3. Ибо первое священство совершается въ необрезаніи Авелемъ, а также и следующее за нимъ — Ноемъ, и третье — Мелхиседекомъ, который былъ священникомъ Божіимъ не въ обрезаніи, но въ совершенной правде и добродетели, по плоти же въ необрезаніи. И что Мелхиседекъ былъ человекъ, это открываетъ самъ святый апостолъ Божій въ посланіи; говоритъ же онъ такъ: не причитаемый же родомъ къ нимъ, одесятствова патріарха (Евр. 7, 6). Посему явно, что не къ нимъ, а къ другимъ причитается родомъ. А сколько другихъ, которыхъ родословія не весьма явны? Даніилъ, Седрахъ, Мисахъ, Авденаго, Илія фесвитянинъ. Ибо во всехъ священныхъ книгахъ нигде не указаны ихъ отцы или матери. Но чтобы и по сему поводу не произошло какого либо заблужденія, не отяготимся сказать, чтó узнали мы изъ преданій. Ибо мы нашли, что отецъ Даніила — некто, такъ называемый, Саваа. А также мы нашли происхожденіе и родъ Иліи, который я изложу въ такой связи: Илія фесвитянинъ былъ братъ священника Іодая, очевидно, и самъ былъ изъ священниковъ, а сынъ былъ Ахимаама; а Ахимаамъ сынъ Садока; Садокъ сынъ Ахитова, сына Аморіина; Аморія сынъ Моріи [207]; Морія сынъ Зары [208], сына Аазіина; Аазія сынъ Финееса; Финеесъ сынъ Елеазара; Елеазаръ сынъ Аарона священника; а известно, что Ааронъ сынъ Амрама; Амрамъ сынъ Каафа; Каафъ сынъ Левія; Левій третій сынъ Іакова; а Іаковъ братъ Исава, сынъ же Исаака; Исаакъ сынъ Авраама. Въ священныхъ же книгахъ родословія ихъ указаны не совсемъ ясно; а по отношенію къ Иліи указаны только части родословія въ книге Паралипоменонъ [209]. Естественныхъ же отцовъ трехъ отроковъ: Седраха, Мисаха и Авденаго мы не нашли ни въ преданіяхъ, ни въ подложныхъ книгахъ. Посему что намъ сказать? Неужели и они, то есть, Седрахъ, Мисахъ и Авденаго, поведутъ насъ къ тому ложному представленію, что мы будемъ умозаключать, чего не следуетъ, и чрезмерно дивиться каждому изъ нихъ, заключая, что они не имеютъ ни отцовъ, ни матерей? Но да не будетъ сего. Ибо намъ указаны пределы, и основанія, и зданіе веры, и преданія апостоловъ, и святыя Писанія, и преемства учителей; и истина Божія отвсюду ограждена. И никого не должны вводить въ обманъ новыя басни.

4. Но возвращусь снова къ предположенному, то есть, къ тому, что ложно представляютъ себе сіи еретики о Мелхиседеке. А именно, хотя очевидно, что праведникъ сей былъ святъ, былъ священникомъ Божіимъ и царемъ салимскимъ; но не такаго Салима былъ царемъ, который на небе, и не съ неба сошелъ. Ибо никтоже взыде на небо, токмо сшедый съ небесе, Сынъ человеческій (Іоан. 3, 13), говоритъ святый и неложный Богъ Слово. А когда божественное Писаніе подтверждаетъ и Духъ ясно учитъ о чине Мелхиседековомъ; то симъ ясно указано на перемену священства после ветхой синагоги и древняго учрежденія въ учрежденіе превосходнейшее и высшее, не соединенное съ участіемъ въ плотскомъ преемстве. Ибо у сего святаго Мелхиседека уже не было после него преемства, а также и прекращенія священства; онъ пребывалъ священникомъ во все время своей жизни, и еще въ Писаніи зовется священникомъ, потому что никто не былъ его преемникомъ, никто не нарушилъ его священства во время его служенія. Такъ и Господь нашъ, не человекъ, но Богъ, святое Слово Божіе, Сынъ Божій рожденный безначально и вне времени, вечно сущій со Отцемъ, а ради насъ сделавшійся человекомъ отъ Маріи, а не отъ семени мужескаго, священствуетъ предъ Отцемъ, пріявъ человеческое смешеніе, чтобы стать за насъ священникомъ по чину Мелхиседекову, то есть, по такому чину, который не имеетъ преемства. Ибо пребываетъ непрестанно приносящимъ за насъ дары, сперва принесши Самаго Себя на кресте, чтобы разрушить всякую жертву ветхаго завета, и въ то же время священнодействуя совершеннейшую и живую жертву за весь міръ, — Самъ жертва, Самъ заколеніе, Самъ священникъ, Самъ жертвенникъ, Самъ Богъ, Самъ человекъ, Самъ царь, Самъ первосвященникъ, Самъ овча, Самъ агнецъ, сделался всемъ во всемъ за насъ, чтобы всячески стать жизнію для насъ, и твердыню Своего священства соделать на веки неподвижною, уже не раздавая оное но телесному происхожденію и преемству, но давая сохраняться оному во Святомъ Духе по оправданію.

5. Но и другіе еще, говорящіе о семъ Мелхиседеке, имеютъ ложное представленіе о немъ: ибо судятъ по плоти, а не разумеютъ духовно того, чтó сказано святымъ апостоломъ въ семъ самомъ посланіи къ евреямъ. Такъ, египетскій ересеначальникъ Іераксъ думаетъ, что сей Мелхиседекъ есть Духъ Святый, потому что, какъ сказано, уподобленъ Сыну Божію, пребываетъ священникъ выну (Евр. 7, 3); и это — какъ бы на основаніи изреченія, сказаннаго святымъ апостоломъ: Духъ же ходатайствуетъ о насъ воздыханіи неизглаголанными. Знающій же мудрованіе Духа, весть, яко о избранныхъ ходатайствуетъ предъ Богомъ (Рим. 8, 26–27). Но и этотъ ересеначальникъ совсемъ уклонился отъ надлежащаго. Ибо Духъ никогда не облекался плотію; а если не облекался плотію, то не могъ быть царемъ салимскимъ и священникомъ какаго либо места. Но въ свое время, когда буду составлять опроверженіе сего Іеракса и его ереси, пространно изложу это; теперь же буду держаться порядка. А сколько и другіе имеютъ ложныхъ представленій о семъ Мелхиседеке!

6. Самаряне почитаютъ его сыномъ Ноя, Симомъ. Но и они окажутся заслуживающими осмеянія. Ибо божественное Писаніе, все благоустроенно утверждая, всячески оградило истину, не напрасно расположивъ времена въ порядке, и перечисливъ лета жизни каждаго изъ отцовъ и преемства. Ибо, когда Аврааму было около осмидесяти осми, или и девяноста летъ (больше или меньше) [210]: тогда встретилъ его Мелхиседекъ и вынесъ ему хлебы и вино, загадочно прообразуя таинства, а именно: образы Господа нашего, Который говоритъ: Азъ есмь хлебъ животный (Іоан. 6, 51), и образы крови Его, истекшей изъ ребра Его во очищеніе оскверненныхъ и въ окропленіе и спасеніе душъ нашихъ. А отецъ Авраамовъ фарра роди Авраама на семидесятомъ году (Быт. 11, 26); всего стало около ста шестидесяти летъ (больше или меньше). Нахоръ роди фарру, семидесяти девяти летъ (Быт. 11, 24); стало двести тридцать девять летъ. Серухъ роди Нахора, ста тридцати летъ (Быт. 11, 22); стало триста шестдесятъ девять летъ. Рагавъ роди Серуха, ста тридцати двухъ летъ (Быт. 11, 20); стало пятсотъ одинъ годъ. Фалекъ роди Рагава, ста тридцати летъ (Быт. 11, 18); стало шестсотъ тридцать одинъ годъ. Еверъ роди Фалека на сто тридцать четвертомъ году своей жизни (Быт. 11, 16); стало семсотъ шестдесятъ пять летъ. Сала роди Евера на сто тридцатомъ году своего возраста (Быт. 11, 14); стало осемсотъ девяносто пять летъ. Кина [211] родилъ Салу на сто девятомъ [212] году своей жизни; стало тысяча четыре года. Арфаксадъ ста тридцати пяти [213] летъ родилъ Кину (Быт. 11, 12); стало тысяча сто тридцать девять летъ. А выше упомянутый Симъ, о которомъ самаряне ложно представляютъ, будто онъ Мелхиседекъ, родилъ Арфаксада на сто второмъ [214] году своей жизни. Всего стало тысяча двести сорокъ одинъ годъ, до того времени, когда Авраамъ встретился съ Мелхиседекомъ, возвратясь отъ сеча (Быт. 14, 17) царей: Амфара [215], Аріоха, Ходоллогомора, фагара [216], Варсы и Симовора. Но Симъ не жилъ столько летъ, согласно ихъ вздорному представленію, но ста двухъ [217] летъ роди Арфаксада, во второе лето по потопе: и поживе после сего летъ пятьсотъ, какъ говоритъ божественное Писаніе, и роди сыны и дщери: и умре (Быт. 11, 10–11). Посему, если онъ жилъ шестсотъ два года, и скончался: то какъ онъ могъ достигнуть тысяча двести сорокъ одного года, чтобы можно было этимъ еретикамъ Сима, сына Ноя, который жилъ за десять родовъ до Авраама, спустя десять родовъ и тысячу двести сорокъ одинъ годъ называть Мелхиседекомъ? О какъ велико заблужденіе сихъ людей! По счету же другихъ списковъ, со времени Сима до выше указаннаго времени встречи Авраама съ Мелхиседекомъ, которая была на восемдесять осмомъ или девяностомъ году жизни Авраама, выходитъ около шестисотъ двадцати осми летъ (больше или меньше), такъ что во всякомъ случае Симъ не могъ дожить до выше указаннаго времени Авраама, чтобы можно было его почитать Мелхиседекомъ. И совсемъ пало пошлое мненіе самарянъ.

7. Еще іудеи говорятъ, что хотя Мелхиседекъ праведенъ и добръ и священникъ Вышняго (Быт. 14, 18), какъ сказано въ божественномъ Писаніи, — но онъ сынъ блудницы, и потому говорятъ, не написано о его матери, и отецъ его неизвестенъ. Но не состоятельно и безумное мненіе этихъ. И Раавъ была блудница, и упомянута въ Писаніи (Нав. 2, 1); записаны и Замврій, блудодействовавшій, а съ нимъ и Хазві (Числ. 25, 14–15), хотя она и чужая, и не отъ Израилева рода ведетъ происхожденіе. И всякій не дверми входяй, какъ сказало святое Евангеліе, разбойникъ, а не подлинно пастырь (Іоан. 10, 1).

Собственно же въ Церкви некоторые различно полагаютъ о семъ Мелхиседеке. Ибо одни думаютъ, что это собственно Сынъ Божій явился тогда Аврааму въ виде человека. Но и сіи удаляются отъ истины: ибо никто никогда не можетъ делаться подобнымъ самому себе, какъ говоритъ божественное Писаніе о Мелхиседеке: уподобленъ Сыну Божію, пребываетъ священникъ выну (Евр. 7, 3). А подлинно не причитаемый родомъ къ нимъ, Авраама одесятствова (Евр. 7, 6); потому что не къ нимъ, то есть, израильтянамъ, причитается родомъ, а ведетъ родъ свой отъ другихъ людей. Сделанное нами перечисленіе всего этого мы привели на память по поводу сей ереси, и разсказали о семъ въ виде уклоненія въ сторону.

8. Выше упомянутая ересь возноситъ и приношенія во имя сего Мелхиседека, учитъ, будто онъ вводитель къ Богу, и говоритъ, что чрезъ него должно делать приношенія Богу, потому что онъ князь правды, на сіе самое поставленный отъ Бога на небе, какъ духовный и назначенный быть священникомъ. И мы, говорятъ, должны [218] делать приношенія ему, чтобы имъ сделано было приношеніе за насъ, и мы чрезъ него обрели жизнь. И Христосъ, говорятъ, избранъ на то, чтобы призвать насъ со многихъ путей [219] къ сему единственному веденію, и сделанъ помазанникомъ и избранникомъ Божіимъ, потому что отвратилъ насъ отъ идоловъ, и указалъ намъ сей путь. А посланный Имъ апостолъ открылъ намъ, что Мелхиседекъ великъ и пребываетъ священникомъ во векъ. И: видите, еликъ сей (Евр. 7, 4), и: меншее отъ высшаго благословляется (Евр. 7, 7); потому, говорятъ, благословилъ и патріарха Авраама, какъ высшій. Въ его–то таинства посвящаемся мы, чтобы и намъ самимъ получить отъ него благословеніе.

9. И о какъ пустъ всякій еретическій образъ мыслей! Ибо вотъ и эти еретики отметаются своего Владыки, искупльшаго ихъ (2 Петр. 2, 1) Своею кровію. Онъ не отъ Маріи получилъ начало бытія, какъ они думаютъ, но есть, присносущій у Отца, Богъ–Слово, рожденный отъ Отца безначально и вне времени, какъ учитъ все Писаніе. И рече Отецъ: сотворимъ человека по образу Нашему и по подобію (Быт. 1, 26). Рече не Мелхиседеку: ибо хотя онъ и священникъ Бога вышняго (Быт. 14, 18), но имелъ свой собственный родъ, и не имелъ после себя преемниковъ, а не свыше, съ неба снизшелъ. Ибо Писаніе не сказало, что онъ снесъ свыше Аврааму хлебъ и вино, но: изнесе ему и бывшимъ съ нимъ, когда принималъ патріарха, возвращавшагося после победы царей, и благослови (Быт. 14, 18–19) его за его правду, верность, и за богобоязненность сего мужа, потому что патріархъ, бывъ искушенъ всячески, ни въ чемъ не отступилъ отъ правды. Но и въ семъ деле Авраамъ имелъ Бога содейственникомъ противъ действительно нашедшихъ на землю Содомскую и захватившихъ и племянника его святаго Лота, котораго и возвратилъ онъ со всемъ заграбленнымъ у него и со всею захваченною добычею. И чемъ не можемъ доказать, что Сынъ всегда былъ съ Отцемъ? Ибо въ начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Богъ бе Слово (Іоан. 1, 1). А не сказано: въ начале бе Мелхиседекъ, или: Богъ бе Мелхиседекъ. И еще: итакъ пришелъ Господь къ Аврааму; и одожди Господь отъ Господа огнь и жупелъ на Содомъ и Гоморръ (Быт. 19, 24). И самъ апостолъ говоритъ: единъ Богъ, изъ Негоже вся: и единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имже вся (1 Кор. 8, 6). И пусть никто не говоритъ: где же Духъ Святый, потому что сказано объ одномъ и еще одномъ? Не должно было Духу самаго Себя выставлять на видъ: ибо божественное Писаніе всегда соблюдаетъ то, чтобы быть образцемъ для насъ. Отъ Духа Святаго апостолъ вещалъ и говорилъ: единъ Богъ, изъ Негоже вся: и единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имже вся. Говоря это, онъ былъ во Святомъ Духе. Потому нетъ недостатка въ Троице. Самъ же Господь ясно говоритъ: идите, крестите вся языки во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19). А еще апостолъ говоритъ: единъ же есть Духъ, разделяя коемуждо на пользу, якоже хощетъ (1 Кор. 12, 11). Итакъ вотъ Отецъ, вотъ Сынъ, вотъ Духъ Святый; и нигде не сказано о Мелхиседеке, что онъ подается въ дарованіяхъ, или что принадлежитъ къ превыспреннему міру. И напрасно еретиками гласно распространяются лживыя и вымышленныя претыканія, которыя не отъ истины къ нимъ приходятъ, но даже нашептываются имъ дракономъ, потому что онъ возъимелъ силу каждую ересь ввести въ обманъ и заблужденіе.

А также [220] дошло до насъ, что некоторые, заблудившись еще более всехъ, о которыхъ выше сказано, и воздымаясь еще более тщеславною мыслію, осмелились обратиться къ безвыходнымъ размышленіямъ, доити до хульной мысли, и сказать, будто сей самый Мелхиседекъ — Отецъ Господа нашего Іисуса Христа. О какъ неосторожна мысль человеческая, и какъ вдается въ обманъ и неустойчиво въ истине сердце человеческое! На основаніи словъ апостола о Мелхиседеке, что онъ безъ отца, безъ матере, безъ причта рода (Евр. 7, 3), эти еретики, заблудившись мыслію по причине чрезвычайности выраженія, и помысливъ, что слова эти соответствуютъ Отцу всяческихъ, сами отъ себя вообразили себе хульное заблужденіе. На томъ основаніи, что Отецъ всяческихъ, Богъ вседержитель не имеетъ ни отца, ни матери, ни начала днемъ, ни животу конца (Евр. 7, 3) (ибо это всеми признано), уподобили Ему Мелхиседека, потому что о Мелхиседеке сказано это апостоломъ, и впали въ безумную хулу, не думая о томъ, чтó инаго сказано о Мелхиседеке. Ибо о немъ сказано, что онъ былъ священникъ Вышняго (Евр. 3, 1). Посему, если онъ вышній и отецъ, то, какъ священникъ другаго Вышняго, уже не можетъ быть самъ Отцемъ всяческихъ, въ сане священника другаго Вышняго. О грубость человеческая, не понимающая истины, но обращающаяся къ заблужденіямъ! Святый апостолъ, сводя къ концу разрешеніе всего вопроса, сказалъ: не причитаемый же родомъ къ нимъ, а, очевидно, причитаемый къ другимъ, одесятствова Авраама (Евр. 7, 6), а также: иже [221] во днехъ плоти своея творилъ моленія и молитвы къ Могущему спасти его (Евр. 5, 7), но известно, что Отецъ не облекался плотію.

Но, достаточно изложивъ о сихъ еретикахъ, оставимъ эту ересь, побивъ ее, какъ небольшую землеройку камнемъ, твердынею крепкой веры, и избежимъ ядовитой ея заразы. Ибо о землеройке разсказываютъ, что, когда она кусаетъ, то на тотъ часъ не делаетъ вреда тому, кого укуситъ, но спустя несколько времени губитъ тело, такъ что все члены подвергшагося ея угрызенію покрываются струпами проказы. Такъ и эта ересь на первый разъ услышавшимъ о ней кажется ничтожною по своимъ мненіямъ; но продолжительная остановка на еретическомъ ученіи, оставляя но себе следы, пораждаетъ вопросы и какъ бы пагубу въ техъ, у кого нетъ въ пособіе такаго противоядія, каково это, составленное нами, опроверженіе сей ереси и возраженіе противъ нея. Но это животное не спешитъ показываться: оно ходитъ ночью, и такимъ образомъ причиняетъ вредъ, особенно же въ стране Египетской. Почему отъ техъ, кому известны сведенія о семъ животномъ, можно знать, что не безъ дела и не вопреки истине мы припомнили о семъ животномъ, принявъ оное за подобіе вреда отъ сей ереси: ибо таково мученіе, причиняемое симъ животнымъ. Но перейду по порядку къ другимъ ересямъ, чтобы, сподобившись силою Божіею исполнить обещаніе, воздать благодарность Богу.

О Вардисіанистахъ; тридцать шестой, а по общему порядку пятдесятъ шестой, ереси

1. За сими по порядку следуетъ некто, такъ называемый, Вардисіанъ. Этотъ Вардисіанъ, отъ котораго произошла ересь вардисіанистовъ, родомъ былъ изъ Месопотаміи, изъ жителей города Едессы. Сперва онъ былъ доблестнымъ мужемъ, и написалъ не мало книгъ, пока былъ здравомысленъ. Онъ принадлежалъ къ святой Божіей Церкви, и зналъ два языка, а именно: еллинское наречіе и сирскій языкъ. Сперва онъ былъ своимъ человекомъ у властителя эдесскаго Авгаря, мужа праведнейшаго и красноречивейшаго, съ нимъ вместе действовалъ и соучаствовалъ въ его образованіи, а после его кончины продолжалъ жизнь до временъ кесаря Антонина, не того, который называется благочестивымъ, но Вера. Много состязался съ астрономомъ Авидою противъ его ученія о судьбе. Встречаются и другія его сочиненія согласныя съ благочестивою верою. Онъ также возсталъ противъ убежденій друга Антонинова Аполлонія отказаться отъ именованія себя христіаниномъ. Онъ едва не сталъ исповедникомъ и, мужественно защищая благочестіе свое, отвечалъ разумными словами, а именно сказалъ, что не боится смерти, которой быть необходимо, хотя бы онъ и не сталъ прекословить царю. И такъ много этотъ мужъ по всему былъ украшенъ, пока ошибкою не впалъ въ свою ересь, уподобившись прекрасному кораблю, на который наложена несообразная тяжесть, и который разбился при входе въ пристань, и погубилъ весь свой грузъ, да и другимъ, бывшимъ на немъ, причинилъ смерть.

2. Ибо онъ растлился въ сообществе съ валентиніанами, и изъ ихъ негоднаго ученія почерпнулъ ихъ отраву и плевелы, и самъ сталъ учить о многихъ началахъ и горнихъ порожденіяхъ и, отвергнувъ воскресеніе мертвыхъ, установилъ сію самую ересь. Онъ пользуется закономъ и пророками, ветхимъ и новымъ заветомъ, а также некоторыми подложными книгами. Но и этотъ еретикъ, вместе со всеми предшествовавшими ему и последующими за нимъ, будетъ опровергнутъ, какъ отчуждившій самъ себя отъ истины и изъ светлаго огненнаго светильника обратившійся какъ бы въ копоть.

О воскресеніи мертвыхъ сказано уже нами во многихъ ересяхъ, но не поставимъ въ тягость и теперь сказать несколько словъ въ опроверженіе сего еретика. Ибо если ты, Вардисіанъ, принимаешь ветхій заветъ, а также и новый: то чемъ не обличаешь себя въ томъ, что повреждаешь путь истины, и самъ себя устраняешь отъ истинной жизни Господней? Ибо Самъ Господь первый, да будетъ намъ залогъ воскресенія и перворожденъ изъ мертвыхъ (Кол. 1, 18), и умеръ за насъ и воскресъ, а не мнимо только пострадалъ, ибо былъ погребенъ, и тело Его было носимо. Что это было не мнимо, и не призрачно, свидетельствуетъ о томъ Іосифъ, иже отъ Аримафея (Марк. 15, 43), свидетельствуютъ и жены носящіи миро на гробъ (Лук. 23, 56; 24, 1), и алоя весомъ литръ сто (Іоан. 19, 39). И Ангелы, явившіеся женамъ, свидетельствуютъ: воскресъ, несть зде: что ищете живаго съ мертвыми (Лук. 24, 5–6)? И не сказали: не умиралъ, но: воскресъ Онъ, пострадавшій плотію, но всегда живый духомъ, и по Божеству Своему непричастный страданію, свыше вечно раждаемый отъ Отца, а въ последніе дни благоволившій сделаться человекомъ отъ девы Маріи, какъ свидетельствуетъ святый Павелъ, который говоритъ: раждаемый отъ жены, бываемый подъ закономъ (Гал. 4, 4). Ужели ты не слыхалъ еще изреченія, въ которомъ сказано, что подобаетъ тленному сему облещися въ нетленіе, и мертвенному сему облещися въ безсмертіе (1 Кор. 15, 53)? Или не убеждаетъ тебя пророкъ Исаія, который говоритъ: и воскреснутъ мертвіи, и востанутъ, иже во гробехъ (Ис. 26, 19)? А также и Самъ Спаситель, Который говоритъ: и востанутъ сіи въ животъ вечный, а те въ муку вечную (Матф. 25, 46)? Или не помнишь ты о посмертной беседе Авеля къ Богу, о которой сказано, что не душа, но кровь обращается съ мольбою и вопіетъ къ Богу (Быт. 4, 10)? А кровь не душа, но въ крови душа. Ибо кровь есть тело видимое; а душа, какъ невидимая, имеетъ пребываніе въ крови. И всемъ изобличается твое, Вардисіанъ, зловеріе, опровергаемое самою истиною.