11. Если даже между нами людьми существует такое понятие, и мы нежелаем, чтобы сыны были нисшими и чтобы унижаемы были честью против отцев, потому что безчестие сыновей вменяется и отцам: то насколько более Бог и Отец не восхощет, чтобы унижен был когда–либо Сын Его? Итак, признающий истинного Сына Отчего имеющим недостаток в славе Отца, вместо чести, безчестит Его, водимый неведением. Посему как Отца открывает говорящий: никтоже знает Отца, токмо Сын: и никтоже знает Сына, токмо Отец (Матф. 11, 27), так, дерзаю говорить, и Духа никто не знает, кроме Отца и Сына, от Которого Он исходит и от Которого приемлет. Да и каким образом дерзают называть Духа чуждым Бога водимые скорее безумием, нежели истиною, и не понимают истинного слова достоверного и святого Павла Апостола, которому дал десницу верховнейший из апостолов Петр, удостоившийся иметь ключи царствия? — Павла, услышавшего с небес: Савле, Савле, что Мя гониши (Деян. 9, 4), — удостоившегося услышать неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2 Кор. 12, 4); — говорящего: никтоже весть, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем (1 Кор. 2, 11). Этим примером он хотел изъяснить высшее, не для того, чтобы пример человека приравнить к Богу, но чтобы примером хотя отчасти открыть высшее. Ибо вся тварь в совокупности, ангелы и архангелы, херувимы и серафимы с воинством небесным, что на небе и на земле, то есть, земное и небесное, и преисподнее, светила и звезды, сухопутное и водное, и все вообще, что на небе и на земле, не может представить собою Владыки своего или уподобиться Ему образом. Только по милости дарует Он человеку образ Свой, говоря: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (Быт. 1, 27). Только по дару имеет всякий человек образ Божий. Но никто не может уподобиться Владыке своему: ибо одно невидимо, другое видимо, одно бессмертно, другое смертно; то есть источник всякой премудрости и все имеет в Себе совершенным, а человек имеет дарование только отчасти, имеет недостаток в совершеннейшем, если Бог не восхощет чрез дарование подать совершенство каждому по достоинству.

12. Однако, употребляя этот пример, сам святой Павел говорит: никакой человек не вест, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем: такожде и Божия никтоже весть; и не сказал: точию Дух Божий живущий в Нем; но только: Дух Божий (1 Кор. 2, 11), дабы кто не представил Божество составленным из частей и сложенным. Точию, говорит, Дух Божий: Дух бо Божий вся испытует, и глубины Божия (1 Кор. 2, 11–10). Итак, не чужд Бога Дух, испытующий глубины. Ибо если нас укоряет Божественное Писание, говоря: яже ти повеленна, сия разумевай и несть ти потреба тайных: вышших себя не ищи, и глубочайшего себя не испытуй (Сир. 3, 22. 21): то скажемъ–ли мы о Святом Духе, что Он скорее из любопытства, нежели но свойству природы Своей испытует глубины Божия? Где испытует Он глубины Божия? По какой причине? Говори, о несмысленный! — Как любопытствующий? Как посягающий на чужое? Как желающий не своего собственного? Да не будетъ! Но поскольку святые удостоиваются того, что Дух Святой живет в них, то, когда в святых станет пребывать Дух Святой, Он дарует им возможность испытывать глубины Божии, дабы из глубины прославлять Бога (как и Давид исповедует это: из глубины, говорит, воззвах к Тебе Господи — Псал. 129, 1), и беспредельно–величественно, а не малодушно и несовершенно, как приверженцы ереси Ария и все прочия ереси, каковы: одиннадцать ересей, выделившияся после того, как дан был чрез Моисея закон, но прежде пришествия Христа во плоти, и другие шестьдесят, возникшия после пришествия Его воплоти. Кроме бывших прежде закона, которых всех пять, еще было еллинских ересей четыре, а с бывшими прежде закона девять. Всех же вместе, с родоначальницами их, числом восемьдесят. Родоначальниц их пять, следующия: варварство, скифство, еллинство, иудейство, самарянство. От сих, именно от еллинства, произошли четыре ереси: пифагорейцев, платоников, стоиков, епикурейцев. От закона–же, прежде пришествия Христа во плоти, одиннадцать: от иудейства седмь: книжников, фарисеев, саддукеев, ессеев, назареев, имеробаптистов, иродиан; от самарянства четыре — горофинов, севуеев, ессинов, досифеев. Всехъ–же вместе от закона из иудейства и самарянства возникших ересей одиннадцать.

13. Итак, всех ересей, бывших прежде пришествия Христа во плоти, начиная от Адама и до пришествия Христова, двадцать. После же пришествия Христа во плоти до царствования Валентиниана и Валента и Грациана, всех ерееей, ложно употреблявших имя Христа, шестьдесят, и оне исчисляются так: симониане; менандриане; саторнилиане; василидиане; николаиты; гностики, они же стратиотики и фивиониты, а у некоторых секундианиты, у иных же сократиты, у других закхеи, а у некоторых называемые коддианами и ворворитами; карпократиты; керинфиане, они же и миринфиане; назореи; евионеи; валентины; секундиане, с которыми состоят в связи Епифаний и Исидор; птолемеониты [17]; маркосии; колорвасии; ираклеониты; офиты; кайяне; сифиане; архонтики; кердониане; маркионисты; лукианисты; апеллиане; севириане; татиане; енкратиты; катафриги, они–же и монтанисты и таскодругиты; пепузиане, они–же и прискиллиане и квинтиллиане, с которыми состоят в связи артотириты; четыренадесятники, в один и тотъ–же день года совершающие Пасху; алоги, не принимающие Иоаннова Евангелия и Апокалипсиса; адамиане; сампсеи, они же и елкесеи; феодотиане; мелхиседекиане; вардисианисты; ностиане; валисии; кафары, они же и новатиане и монтезии, как они называются в Риме; ангелики; апостолики, они же и апотактики; савеллиане; оригенисты, они же и студодеи (срамники); оригенисты адамантики; ересь Павла Самосатскаго; манихеи, они же и акуаниты; иеракиты; мелетиане; раскол египетский; ариане, они же и ариоманиты; авдиане, — раскол, а не ересь; фотиниане; маркеллиане; полуариане; духоборцы, Святого Духа Божия хулящие; аэриане; аэтиане, они же и аномеи, с которыми состоит в связи Евномий, лучше–же сказать непризнающий закона (ἂνομος); димириты, не исповедающие совершенного Христова вочеловечения, они же и аполлинаристы, утверждающие, что святая Мария Приснодева по рождении Спасителя сожительствовала с Иосифом, которых мы назвали антидикомарианитами; во имя ея–же приносящие некоторое печенье (коллириду), которые называются коллиридианами; массалиане, с которыми состоят в связи мартириане из еллинов, также евфимиты и сатаниане.

14.

Они только своеобразно рассуждают и любят спорить о выражении: по образу (Быт. 1, 26–27), но не ради веры противятся Церкви и отделяют себя от нея, и не ради чего либо другого, а из желания высшего совершенства в праведности, ради того, что не имеют общения с епископами и пресвитерами, приобретшими золото и серебро, и ради того, что совершают Пасху в то время, в которое совершают ее иудеи. Ради этого–то они отщепились и чуждаются единения с православною Церковию. Не приявши Духа Святого, они не познали глубины Божии и разделились на такие ереси и расколы, происшедшия вследствие раздражения: ибо оставив истину, они пошли многими стезями, в разное время иначе и иное рассуждая. Говорит также и сам святой Апостол, открывая нам, по какой причине он говорил это: мы же Духа Божия прияхом, да вемы от Бога дарованая нам: яже и глаголем не в наученых премудрости словесех, но в наученых Духа Святого, духовная духовными срассуждающе (1 Кор. 2, 12–13), и прочее. Итак, Дух Божий не чужд Бога: ибо если Он чужд Бога, то каким образом испытует глубины Божия? Да и ты, тщеславный, воюющий против себя самого, чтобы не сказать, — против Святого Духа Божия, что скажешь ты? Для чего ты, тщеславный, воюешь против непобедимого? Для чего борешься с непреоборимым? Жестоко ти есть противу рожну прати (Деян. 9, 5). Себя самого оскорбляешь, а не Слово. Себя самого уличаешь, а не Духа. Себя самого отчуждаешь от благодати Божией, а не Сына от Отца и не Духа Святого от Отца и Сына.

15. Во всяком случае по лукавству говоришь ты это: ибо я слышал уже некоторых суемудрых, которые истину Бога и Спасителя нашего прелагали в хулу и говорили: испытует глубииы Божия, но не постигает, потому что это слово не прибавлено к тому изречению. Апостол сказал только: испытует глубины Божия, а не прибавил: постигает. О великая глупость! Была ли нужда, обиженный ты Богом человек, после изречения: испытует, в изречении: постигает? По твоему недалекому образу мыслей выходит, что самое дело терпит ущерб, если не присоединено какое либо речение. Но в настоящем случае у тебя отнят всякий предлог к тому: ибо Писание везде представляет истину для мужа благоговейнейшего. О Боге Вседержителе написано так: Бог исследует внутренности и испытает тайная утробы (Прит. 20, 27). Если же исследует внутренности, то ужели не знает того, что исследует? Или все знание состоит в исследовании? К изречению: испытает тайная утробы также не прибавлено: постигает. Так ужели, если не прибавлено к тому изречению слово: постигает, я причиню себе смерть, присоединив к оному изречению выражение: не постигает, по твоему мнению, несмысленный? Так точно и о Духе Святом сказано, что Он испытует, и не было нужды добавлять: и постигает, так как из того самого слова уже ясно, что в Духе Святом есть познание Бога и глубин Божиих. Если же не сказано: постигает, то ты сам разумей это и не губи свою душу; потому что как об Отце не должно дерзать говорить: испытает, и не постигает; ибо Сам Он, вместе с Сыном и Святым Духом, создал человека; Троица всегда есть Троица и никогда не приемлет прибавления: так должно мыслить и о Святом Духе. Когда Писание говорит о сотворении человека: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1), то знаменует глас Отца, призывающий к созданию, говоря: сотворим (Быт. 1, 26) и предполагая, думаю, Сына и Святого Духа. Ибо так говорит: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Псал. 32, 6). Таким образом вместе с Отцем творит и Слово; творит и Дух Святой. Итак неужели сотворивший человека Вседержитель Бог не знает того, что в человеке, испытуя тайная утробы? Но говоря это, слово Божие, присоединяет высшую степень познания Божия, дабы кто из согрешающих между нами не подумал еще сокрыться от Бога. Ибо Сам Он знает человека и то, что в человеке (ср. Иоан. 2, 25 и 1 Кор. 2, 11).

16. Итак Отец испытает тайная утробы, и знает: а Дух испытует глубины Божия, и знает; ибо открывает тайны Божии святым и научает из глубины души прославлять Бога и показывает непостижимость Его тем, которые причастны Ему. Таким образом Дух не чужд Бога. Не сказано ни об ангелах, что они испытуют глубины Божии, ни об архангелах. Ибо о дни том или о часе никтоже весть, говорит Сын Божий, ни ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец (Марк. 13, 32). Но не думают ли несмысленные, не украшенные Духом Святым, будто есть нечто в Отце, чего нет в Божестве Сына? Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако и Сын имеет живот в Себе (Иоан. 5,26) и: все что принадлежит Отцу Моему Моя суть, говорит Само Святое Слово Божие (Иоан. 17, 10). Что же принадлежит Отцу, если не сие? Есть ли принадлежность Отца то, что Он — Бог? — Это есть принадлежность и Сына. Есть ли принадлежность Отца жизнь? — Это принадлежит и Сыну. Есть ли принадлежность Отца свет? — Очевидно, что тоже принадлежит и Сыну. Принадлежит ли Отцу бессмертие? — Точно также принадлежит оно и Сыну. Непостижимость принадлежит Отцу и Сыну. Все принадлежащее Отцу принадлежит и Сыну. Итак если принадлежащее Отцу принадлежит Ему, то и знание, которое в Отце, является также и в Сыне и в Святом Духе. Если же кто думает, что Сын не знает о дне (страшного суда), то пусть научится неведущий и не богохульствует. Предлагаю ему ведение, и он познает: скажи мне, возлюбленный: — я называю тебя возлюбленным, ибо никого я не ненавижу, разве только диавола, и дела диавола и зловерие, о тебе же я молюсь, чтобы ты пришел к истине Божией и не погубил себя самого хулою на Бога. Глубоки глаголы святого Бога, даются же Духом Святым чрез дарования. Овому бо, сказано, дается слово премудрости, иному же слово учения и прочее. Но тойжде Дух разделяя коемуждо якоже хощет (1 Кор. 12, 8. 11), чтобы показать тебе самобытность и Святого Духа, поскольку тот же Дух подает всем дарования, как хощет. Итак умоли Отца, чтобы Он открыл тебе Сына; и умоли Сына, чтобы Он открыл тебе Отца. И опять призови Отца, чтобы Он дал тебе Сына и открыл тебе Святого Духа, и даровал тебе иметь Его в себе, дабы Святой Дух, данный тебе, открыл тебе всякое познание Отца и Сына и Святого Духа, чтобы ты познал, что ни в Сыне, ни в Святом Духе нет никакого неведения.

17. Если ангелам многого недостает со стороны существа и познания, то да не будет, чтоб сего не доставало и Сыну Божию, и Святому Духу! Но Бог — Святое Слово, пришедшее к нам от Отца, говорит духовно; а душевные востязуются (1 Кор. 2, 14–15), не разумея премудрости Сына, или лучше — слова премудрости. Спрашиваю тебя, и скажи мне: кто более, Отец ли или день оный, о котором Он говорит? Не дерзнешь, конечно, говорить, что Отец не есть более. Итак, если Отец более и дня того, и часа, и всего от Него происшедшего и имеющего произойти, и никто не знает Его, токмо Сын (Матф. 11, 27): то что же более, — Отца ли знать, или оный день? — Весьма ясно, что знать Отца. Так каким же образом знающий большее имеет недостаток в меньшем? Если поэтому Он знает Отца, то, конечно, знает и день тот; и нет ничего, в знании чего имел бы недостаток Сын. Но ты скажешь, что Отец, который более всего, имеет познание, а Сын — отнюдь нет, как и Сам говорит: Отец Мой болий Мене есть (Иоан. 14, 28). Но это говорит для почтения Отца, как и приличествовало, Сын, более того почтенный от Отца. По истине должно было истинному Сыну чтить собственного Отца, дабы показать, что Он есть истинный Сын. Чем же, думаешь ты, Он более Его? Окружностью или тяжестью? или временем? или возрастом? или достоинством? или Божеством? или бессмертием? или вечностью? Не думай этого. Ничего нет в Божестве Его неравного с Сыном. Но поколику Отец, Он есть Отец, и поколику Тот есть Сын истинный, Он чтит Отца Своего; и тяжестью не определяется Божество, чтоб Отец превосходил ею Сына; и времени не подлежит Оно, чтоб Отец превосходил временем Сына; также и на высоте какой либо не пребывает Отец: так чтобы Сын мыслим был, как ниже стоящий; ибо Он все объемлет, Сам ничем не объемлемый. Он седе одесную Отца (Марк. 16, 19; Евр. 1, 8; 8, 1; 10, 12; 12, 2); и не сказано: вошел в Отца, чтобы разрушить учение Савеллия и ниспровергнуть хулу Ария на Него.

18. Посему не ищи того, чего не должно искать, но чти Сына, чтобы почтить и Отца. А когда слышишь о Боге: никтоже благ, токмо един Бог (Лук. 18, 19), то не дерзай объявлять Сына не благим ради того, что Сын преимущественно чтит Отца. Ибо когда Он называет Отца благим, то не отрицает того, что Он Сам есть благ, но тем более открывает Себя Самого таковым в почитании Своего собственного Отца, дабы от благости Отца познана была благость Сына Божия, рожденного от благого Отца Бога. Великое слабоумие обнаруживают дерзающие говорить о Сыне подобно тому, как если б ты сказал: един есть благий Бог. Ибо во многих местах учит нас Божественное Писание, называя благим отрока нищего и мудрого (Еккл. 4, 13) и говоря: был Самуил благ пред Господем и человеки (1 Цар. 2, 26), и: благ бе Саул, сын Киса из колена Вениаминова, от рамен и выше высок паче всех из Израильтян (1 Цар. 9, 2; ср. ст. 1) и еще: благо ходити в дом плача, нежели в дом пира (Еккл. 7, 8), и: отверзи, Господи, небо, сокровище Твое благое (Втор. 28, 12) и: благое слово паче даяния (Сир. 18, 17; ср. ст. 16) и: благ пес живый паче льва мертва (Еккл. 9, 4), и: блази два паче единого (Еккл. 4, 9), и: блага последняя словес паче начала (Еккл. 7, 9) и: аще вы лукави суще умеете даяния блага даяти чадам вашим (Матф. 7, 11), при чем речь идет о рыбе и хлебе. Каким же образом можно осмеливаться думать, что в тех словах Сын отрицает Свою благость, а не думать, что Он по преизбытку чести к Отцу приписывает Ему благость? Он видел, что говоривший ему: учителю благий (Марк. 18, 18; ср. Матф. 19, 16), говорил это лишь устами, а не сердцем и, желая обличить его, сказал те слова, чтобы он не устами веровал в Него, а испытывал Его сердцем, как и в другом месте говорит: что говорите Мне: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю (Лук. 6, 46; ср. Матф. 1, 21)? И таким образом хотел обличить его; потому что он называл Его благим учителем, но не пребывал в вере в Него, чтоб веровать в благость Его.

19. Итак Само Святое Слово есть живое, ипостасное, Царь небесный, Сын истинный, всегда со Отцем сущий, от Отца происшедший, сияние славы, образ ипостаси (Евр. 1, 8), образ Отца во истину, сопрестольный Родившему, Которого Царствию не будет конца (Лук. 1, 38). Он есть Судия живым и мертвым (Деян. 10, 42), — Премудрость от Премудрости, Источник от Источника: ибо Мене, говорит, оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенци сокрушеные (Иер. 2, 13). Он есть река приснотекущая, устремлениями своими веселящая град Божий (Псал. 45, 5), из того же Источника проистекшая, из Которого, как сказано, реки от чрева его истекут (Иоан. 7, 38). Он есть жезл Давидов, корень Иессеов (Рим. 15, 12), цвет от него, лев, царь от колена Иудова (Апок. 5, 5), овча словесное (ср. Деян. 8, 32 и Ис. 53, 7), камень живый (1 Петр. 2, 4), велика совета Ангел (Ис. 9, 6), человек во истину бывший, и Бог во истину пребывающий, непреложный естеством, не изменившийся Божеством, рожденный во плоти, воплотившееся Слово, Слово плоть бывшее (Иоан. 1, 14). Тут между словами: Слово и бысть поставлено слово: плоть. Не сказано: Слово бысть, но после изречения: Слово без члена поставлено: плоть; а после слова: плоть сказано: бысть, дабы чрез слово: бысть Он разумеваем был и как рожденный от Марии, и как Слово, свыше от Отца снисшедшее. Сие святое, живое Слово, сущий у Отца Бог, великого совета Ангел, возвещающий определения совета Отчего, Отец будущего века (Ис. 9, 6), Сам сказал: никтоже весть о дни том и часе, ни ангели, иже суть на небесех (Марк. 13, 32). Противники не знают того, что Сын в особом смысле говорит: токмо один Отец (Марк. 13, 32). Если Сын знает Отца, а Отец есть более и дня того и часа, в чем никто не сомневается, то каким образом знающий большее не знает меньшего? Ибо никтоже знает Отца, токмо Сын, и никтоже знает Сына, токмо Отец (Матф. 11, 27). Как велик Отец тем, что знает Сына, так и Сын велик, потому что знает Отца. Посему если Он знает Отца, — большее, то каким образом не знает малое, то есть, день тот и час? Испытай Божественные Писания и познай силу Святого Духа, и Сам Дух, знающий Отца и Сына, откроет тебе знание Слова Сына Божия, дабы ты не заблудил от истины и не погубил души своей.

20. Два вида познания, два рода ведения представляются в Божественном Писании: один по действию, а другой по ведению. Но чтобы представить тебе подобия из примеров, дабы заблуждший разум твой и подобно тебе мыслящих многими примерами направлен был на путь правый, узнай, что говорит Писание об Адаме: беста, говорит, оба нага в раю, и не стыдястася (Быт. 2, 25). Слепы же они не были, ибо видели глазами. Если б они не видели, то как узнали бы, что древо добро в снедь, и красно еже разумети (Быт. 3, 6)? И вземши, сказано, жена, яде: и даде мужу своему с собою (ст. 6). Итак не были они слепы, но отверстыми имели очи; будучи наги, не стыдились, взирая друг на друга; и будучи наги, познавали друг друга: познавали ведением, а не действием. Ибо лишь после того как они, вкусив от древа, были изгнаны из рая, спустя много времени, сказано: Адам позна Еву жену свою (Быт. 4, 1). Как это могло быть, когда они, будучи наги, видели друг друга и познавали себя видением, а не действием? А познанием Писание называет сожительство друг с другом. Познание употребляет оно в двояком смысле: ибо еще говорит так: познал Иаков Лию жену свою, и зачат роди (Быт. 29, 32 и дал.). Сначала он познал ее; ибо седмь лет пас с нею овец Лавана, отца ея. Познал ее ведением посредством видения и посредством познания, познал и посредством действия. Познал и Рахиль жену свою (ср. Быт. 30, 23). И еще в другом месте: и Давид бысть стар, сказано, и одеваху его ризами многими, и не согревашеся. И реша царю: да поищут девицы добрые. И обретоша Ависагу Суманитяныню. И приведоша, сказано, к царю, и она спала с ним, и бысть греющи его. И не позна ея Давид (3 Цар. 1, 1–4), — той, которая с ним была, прикасалась к нему телом и с боку его лежала. Так о каком же ведении говорится здесь? О ведении ли посредством видения, или о ведении посредством действия? И еще: позна Господь сущия Своя (2 Тим. 2, 19). Так разве Он не знает не сущих? И: отступите от Мене, делателие неправды: Я никогда не знал вас (Лук. 13, 27). Так неужели есть незнание в Сыне Божием? И еще: вас познах от всех племен (Ам. 3, 2). Так неужели Он не знает остальных племен? Да не будетъ! Но Божественное Писание различает познание: одно ведением, а другое действием.

21. Итак Единородный, исполняя волю Отца, уже показал все совершившимся. Ибо познал Отец тот час и день, познал его и ведением и действием, так как Он все ведает. И когда Сын говорит: Отец суд весь даде Сынови (Иоан. 5, 22), и как бы не судит, то уже тем самым, что Он дал это право Сыну, показал, что Он Сам судит: потому что не лишается Бог права судить судимых. И в том, что Отец не судит, является, что Он уже осудил. А Сын знает, когда придет: ибо Сам приносит этот день, Сам определяет, ведет и совершает его; потому что говорит: приидет день оный, яко тать в нощи (2 Петр. 3, 10). Говорит также: не будьте в нощи, дабы день не застал вас во тьме (ср. Иоан. 12, 35). Итак, если рабы Христовы суть чада дня, то неужели Сам Сын, приносящий день, не знает, застанет ли Его тот день? Не Сам ли Он, напротив, приносит этот день? Кто таким образом рассуждающий не богохульствует, мысля неприличествующее об Отце и Сыне? И Отец знает тот день и час двояким способом: ведением и действием; ибо Он знает, когда придет этот день. И опять Он уже осудил, определив судить Сыну, и познал действием. Сын Божий также знает, когда придет этот день, и Сам приносит его и не неведает; но еще не совершил его знанием, то есть, действием: ибо еще нечестивые нечествуют, неверные не веруют, зловерные богохульствуют, диавол действует, прегрешения совершаются, несправедливость господствует, и суд долготерпит, до тех пор, пока не придет, и пока Сын не познает его действием и сделает отмщение, и спасет во истину надеющихся на Него и не произносящих хулу на Божество Отца и Сына и Святого Духа.

22. У святых же ангелов в двух отношениях недостает такового достоинства. Они почтены честью и получили ее от Отца и Сына и Святого Духа. Но им недостает вот чего: не знают они определенно, когда это будет. Во Своей власти положи Отец времена (Деян. 1, 7). Если же Отец в Сыне, и Сын во Отце, то уже нет недостатка у Сына во власти, принадлежащей Отцу. У ангелов же недостает ея, потому что ангелы, как и архангелы, и силы, суть существа созданные. А Отец не созданный, Сын не созданный, Дух Божий не созданный. Посему ангелы не знают того дня и часа ни ведением, ни действием. Не знают они, когда восхощет Отец и Сын и Святой Дух принести день тот. И не знают познанием действия: ибо еще не получили повеления выйти и собрать злых на подобие плевел, и связать в снопы, чтобы сожигать огнем неугасимым (Матф. 13, 30). Итак они этого еще не сделали и не знают; Отец же знает и сделал; а Сын знает, но еще не сделал; то есть, токмо Отец один, но ни ангели, ни Сын (Марк. 13, 32). Уразумеем силу Писания, дабы не было нам письмя в смерть: письмя бо, сказано, убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Приимем дух, чтобы получить пользу от письмени. Не письмя самое убивает: в письмени заключается жизнь; убивает же оно того, кто неразумно приступает к письмени и не имеет духа говорящего, раскрывающего букву Писания и открывающего то, что в ней сокрыто. Так Отец Святой дал святой Церкви своей единородного Сына Своего, истинного, рожденного от Него, и Святого Своего Духа, в одном познании единомыслия, в одном союзе совершенства; чтобы в имени Отца совершенного и Бога мы получили печать, и в имени Сына совершенного и Бога, и в имени Духа Божественного и совершенного мы прияли печать. О Троица святая, исчисляемая, Троица в одном имени исчисляемая! Ибо не говорится: единица и двоица, или: единица и единица, но единица в Троице, и Троица в единице, единовидно, единоименно, един Бог Отец в Сыне, Сын во Отце со Святым Духом.

23. Призови же ко мне свидетелей истины, призови ко мне отроков, спасенных от пещи Вавилонской, удостоившихся быть вверженными в огонь, но не истребленных, не угасить огонь, чтобы не показаться противостоящими ему каким либо новым способом искусства, но быть в огне, и однако же не быть истребленными огнем по причине правой веры их. Чрез них Бог научает нас тому, что есть созданное и что несозданное, что есть сотворенное и что — не получившее бытия во времени, что есть всегда сущее и что — от Него происшедшее. Эти спасенные отроки восхотели показать благодарное расположение к Богу спасшему их, на Которого они отначала возложили надежду и не отступили, не склонили выи пред образом, дерзостью царя и неограниченною властью. И когда восхотели что либо воздать Богу, то, испытав глубины в сердце силою Духа Святого, будучи святы, и размыслив о небе и о всем, что есть на нем, о земле и о всем, что есть на ней, а также и о том, что все, что ни существует, недостойно быть принесенным в приношение Богу (ибо того, что выше их самих, они не имели власти приносить Богу), и по достоинству и по власти они решили только песнями воспевать Бога. Ибо написано следующее: пожрите жертву хвалы (Псал. 106, 22), и: жертва хвалы прославит мя (Псал. 49, 23). Пременив Ветхий Завет в Новый, побуждаемые Духом Святым, они не имели нужды в жертве из животных или во всесожжениях; потому что говорят: несть места еже пожрети, ниже жертвы, ни олтаря (Дан. 3, 38), так как все ими оставлено. А желая приносить таковую хвалу и оставив свое уничижение, смиренномудренно возносятся в хвале Богу; яко всяк возносяйся, смирится, смиряяй же себе, вознесется (Лук. 18, 14). Вместе с дарованием спасения Его, они приемлют и сей дар смиренномудрия и хотят приносить Богу хвалу и не изнемогать, и, испытав себя в неизреченном славословии Бога, решаются свосприять с собою в славословие всю тварь и начинают славословить, свосприяв все творение.