Владыке души моей, богопочтенному Епископу Епифанию, Палладий желает о Господе радоваться.

Переплывающие великое и пространное море, доколе тихий ветер направляет корабль, мало заботятся о прилежащих к берегам пристанях, думая, что судно без труда переплывет. Когда же подует противный и сильный ветер, причем треволнения отовсюду поднимаются на высоту и покрывают корабль, то очень желают тихой пристани и осматривают всякую близ лежащую страну; если же никуда не могут пристать, то спускаются с корабля хотя на близ лежащий, если б случился, остров, всячески доставляя себе спасение. А приблизившись к нему и ставши под покров выдавшегося вперед мыса, едва–едва могут освободиться от окружающих бед. И мы сами ныне, владыко, оглашенные спасительным словом Божиим, желая избавить себя от мирского мятежа и ввести ладью нашу в тихую пристань Христову, узнали от некоторых, что воздвигаются пустые какие–то и неразумные, как мне кажется, вопрошения о Святом Духе. Говорят, что Он не должен быть спрославляем в Божестве и Господстве, но что Его должно ставить на месте служителя и посланника, и еще худшия того и более низкие о Нем мнения принимают. Посему как бы одержимые непрестанным волнением и тяжкою бурею, но не будучи в состоянии найти никого из находящихся у нас, который был бы способен разрешить те вопросы и изложить нам здравое учение веры, мы принуждены отнестись с этим делом к твоему богочестию, испуская по справедливости и сами такой вопль: наставниче, спаси ны (Лук. 8, 24; Матф. 8, 25). Итак, умоляем твою нелицемерную и правую веру, о которой свидетельствуют и которую возвещают прежняя добрая слава и достоверные свидетели, удостой, на то поставленный Спасителем, терпеливо принять моление наше, и благоволи в священном писании твоем возможно пространнее и яснее изложить учение веры о Святой Троице и послать оное к нам, для того, чтоб и мы, утвержденные им, достигли желаемого, и уже утвердившиеся в сем благочестии возрадовались, а заблуждшие, если возможно, получили врачевание, и Бог во всех прославлен был.

Ответное послание, отправленное к ним от святого Епифания, которое объемлет собою и все требованное ими учение Божественной веры.

Господам и всечестным моим братиям и пресвитерам: Матидию, Тарсину и Нумерию, и прочим всем сущим с вами, и вожделеннейшим чадам нашим, Палладию и Севирину, возревновавшим благою ревностью и избравшим себе блаженную и превожделенную жизнь в православной вере и совершенном согласии с Церковию; исполняющим изречение Спасителя: аще хощеши совершен быти, продаждь имение твое, и даждь нищим (Матф. 19, 21) и другое: продали имения свои и положили пред ногами Апостол (Деян. 4, 37); и собирающим то, что благоприятно и наиболее полезно душам их, Епифаний, меньший из епископов, и сущии со мною братия желаем о Господе Боге радоваться.

1. Уже потому я мог бы считать себя счастливым, вожделеннейшие, что, не будучи способен к добродетельному житию святых и тщаливых, и объятых ревностью по Боге, я удостоился от них самих быть побужденным к тому, чтобы пробудить свой ум и обратить его к полезному. Ибо смиренный ум наш, всегда стремящийся держаться в безмолвии и не простираться далее положенных для него пределов, имея в виду сказанное у Апостола: да не буду простираться выше меры правила, его же дал нам Бог меру (2 Кор. 10, 13), ныне вынуждается к тому. Отовсюду пришедшия просьбы, — и ваши, управляемые ревностью, от Бога в вас воспламененною, и других единомысленных, разумею ревнующих о православии, также как и просьбы чада нашего Ипатия, прибывшего ко мне с сею целию из страны Египетской, побудили меня отложить всякое малодушие и всякую медлительность, не молчать более и не откладывать до другого раза, а писать учение о вере. Вы и братия наши спрашиваете меня о том, что касается вашего спасения, о твердом основании из Божественного и Священного Писания для учения веры об Отце и Сыне и Святом Духе и обо всем другом касающемся спасения во Христе, именно о воскресении мертвых и о плотском пришествии Единороднаго; о Святом Завете, Ветхом и Новом, и вообще обо всем, в чем состоит совершенное спасение. А я, взяв во внимание таковое предложение вопросов, которых не мало передано было от бывших с Конопсом, братом и сопресвитером моим и от следовавших за ним, также и от других, и от вашей чести, чада мои вожделеннейшия, равно как и от чада моего Ипатия, из Египта ради сего ко мне прибывшего, видя много единогласных решений, встревоженный умом и помыслом, начал размышлять. И решил я, смиренный, по вашему желанию и сообразно изложенному письменно требованию вашему, с готовностью и без колебания приступить к написанию сего моего послания.

2. Очень я изумлен дивным смотрением Господа и Бога нашего, Который, по преизбытку благодати Своей во всем, благоволил дать Святого Своего Духа во истину ищущим Его. Ибо не считаю я ваши и ваших единомысленников требования, письменно изложенные, происшедшими без внушения Божия; но признал движением, появившимся в вас по силе бладати Божией. По истине, — и вы это хорошо знаете, — говорящие согласно с блаженнейшим Петром: Ты еси Христос, Сын Бога живого (Матф. 16, 16), ясно Самим Господом будут ублажаемы, как и сам этот святой ублажен был, слыша слова: блажен еси Симоне вар Иона (Матф. 16, 17), то есть, сын Ионы; ибо отец его назывался Ионою, а вар с еврейского наречия толкуется сын [14]. И это была жизнь, которую дал ученикам Cвоим Единородный Cын, говоря: да живот имут в себе (Иоан. 10, 10), что значит знать единого истинного Бога и Его же послал Он Иисус Христа (Иоан. 17, 3). Словами: единого истинного Бога приводит нас к единоначалию, дабы мы уже не были порабощены стихиям мира, дабы не было в нас многобожия, и к таковому блужению да не простираются помыслы человеческие, но к единству единого истинного Бога: начало бо блужения умышление идолов, говорит Писание (Прем. 14, 12). И Его же послал еси Иисус Христа. Кого же это: Иисуса Христа? — Истинного Бога. Если же Христа Иисуса Бога, как говорит о Нем Иоанн: Единородный, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Иоан. 1, 18), то един есть Бог Отец, и един истинный Бог, не таковый, как ложные боги, которых некоторые из еллинов наименовали богами, тогда как они не суть боги; но един истинный Бог, поскольку един от единого Единородный и един только Святой Дух. Троица в единице, и един Бог Отец, Сын и Святой Дух.

3. Но слово Божие так устрашает не удостоившихся Духа Святого: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Ибо имя Иисуса произносят и иудеи, но не считают Его Господом. И ариане произносят это имя, но утверждают, что Он есть Бог усыновленный, а не истинный, поскольку непричастны Духа Святого. Если кто не приимет Духа Святого, тот не называет Иисуса Господом истинно, Богом истинно, Сыном Божиим истинно и Царем вечным истинно. Пусть вразумятся возъимевшие худое мнение по поводу того, что Единородный Сын Божий совсем не хочет свидетельствовать о Себе Самом. Ибо так сказал Он в Евангелии: аще Аз свидетельствую о Себе, свидетельство Мое ничтожно. Ин есть свидетельствулй о Мне (Иоан. 5, 31). Кто же этот ин? — Возгласивший с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Матф. 3, 17; 17, 5). А Тот, Который говорил: аще Аз свидетельствую о Себе, свидетельство Мое ничтожно, потом говорит: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое (Иоан. 8, 14); и еще: та дела свидетельствуют, яже даде Мне Отец (Иоан. 5, 36); и еще: Моисей писа о Мне (Иоан. 5, 46) и: Моисей свидетельствует о Мне. Сначала сказал: аще Аз свидетельствую о Себе, свидетельство мое ничтожно, для того, чтобы истребить самохвальство похваляющихся и одобряющих себя самих, поскольку многие прославляют себя и сами свидетельствуют о себе. А когда говорит: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое, то показывает, что свидетельство Его не есть человеческое, но что Он есть Бог, истинствующий в свидетельстве Своем. Итак Отец есть истинный Бог, Сын — истинный Бог, Дух Святой — истинный, Дух Божий и Дух истины, Троица во едином Духе счисляемая. Ибо об Отце Сам Сын говорит: да знають Тебе единого истинного Бога (Иоан. 17, 3). А тот свидетель, который возлежал на персях Его (Иоан. 13, 23), и который называет Его Богом единородным (Иоан. 1, 18), достоверен. Не приложено же к единородному Богу выражение: Бог истинный, но об Отце написано: истинного Бога. Но и об Отце сказано, что Бог свет есть (1 Иоан. 1, 5), а о Сыне: бе свет истинный (Иоан. 1, 9).

4. Обрати же внимание на точность Писаний. Отец есть свет, но не прибавлено к выражению об Отце: свет истинный; о Сыне же сказано: свет истинный; и никто не смеет говорить иначе. Ибо какой безумец, или лучше, имеющий в себе умоповреждение, осмелится найти для себя повод к хуле в том, что не нашел при том изречении прибавления: истинный. Конечно, если рожденный от Него истинный Сын есть свет истинный, то и родитель Сына, без сомнения, есть свет истинный, как Сам безначально и безлетно родивший Его — свет истинный. И как не должно дерзать об Отце говорить, что Он не есть свет истинный; но мы сами по благочестию разумеем, — хотя это и не написано, — что Он есть свет истинный, и в сем мы не сомневаемся, чтобы не погибнуть: так и о Сыне написано, что Сын есть Бог, хотя и не прибавлено: Бог истинный; но мы безумными казались бы, если–б дерзнули богохульствовать и говорить, что Сын не есть Бог истинный. Ибо достаточно носить это название одному Лицу, находящемуся в полной связи с Троицею, и по Отцу разуметь и Сына Богом истинным и Духа — истинным, так как к каждому имени приложимо равенство истины: к Отцу, — Бог истинный; к Сыну же, — Бог; но в свою очередь к Сыну: свет истинный, а к Отцу: свет; чтобы связав во едино два мнения о Божестве, — об Отце, что Он есть Бог истинный, а о Сыне, что Он есть свет истинный, и об Отце, что Он есть свет, а о Сыне, что Он есть Бог, от понятий: свет и Бог, мы исповедывали единое Божество, а от понятий: Бог истинный и свет истинный — единое единство силы.

5. Так же точно и о Святом Духе: аще Аз иду, приидет Он, говорит Спаситель, Дух истины (Иоан. 16, 7. 13). И еще о Самом Себе: Аз есмь истина (Иоан. 14, 6); в об Отце: Дух Отца Моего глаголяй в вас (Матф. 10, 20); и о Духе: и Дух Мой настоит посреде вас (Агг. 2, 6). Дух же, неизреченно содействуя Сыну, изводит Его в пустыню искуситися от диавола (Матф. 4, 1). И Сам Господь говорит: Дух Господень, Его же ради помаза Мя (Лук. 4, 18; Ис. 61, 1); а Дух Святой в пророках говорит: сил глаголет Господь Вседержитель, говорящий в пророках Господь, утвержаяй гром и созидаяй ветр (Ам. 3, 11; 4, 13): — гром, слышимый людьми; а созидаяй ветр, для произведения дождей, посылаемых от Бога на землю. И о созданиях так говорит: утвержаяй гром и созидаяй ветр: ибо это есть созданное: Возвещая же Христа Сына людям, Он уже не есть созидаяй или утвержаяй, но возвещающий Его людям, как истинно рожденного от Него, несозданного, непреложного, неизменного, всегда сущего от Присносущего, Иоанном проповеданного, Присносущего. Ибо Сый посла мя, говорит Моисей (Исх. 3, 14). И Иоанн: Сый в лоне Отчи, Той исповеда (Иоан. 1, 18). Сын есть сущий, Отец есть сущий, сущий у сущего, рожденный от Него, не слиянный со Отцем, и не начавший бытие (во времени); но всегда сродственный Отцу, а Отец всегда есть родитель Сына. Ибо не было времени, когда Отец не был бы Отцем; не было также времени, когда бы Сын не существовал у единого Отца. Потому что если–б было время, когда Отец не был Отцем, то и Сам Сын был бы Сыном другого Отца, прежде нежели начал бытие Отец Единородного. И думающие быть в отношении к Отцу благочестивыми совершенно нечестивы. В Боге не допускается ни время, ни пора, ни точка времени, ни минута часа, ни мгновение ока, ни полет мысли; но насколько восходит ум твой до постижения Сына и верования в Него, в той же мере разумей и Отца. Самое имя уже имеет значение: когда ты называешь Сына, — говоря о Сыне, разумей Отца: ибо от Сына мыслится и Отец. И когда называешь Отца, ты этим обозначаешь и Сына: ибо во всяком случае Он называется Отцем Сына.

6. Как же ты можешь дерзать и говорить, что Отец не был Отцем, чтобы осмелиться и Сына назвать несуществующим? Если же не дерзаешь прибавлять какое–либо достоинство Отцу (ибо всегда сущее пребывает в тождестве и не нуждается ни в прибавлении, ни в славе, ни в преспеянии): то знай, что не должно богохульствовать, воюя против веры, или лучше, себя самого удаляя от веры, но всегда веруй в вечного Отца, истинно родившего Сына, всегда истинно сущего, сущего у истинного Отца. Потому что Сын всегда есть ни слиянный со Отцем, ни собратний Ему, но истинный Сын от Отца рожденный, сын естественный, а не усыновленный. Сын единосущный Отцу: не сосущный, но единосущный, то есть не без Отца рожденный, как с насмешкой передают некоторые, желающие признавать Сына Сыном по усыновлению, а не по истине. Союзъ–же веры состоит в том, чтобы признавать Его единосущным. Если ты назвал Его единосущным, то сломил силу Савеллия [15]. Ибо единосущие не одну ипостась означает, но и знаменует ипостасного Отца, и ипостасного Сына, и ипостасного Духа Святого. Также когда кто говорит о единосущии, то означает сим не чуждого тому–же самому Божеству, но Бога Сына от Бога, и Бога Духа Святого, от того же самого Божества сущего, а не трех богов. Потому что если мы называем Сына и Отца Богом, то не о двух богах говорим: ибо один есть Бог наш, как говорит блаженный Моисей: Господь Бог твой Господь един есть (Втор. 6, 4). Не говорим о богах, именуя Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, а не богов, потому что в Боге нет многобожия. Тремя же именами называется единое Божество Отца и Сына, и Святого Духа. И не два Сына: ибо один Сын единородный. Так и Святой Дух есть Дух Святой, Дух Божий, всегда сущий со Отцем и Сыном, не чуждый Богу, но от Бога сущий, от Отца исходящий и от Сына приемлющий. Но Сын единородный непостижим, и Дух непостижим, от Бога исходит, но не чужд Отца и Сына; и не так чтобы чрез Него было слияние Отца и Сына, но Троица всегда сущая одного и того же существа; не иное существо помимо Божества, и не иное Божество помимо существа, но тоже самое Божество, и от тогоже Божества Сын и Святой Дух.

7. И Дух есть Святой Дух; а Сын есть Сын; Духъ–же от Отца исходит (Иоан. 15, 26) и от Сына приемлет (Иоан. 16, 14–15); испытует глубины Божия (1 Кор. 2, 10); возвещает то, что относится до Сына (Иоан. 16, 14–15); в мире освещает святых чрез Троицу; есть третий по именованию: Отец и Сын, и Святой Дух. Шедше, сказано, крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Матф. 28, 19): по елику Дух есть печать благодати, союз Троицы, не чуждый числа, не разнящийся в именовании, не чуждый дарования, но един Бог, едина вера, един Господь, одно дарование, одна церковь, едино крещение (Ефес. 4, 5). Ибо всегда Троица есть Троица, никогда не приемлет прибавления, так счисляемая: Отец, Сын и Святой Дух; Троица не слиянная; нет в Ней чего–либо разнящегося от собственной Ея единицы; но в совершенной ипостаси совершенный Отец, совершенный Сын, совершенный Дух Святой: Отец и Сын, и Святой Дух. И еще Дух пребывает в дарованиях. Ибо разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде Бог, действуя вся во всех (1 Кор. 12, 4–6). Не будем уклоняться от предположеннаго; не будем удаляться от истины. Мы не речи говорим в защиту Бога, но благочестиво мыслим, чтобы не погибнуть; и говорим не как постигающие все: мы говорим то, что, поняли как люди. Честь Божия беспредельно и безмерно превышает наш ум, препрославленна, не приемлет прибавления славы и не терпит отъятия ея: ибо ничего нет в Троице созданного или привзошедшего по времени. Но Отец рождает Сына; и не было времени, когда–бы не было Сына, не было также какого либо времени, в которое Отец не назывался бы Отцем; но был всегда Отец, и был всегда Сын, не собратний, но Сын рожденный неизъяснимо и именуемый непостижимо; всегда сущий со Отцем, никогда не прекращающий бытия. Итак Отец нерожденный и несозданный, и непостижимый. Сын рожденный, но также несозданный и непостижимый. Дух Святой всегда есть, не рожденный, не собратний, не дядя по Отцу, не прародительный, не внучатный, но от того же существа Отца и Сына есть Дух Святой [16] ибо Дух ест Бог (Иоан. 4, 24).

8. Каждое из имен одноименно и не имеет другого значения. Отец есть Отец и не имеет чего либо противоположного или сопряженного с иным Отцем, чтоб не было двух богов. И Сын единородный, Бог истинный от Бога истинного, не имеющий имени Отца и не чуждый Отца, но от единого Отца сущий; Единородный же, чтобы быть одноименным Сыном, и Бог от Бога, чтобы Отец и Сын назывался единым Богом. И Дух Святой единственный, имеющий не имя Сына, не именование Отца, но Дух Святой так называемый, не чуждый Отцу. Ибо Сам Единородный говорит: Дух Отца и: иже от Отца исходит (Иоан. 15, 26) и: от Моего приимет (Иоан. 16, 14–15); дабы не считаем Он был чуждым ни Отцу, ни Сыну, но имеющим то–же существо, то–же Божество, Духом Божественным, Духом истины, Духом Божиим, Духом Утешителем (Иоан. 15, 26), одноименно называемым, не имеющим сравнения, не приравниваемым другому какому либо духу, не называемым именем Сына, или именуемым именованием Отца, чтобы одноименные имена не были равноименными. Имя: Бог принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Кто Божий, тот и Бог; например, Дух Божий есть и Дух Отца, и Дух Сына, не по какому–либо сложению, как в нас душа и тело, но между Отцем и Сыном, как от Отца (исходящий) и от Сына (приемлющий), третий именованием: ибо шедше, сказано, крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Матф. 28, 19). Если–же Отец крестит во имя Свое, то есть, во имя Бога, и запечатленная в нас о имени Бога печать совершенна; и если Христос крестит во имя Свое, то есть, во имя Бога, и запечатленная в нас о имени Бога печать совершенна: то кто дерзнет воевать против своей собственной души, называя Духа чуждым Божеству? Если (крещение совершается) во имя Бога (Отца), и во имя Сына, и во имя Святого Духа, если (в этомъ) одна печать Троицы, то одна и сила Божества в Троице. Если–же одно только есть Бог, а прочее есть созданное и не есть Бог, то каким образом два связаны во едино печатью совершенства? Итак мы запечатлены в одно царственное имя Отца, а прочее не царственное, но еще под стихиами и созданиями бехом порабощени (Гал. 4, 3). Не могло спасать одно имя Отца, но Бог создал для Себя, по мнению богохульствующих, две другие стихии, чтобы Божество Его восприняло и другие силы, и чтобы Он мог спасти запечатлеваемого Им, и созданный Им человек чрез искупление принял отпущение прегрешений.

9. О пустословие! О богохульство! Откуда вошло в жизнь еще другое, новое неверие, или лучше сказать, зловерие? Зловерие хуже неверия. Неверие, приемля веру, исправится, зловерие–же неисправимо, с трудом может достигнуть спасения, разве только придет на помощь свыше благодать. Поэтому блаженный Петр так говорит единомысленным с Ананиею: почто искусил вас сатана солгати Духу Святому? и далее: не человеком солгал еси, но Богу (Деян. 5, 3–4). Итак, Дух от Отца и от Сына, Которому солгали утаившие от цены (имения), есть Бог. И Павел соглашается с сим словом, говоря: вы–же храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16). Итак, Дух есть Бог, как я сказал выше: посему храмом Божиим могут быть названы и святые люди, сделавшие себя жилищем Святого Духа Божия, как свидетельствует самый верховный из Апостолов, удостоенный ублажения от Господа за то, что Отец открыл ему (Матф. 16, 17). Итак, ему открывает истинного Сына Отец, и он ублажается. И Самъ–же Он открывает Святого Своего Духа: это приличествовало первому из Апостолов, твердому камени, на котором создана Церковь Божия, и врата адова не одолеют ей (Матф. 16, 18); а врата адовы суть ереси и ересеначальники. Во всяком случае на нем утверждена вера, на принявшем ключ от небес, на разрешающем на земле и на связующем на небе (срав. Матф. 16, 19). В нем находить можно разрешение всех тонких вопросов веры. Он есть трижды отрекшийся и трижды поклявшийся прежде нежели возгласил алектор. (Матф. 26, 84 и дал.). Обозначая преизбыток любви своей ко Владыке своему, он утвердительно говорил: аще и вси отрекутся от Тебя, аз не отрекуся (срав. Матф. 26, 33): говорю так, на сколько это зависит от человека. Он восплакал при пении петуха (Матф. 26, 76), чтобы истинно исповедать взятие Сына Божия на суд, как не призрачное, а истинное, чтобы плачем при взятии Его, преданного (Иудою), показать, что Он есть истинный человек. Он союзник возлежавшего на персях Иисусовых (Иоан. 13, 23). Ибо сей, научаясь от Сына и от Сына приемля силу познания, открывал; а тот от Отца получал то, чем основал непоколебимость веры. Он с корабля на море Тивериадском нагой уже после призвания (к апостольству) опять ловил рыбу (Иоан. 21, 3, и дал.). А ученик, его–же любляше Иисус (Иоан. 21, 7), то есть, Иоанн, когда сказал Спаситель: дети, еда что снедно имате (Иоан. 21, 5)? и: вверзите мрежу одесную корабля, и обрящете (Иоан. 21, 6) и после того, как ученики поражены были совершившимся по слову, говорит Петру: Господь есть (Иоан. 21, 7) — человек, по плоти рожденный от Марии во истину, а не призрачно, а Дух есть Бог, с небес сошедшии от Отца. От Сына Петр слышит слова: Петр, паси агнцы Моя (Иоан. 21, 15). Таким образом он удостоен пастырства над паствою, хорошо управляет ею силою Владыки своего, исповедует плоть Христову, истинно возвещает о Сыне то, что открыто ему было Отцем, указует Духа и Его достоинство в Божестве, дает Павлу и Варнаве десницу общения с Иаковом и Иоанном (Гал. 2, 9), да при триех свидетелях станет всяк глагол (Матф. 18, 16).

10. Ничто не может быть без двух и трех свидетелей. На это есть подтверждение и в одном из таинств ветхозаветных. Люди подзаконные познают одного только Отца, если не приемлют силы Сына и не укрепятся силою двух свидетелей: Отца и Сына, а в третие свидетельство не приимут Духа Святого и не исполнятся явно гласов херувимов и серафимов, взывавших троекратно: свят, свят, свят (Ис. 6, 3). Не двумя словами совершается славословие на небе и не четверократно восклицают оные святые и невидимые духовные животные, не четыре гласа издают они, и не один только, а три единственных слова: свят, свят, свят. И не говорят: святы, святы, дабы и единичное явить многоименным и не сокрыть числа трех; но трижды издают звук: свят, и однако же единообразно и единично произносят слово, чтобы не наименовать многих богов. Ибо один есть Бог Отец в Сыне, Сын во Отце со Святым Духом; и посему Святой во святых почивающий, Отец истинный, и Сын истинный ипостасный, и Дух Святой истинный ипостасный, три их, но едино Божество, едино существо, едино славословие, един Бог. Наименовалъ–ли ты Бога? — ты объял разумом Троицу. Восприялъ–ли ты Духа Святого? — ты удостоился силы Отца и Сына Божия. Прославилъ–ли ты Отца? — ты указал на Сына и Святого Духа, но не слиянных. Ибо Отец есть Отец; Сын есть Сын; Святой Дух есть Святой Дух: Троица не отчуждаемая от единства и тождества. Чтится Отец, поколику Он есть Отец; чтится Сын, поколику Он есть Сын; чтится Дух Святой, поколику Он есть Дух истинный и Дух Божий. Так говорит Единородный: чтущий Отца чтит и Сына (Иоан. 5, 23). Ибо тем самым, что называешь Отца, ты указуешь Сына и чтишь Сына; и иже чтит Сына, чтит Отца (ср. Иоан. 5, 23). Ибо самым именованием Сына ты чтишь Отца, утверждая, что Христос не ниже Отца.