся [все] прочие, когда всем и во всем ты явишь такую святость, что каждый, кто узнает твою жизнь либо понаслышке, либо воочию, почувствует силу святости и поймет, что столько благодати он может почерпнуть себе из твоего образа жизни, что сразу, как возжелает тебе подражать, сам станет достоин жертвы Божьей[946].

III. Письмо Севера к святому епископу Павлу[947]

После того, как узнал я, что все повара покинули твою кухню, потому, полагаю, что они были оскорблены обязанностью готовить весьма скромные блюда, мы послали к тебе мальчика из нашей школы, достаточно обученного, чтобы готовить созревшие бобы, приправлять обыкновенную свеклу уксусом и подливой, и предоставлять простую полбяную кашу утробам голодных монахов, [а также] незнающему - перец, несведущему - лазерпиций[948], разбирающемуся - тмин, а особенно крикливому умнику - истолочь в ступе приятно пахнущие травы. Один порок он имеет, ибо не друг, но враг огородным растениям: так, если доберется, то любой ближайший овощ падет от его руки и никак не остановится он, сокрушая мальву. Также по отношению к дровам не будет он особо мудрствовать: срубит первое попавшееся, [все] повырубит, не усомнится поднять руку и на кровли домов, даже старые доски [из стен] унесет. Итак, желаем мы подарить тебе не просто слугу с [добрыми] нравами и добродетелями, но сына вместо слуги, ибо ни на минуту не устыдишься ты своего отцовства. Я бы и сам хотел послужить тебе вместо него, но, если [мое] желание угодить [тебе хотя бы] частично удалось, просто помяни меня за своими замечательными завтраками и обедами, ибо лучше быть рабом своих, чем господином чужих. Молись за меня.

IV. Другое письмо

1. Устроитель вселенной заключил завет святой религии, дабы не оставалось места для греха: ибо что другое столь высокой святостью нрава ты являешь, как не то, чтобы мы стремились, оставив заблуждения, к блаженной жизни? В которой, я полагаю, твои добродетели обретут великую славу, ибо нетвердый ум [свой] ты изменил посредством благочестивых наставлений и привел его к наилучшему состоянию. Впрочем, не столь уж и удивительным покажется то, что ты укрепил [себя] привнесенной мудростью ученых умов, ибо разумным мужам подобает познание вкупе с набожностью и не подобает легковерие крестьян. Так те, кто высекает из камня фигуры животных, исполняют дело более трудным способом, когда крепчайший гранит бьют железным инструментом, чем те, которые берут для работы более легкий материал - они понимают, что сама легкость труда оказывает рукам помощь, и вполне логично предполагается, что более тяжелая работа мастера оценивается высшей почестью. Так и тебе, господин, отдельная похвала должна быть высказана, ибо ты сделал [так], что грубые и неотесанные умы, [затемненные] мраком заблуждения, освободились и поняли как [дела] человеческие, так и Божественные.

2. Тот славен не менее Ксенократа[949], безусловно ученейшего философа, кто строгими поощрениями делает [все], дабы было побеждено своеволие. Ибо, когда некий Полемон, ослабевший от вина после ночного пира, шел на рассвете, пошатываясь на глазах у всех, то в тот момент, когда в гимнасий собирались слушатели, вошел и он и бесстыдно уселся среди учеников в том виде, в каком возвращался с пира; ибо голова его была украшена венком из цветов. И не побоялся он выделиться среди всех, так как, воистину, голову, которая есть вместилище разума, привычка долгого пития [совсем] задурманила. Тогда [раздался] недовольный ропот присутствующих, что во множество ученых затесался неуместный слушатель, однако учитель, со своей стороны, нисколько не возмутился, но поскорее принялся рассуждать о науке нравов и законах умеренности: и столь велик оказался авторитет обучающего, что душа того наглеца смутилась. И для начала устыдившийся Полемон снял венок и объявил себя учеником; в итоге он так себя укрепил трудностями и во всем приучил к скромности, что славное исправление превозмогло привычку прежней жизни. Этому же самому мы восхищаемся и в твоих наставлениях, ибо отнюдь не угрозами, не запугиванием обратил ты необузданные души к почитанию Бога, дабы смущенный ум поверил, что лучше всего - жить хорошо и блаженно со всеми [вместе], чем с немногими изведать нечестие.

V. Другое письмо

Хотя господин и брат наш просил Вашу Честь, дабы Тут, если вы соблаговолите, оказался бы в полной безопасности[950], однако я осмелюсь рекомендовать его письмом, чтобы посредством удвоенной просьбы он был бы в большей безопасности, ибо грех молодости и заблуждение юного возраста повредили ему так, что он запятнал начало своих лет. Но тот, кто еще не знает, что надо следовать добрым правилам, согрешает почти что без вины. Ибо, когда Тут обратился к добронравию и добромышлению, то понял, что сценическая жизнь, по здравому рассуждению, должна быть проклята, однако он не мог бы очиститься полностью, если бы по велению свыше не загладил совершенные ошибки, если бы, к тому же, преображенный лекарством кафолической веры, уже не отверг привычку к этому позорному месту и не освободился от глаз простонародья.

[Прошу именем] Бога Всевышнего

Однако любое Ваше решение не будет оспорено, если по [каким-либо] другим, соответствующим, обстоятельствам Вы будете руководствоваться интересами [нашей] общей родины.