24. Различив творения от Сотворившего и создания от Создавшего, они говорят: благословите вся дела Господня Господа (Дан. 3, 57). Вся, сказали, и ничего не оставили. Но дабы Дух Святой начертал нам образ совершенного знания, чтобы знать, что есть Божество, и что — сотворенное от Бога, дабы мы не смешали с вечным того, что сотворено из не сущего, дабы мы не погубили свою душу, они все свели к одному числу. Ибо им открывал Дух Святой, как удостоившимся быть вместе с ангелами и сожительствовавшими с тем, что есть на небесах и что на земле, и что в преисподних земли; и ничего они не упускали из виду. И сами святые отроки говорят, как я сказал выше: благословите вся дела Господня Господа. И начинают исчислять и различать, какие суть дела, какие творцы дел, какие творения, что есть соделываемое, а что — соделанное. И исчисляют небо, землю, воды, которые превыше неба; и ангелов, так как и ангелы суть существа созданные; — престолы и силы, так как и они — созданные; — солнце и луну, как сотворенные, а не несозданные; — облака и вьюгу, ветры, снега, молнии, громы, землю, море, источники, бездны, реки, все человечество, горы, птиц небесных, скотов и животных; души преподобных и духов праведных, Ананию, Азарию, Мисаила, иереев и рабов Божиих (Дан. 3, 57–88). Ибо все это есть сотворенное и созданное, от Бога происшедшее чрез Слово и Святого Духа, потому что Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Псал. 32, 6). Смотри же, возлюбленный брат, как все исчислили они, движимые Духом Святым, но не причислили к тварям ни Сына, ни Святого Духа. Они познали, что тоже самое Божество в Троице, и та же самая Троица во едином Божестве; и прославили Отца в Сыне, и Сына во Отце, со Святым Духом, одну святыню, одно служение, одно Божество, одно славословие.

25. Но диавол всячески дерзает и это поколебать в людях, оболгать святых отроков в дерзости неверия, измыслить и сказать: они не ведали имени Святого Духа, чтоб произносить его, потому что были иудеи; не ведали и Сына, будучи иудеями. Однако же самые слова Писания тотчас изобличают неверие худо мыслящих. Ибо сказано: и был зрак четвертого подобен Сыну Божию (Дан. 3, 92). Вот имя Сына Божия. Итак нет неведения о Нем. И еще прежде ввержения в пещь исполнен был Духом Святым Даниил и сказал: чист аз от крове сея (Дан. 13, 45–46). И возвратишася (вси людие) на судище (ст. 50. 49), и он осудил старцев, движимый Духом Святым (ст. 61). Итак ведали отроки Сына, ведали Отца и Духа Святого, и не по неведению не называли имена Их, но вследствие осторожности. Благословите, говорили они, вся дела Господня Господа. И не сказали: благослови, Сын Божий, Господа; или: благослови, Святой Дух, Господа; но: благословите вся дела Господня Господа. И чтобы кто либо из охотников искать всякого повода к спору не сказал, что они не упомянули херувимов или серафимов, следовательно эти последние не суть дела Божии, Божественное слово наперед решило оградить эту истину от замышляющих козни против самих себя, предвидя от сего вред для нихь самих и для отроков. Ибо трояко усугубили песнь святые отроки, сами привнося в песнь Богу созданное и сотворенное, и сначала сказав: благословен еси Господи Боже отец наших, и хвально, и прославлено имя Твое во веки (Дан. 3, 52), затем несколько далее говорят: благословен еси седяй на херувимех (ст. 54); и еще: благословен еси седящий на престоле славы царствия Твоего (ст. 55); и: благословен еси видяй бездны седлй на херувимех (ст. 52); чтобы от поименования престола ты уразумел серафимов и херувимов, и от имени херувимов, и бездны, и освященного престола, и от всех прочих имен, от числа всего поименованного ты уразумел, что все это сопричисляется к прочим делам. Ибо назвав все это в песни, они тотчас прибавляют, говоря: благословите вся дела Господня Господа (ст. 57), чтобы Гавриил и Михаил благословили Отца и Сына и Святого Духа.

26. А чтимые ангелы на небе воспевают победную песнь, с серафимами и херувимами прославляя Троицу в единой славе, в равном достоинстве и едином существе, говоря: Свят, Свят, Свят (Ис. 6, 3), три слова испуская, но говоря в единстве и не многоименно. Ибо не говорят в четвертый раз: свят, дабы не сделать прибавления к именованию Троицы; не говорят и дважды: свят, дабы не была недостаточною слава совершенства; но трижды, чтобы святить одинаковою честью Отца и Сына и Святого Духа. И не говорят: свят и полусвят, но одинаково говорят: свят, единым гласом, единым словом и единым совершенством, прославляя Троицу в единстве и единство в Троице. Этому познанию научить нас пришел единородный Божий. Эту мудрость возвестил нам Дух Святой. Это совершенство открыл нам Отец. Воистину эту жизнь даровало нам Слово воплощенное. Это здание воздвиг нам Святой Дух: аще кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие (1 Кор. 3, 12); потому что иного основания нет. Основания бо иного никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос, Сын Божий (ст. 11). Мы — Его здание, Его тяжание (1 Кор. 3, 9), наздани бывше на основании пророк и апостол (Ефес. 2, 20), чтобы ведать здание наше, твердое воистину и основание наше всегда сущее и не начавшее бытия. Но не во всех разум, по слову апостольскому (1 Кор. 8, 7), а только в удостоенных Духом Святым познания таин и истины. Ибо Сам Он, открыв Себя и Отца и Святого Духа, порицая некоторых из находящихся в неразумии, говорил: не ведаете Писания, ни силы их (Матф. 22, 29). И еще в ином месте: имеяй уши слышати, да слышит (Матф. 11, 15). И еще Самарянке говорил: аще бы ведала еси, Кто есть просящий у тебя пити, ты бы просила (у Него — Иоан. 4, 10). И еще: не весте коего духа есте (Лук. 9, 55). Итак не во всех разум. Ибо различны дарования от Бога, и святое слово говорит: емуже предано множайше, множайше истяжут от него (Лук. 12, 48), так как бы некоторые приемлют малое, другие совершенно ничего, иные же прияли в избытке.

27. И что это так, можно вывести из сказанного в Божественных Писаниях. Божественное Писание, духовно понимаемое, заключает в себе весьма многое, касающееся нашей жизни и познания, то есть, Господа. Ибо те изречения, которые более глубоки по смыслу и в избытке утверждают нашу душу, служат преткновением для не приявших познания Божия, как говорит Осия пророк: кто смыслен и уразумеет сия? и кому дано слово разума Господня, и увесть сия? яко правы путие Господни, а нечестивии преткнутся в них (Ос. 14, 10), Правы, но нечестивые претыкаются о пути Господни, так как эти последние сами по себе не служат к преткновению для людей. Претыкающиеся о камень претыкания претыкаются по беспечности. Ибо преткнулись о камень претыкания и соблазнились во–первых иудеи, которые, видя единородного Сына Божия во плоти пришедшего, совершающего Божественные знамения и не удостоенные познания небесного, говорили: кто есть сей человек, иже глаголет хулы (Лук. 5, 21)? и при другом случае: если бы человек сей был от Бога, то не нарушил бы субботу (Иоан. 9, 16). Итак они не признавали Божества Его, а считали Его простым лишь человеком. Другие же, и Богом Его познавшие, но не признававшие совершенной Его славы, услышав в глубоком смысле сказанные изречения о Нем и о соделанном для нас спасительном домостроительстве, претыкаясь о Божество Его, склоняются к худым мнениям: ибо заблуждается разум их. Как иудеи впали в заблуждение, услышав это, так и они, слыша, впадали в заблуждение. Те видели предсказанное пророками, но не признавая исполнившимся пришествие Христа во плоти, смутились: а сии опять, слыша предсказания о Его домостроительстве, но разумея их просто, смущаются и обращают в свою собственную погибель то, что служит к нашему созиданию, и говорят: но Он (Христосъ) сказал: Я восхожду к Богу Моему и Богу вашему, и ко Отцу Моему и Отцу вашему (Иоан. 20, 17). Видишь ли, что и Сам Он есть одна из тварей, богохульствуя дерзают говорить они.

28. Итак видишь ли, что их вводит в заблуждение домостроительство пришествия во плоти? Они берут во внимание то, что было сначала, и спрашивают о временах и летах. Ибо исходи Его, сказано, от дней века (Мих. 5, 2). Так посмотрим на то, что было прежде. Отец говорит: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Не сказал: сотворю человека по образу Моему. Изобличен будь, имеющий окаменелое сердце, согласно написанному: но окаменело сердце их (Иоан. 12, 40), и познай Сына всегда сущего у Отца. Ибо слово: сотворим не одного означает, но Отца, говорящего с Сыном. Изобличен будь говорящий, что Сын не подобен Отцу. Ибо когда он сказал: по образу нашему, то не различил подобия Сына от Отца и не разделил чего либо в тождестве Отца с Сыном; потому что не сказал: по образу Моему, или: по образу Твоему, но явил единое существо и Божество Отца и Сына и Святого Духа. Ибо говорит: по образу нашему и по подобию, так чтобы разуметь единое Божество Отца и Сына и Святого Духа а человека — сотворенным по образу единого Божества Отца и Сына и Святого Духа. Изобличен будь и ты, Арий, и послушай что Отец говорит Сыну: сотворим, называя Его созиждителем. Я часто слыхал некоторых говорящих, что Сын ничего не сотворил, и что однако чрез Него произошло то, что произошло (Иоан. 1, 3). Если чрез Него произошло, то Он Сам и сотворил, как ясно доказано нами. Ибо первохудожник — Слово (ср. Прем. 7, 21) есть Творец всего и чрез Него Отец делает. Да слышат, что ясно говорит Он: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Иоан. 5, 17). И таким образом, говоря это, Он называет Отца созиждителем Своим. Но с другой стороны да не обольщает тебя разум твой, и не приступай к Сыну, как рабу, а не как истинному Владыке; потому что если б Он был раб, а не истинный Владыка, то каким образом зрак раба принял бы пришедший, во образе Божии сый (Флп. 2, 6–7)? — каким образом Он называл бы Себя Созиждителем Его, если б не имел совершенства? Так приступай же к Сыну, как к Богу совершенному и Сыну истинному, сущему от Отца.

29. Но не говори по худомыслию: Отец сказал Сыну: сотворим, Сын же не сказал Отцу: сотворим; и Сын не говорит, что Я делаю и Отец Мой делает, но ставит первым Отца, говорящего и делающего. Потому что это говоришь ты неразумно и хочешь в Божестве представлять много начал, тогда как одно есть начало и одно и тоже Божество; и нигде Сын не говорит по Божеству: Бог Мой. Говорю это не в том смысле, чтобы Сын отрицал честь у Отца, а в том смысле, что это согласно с природою Божества. И еще: и услышал Адам, сказано, Бога ходяща в раи по полудни (Быт. 3, 8). И нигде не говорит Сын: Бог Мой и Бог ваш, но говорит здесь о Боге самосовершенном. И еще: и рече Бог Ною (Быт. 6, 13), и нигде не приводится такого изречения. И явися, сказано, Бог Аврааму, седящему ему у дуба Мамврийска: и се трие мужи: и притече в сретение, и поклонися до земли и рече: аще обретох благодать пред Тобою (Быт. 18. 1–3). Сим показывается, что один есть Бог, а сопутствовавшие Ему другие два были ангелы Его. Ибо о Нем и сказано: возшел Бог от Авраама (ст. 16). Сам же Он, пришедший к нему, говорит: еда утаю Аз от Авраама раба Моего (ст. 17)? Вопль Содомский и Гоморрский, говорит Он, умножися ко Мне (ст. 20), и прочее. (И нигде в эти времена не встречается выражение: Бог Мой и Бог ваш). И приидоста два мужа в Содом (Быт. 19, 1), так как бы Возшедший на высоту от Авраама оставил двух вошедших в Содом для разрушения. О Возшедшем же Писание говорит: и Господь одожди на Содом и Гоморр от Господа огнь и жупел (ст. 24). И здесь не было нужды в выражении: Бог Мой и Бог ваш. И Моисей говорит в песни: и да поклонятся Ему вси ангели Божии (Втор. 32, 43). Если же говорит: ангели Божии, огнь от Господа, а не говорит одно лишь: ангели, то говорит сие, дабы показать единое царство Отца и Сына, и потому ангелы не делятся на начала, но суть ангегелы Божии, а покланяются Сыну и Богу; ангел же ангелу не покланяется. И нигде здесь не говорится: Бог Мой и Бог ваш.

30. Давид также говорит: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Псал. 109, 1). Господь, говорит, Господеви Моему, ибо еще не было домостроительства воплощения, ради которого нужно было бы сказать: Бог Мой и Бог ваш. И: се дева во чреве приимет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис. 7, 14 и Матф. 1, 23). И тут еще не могло быть сказано: Бог Мой и Бог ваш. — И ты Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе бо Мне изыдет, еже быти в князя во Израили, исходи же Его из начала от дней века (Мих. 5, 2). Или по другим спискам: и ты Вифлееме, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет вождь, и упасет люди Моя Израиля (Матф. 2, 6). Видишь ли, что еще не было нужды говорить: Бог Мой и Бог ваш? Когда же исполнилось пророчество Иеремии, также как и Исаии, о том, что Слово родится от Девы и будет иметь плоть, как говорит Иеремия: и человек есть, и кто познает его (Иер. 17, 9)? тогда, соделавшись причастным плоти, образовав Себе без семени мужеского от Богородицы Марии эту самую святую плоть, согласно сказанному: раждаемый от жены (Гал. 4, 4), и сделавшись причастным нашего естества ради нашего спасения — тогда–то говорит: Бог Мой. А по причине вечности Своего родства с Ним по естеству говорит: Отец Мой, и по благодати Его к ученикам Своим: Отец ваш, а по естественному отношению между самими учениками в рассуждении Божества Его и между вечным Отцем Его: Бог ваш. Ибо Он был Бог учеников, но Отец Господа по естеству, Отец же учеников по благодати. Тот же Отец есть Бог Сына по плоти, а Отец по причине вечности и непостижимости Его рождения и родства с Ним; потому что Он есть воистину Его Отец, родивший Его безлетно и безначально по Божеству. Но Богом Он счел нужным назвать Его по причине домостроительства, ради нас совершившегося, будучи всегда рожденным от Отца безначально Словом, во плоти же от Марии в последние дни рожденным по плоти, от Марии Святые Девы чрез Духа Святого.

31. Итак да разумеют глубины действа Божия и да не обращаются к дару благодати с неблагодарностью те, которые подвергают бесславию несказанное и непостижимое спасительное для нас естество Божие. Но о Боге, говорят они, написано: ни взалчет, ни вжаждет, ниже есть изобретение премудрости Его (Ис. 40, 28); а о Сыне сказано, что Он взалкал в пустыне при искушении (Матф. 4, 2). Еще сказано: Бог ваш не утрудится (Ис. 40, 28); Господь же Иисус утрудился от пути (Иоан. 4, 6). И еще: не вздремлет, ниже уснет храняй Израиля (Псал. 120, 4); Господь же, сказано, уснул на корабле (Матф. 8, 24). О суетные помыслы рассуждающих таким образомъ! Не только тяготы наши восприяло за нас пришедшее Святое Слово, но и было осязаемо и плоть прияло, и обретеся яко человек, и книжниками схвачено было, и плещи своя отдало на бичевание, и лица Моего не отвратих от студа заплеваний (Ис. 50, 6). Но и заплакал, как находится в неисправленных списках Евангелия от Луки, и этим свидетельством пользуется Святой Ириней в книге Против ересей, для опровержения говорящих, что Христос явился призрачно [18]. Православные же уничтожили это слово, устрашившись и не уразумев цели его и силы. И быв в подвизе, вспотел, и бысть пот Его, яко капли крове. И явися Ангел укрепляя Его (Лук. 22, 44–43). Но не только это, а и вопрошал как человек: где положисте Лазаря (Иоан. 11, 34)? И о кровоточивой: кто есть коснувыйся Мне (Лук. 8, 45)? И об искавших Его: кого ищете (Иоан. 18, 4)? И учеников как человек вопрошал: кого Мя глаголют человецы быти Сына человеческого (Матф. 16, 13)? Также говорил: колико хлебы имате с собою (Марк. 6, 38)? Утрудившись от пути, Он сел при студенце в Самарии (Иоан. 4, 6). Равно и отроча растяше и крепляшеся духом (Лук. 2, 40). И преспеваше возрастом и премудростью Иисус (ст. 52). И еще: прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийские (Ис. 8, 4). Будучи премудростью и научая людей разуму, насаждей ухо человеку (Псал. 93, 10. 9), даровавший сынам человеческим членораздельную речь и сделавший ясным язык гугнивых (Прем. 10, 21), все таковое претерпел за нас, чтобы, сохранив весь порядок устроенного ради нас вочеловечения, не изгладить образа истины.

32. Но чтобы свидетельств, которые мы привели, собрав их из Божественных Писаний, по мнению противников как бы противоречащия истине, и худо разумеваемые ими, не оставить таким образом не истолкованными, мы изложим умозрительную сторону силы, заключающейся в каждом из них, по какой причине каждое сказано как бы человекообразно, и за тем еще многое скажем, когда будем говорить о выражении: Бог Мой и Бог ваш, именно, что это сказано благословно, как то можно узнать всякому, имеющему ум, из самого порядка речи. Ибо человек есть, сказано, и кто познает его (Иер. 17, 9)? — В одном и том же изречении Божественное Писание являет нечто двоякое: видимое и невидимое: в отношении к видимому благословно сказано: Бог Мой, в отношении же к невидимому сказако: Отец Мой, причем нет никакого противоречия смыслу. Ибо каким образом Он не был бы познаваем, если был человек? Если же Он не был человек, то каким образом назывался человеком? Во всяком случае кто бы то ни было происшедший от людей познается от людей, от родившей например, от сродников, от домашних, от соседей, от сожителей или от сограждан. И в отношении к простому человеку нельзя приложить этого, а только возможно приложить к Богу Слову и Сыну Божию, именно того, чтобы сказать: человек есть воистину; но кто познает его? Потому что Он есть Бог; потому что Он причастен сугубому естеству: Он есть человек и Бог, не познаваемый людьми по непоствжимости Своей, но как человек рожденный от Марии воистину без семени мужа. И Дева во чреве зачнет (Ис. 7, 14); ибо пророк возвещал о будущем времени: Дева во чреве зачнет. Будущим было то, что она родит Сына. Итак если Дева, то уже не от мужей устроение зачатия, потому что уже прежде сего времени сказано было Ахазу: проси себе знамения во глубину, или в высоту (Ис. 7, 11). Он же смиренномудрствуя говорит: не имам просити, ниже искушу Господа Бога моего (ст. 12), отказавшись просить знамения. Тотчас же за то, что он сам не просил знамения, Бог, подающий человекам великие дары, дарует два знамения от высоты, послав Слово по Своему хотению и по собственному хотению Самого Слова; а от глубины, устроив Слову плоть Своим и Его благоволением. После того сказано: и нарекут имя Ему Емминуил; не сказано: нареку, но нарекут; потому что людям открывался Бог, неузнанный ими. Но не тотчас же принимает Он это имя, ибо не сказано: нареку имя Ему Еммануил, но нарекут.

33. Изречение же: раждаемый от жены (Гал. 4, 4), как мною выше изъяснено, сказано для того, чтобы выражение: раждаемый исполнилось в том, что Он родился от жены, а между тем ясно был явлен всем как вечное Слово. Если же и изречение: не возжаждет должно разуметь о Боге, а о Сыне, что Он взалкал и возжаждал, то это необходимо для нас устроено. Ибо каким образом домостроительство оказалось бы истинным, если б не было тут необходимого, свойственного человеку, обыкновения? В этом показаны нам разрешения всех спорных мнений еретиков. Например тотчас разрушено этим мнение манихеев; потому что когда говорится, что Он ест и пьет, тем самым показывается, что плоть была истинная. Затем разрушено заблуждение лукианистов и ниспровергнута сила Ария; ибо Лукиан и все лукианисты отрицают принятие Сыном Божиим души: говорят, что Он имел только плоть, чтобы конечно приписать Богу–Слову человеческую страсть, жажду и алчбу, утомление и плач, скорбь и смущение, и все то, что соединяется с пришествием Его во плоти. А между тем было бы неразумно рассуждать так о Божестве Сына Божия. Но, говорят, плоть сама по себе ни ест, ни пьет, ни утруждается, ни другое что либо не делает. Я и сам соглашаюсь, что плоть сама по себе не имеет сего. Но пришедшее Слово имело все устроение: и плоть, и душу, и все что есть в человеке; а между тем уделом души и плоти были: алчба и утомление, жажда и скорбь, и прочее. Он плачет, чтобы обличить заблуждение манихея и показать, что облечен был телом не призрачно, а воистину. И жаждет, дабы показать, что имеет не только плоть, но и душу. Ибо не Божество Его, конечно, возжаждало, а душею возжаждал Он и утрудился от путешесествия сообразно свойству плоти и души.

34. А что пришедшее Слово имело тело и душу, в том да убедят их Божественные Писания Ветхого и Нового Завета. Именно Давид говорит о Нем, и Петр говорит согласно с Давидом: не оставиши души Моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления (Псал. 15, 10; Деян. 2, 27), дабы можно было разуметь состав человека Господня и ясно было у нас познание о сем, чтобы утвердить, что душа Его три дня находилась в соединении с Божеством, чтобы показать, что плоть эта была преподобная, и что Божество с душею совершало таинство во аде не одержимое им. Есть и другое свидетельство так говорящее: в мертвых свободь (Псал. 87, 6). Слово: свободь означает не господство Его над адом, а то, что Он по собственному хотению снисшел до ада с душею. А Петр говорит: яко же не бяше мощно держиму быти Ему от него, то есть, от ада (Деян. 2.24). Да и Сам Спаситель говорит: область имам прияти душу Мою, и положити ю (Иоан. 10, 18); и: Аз есмь пастырь добрый, полагающий душу за овцы (ст. 11); и еще говорит: душа моя возмутися, и что реку? Как бы о сомнительном говоря: что реку? Отче, спаси мя от часа сего: но сего ради приидох на час сей (Иоан. 12, 27), чтобы показать, что Божество Его добровольно пришло на сие. А слово: возмутися сказано для того, чтобы не смущен был образ истины пришествия Его во плоти: потому что не призрачно было пришествие во плоти.

Тогда царь, внезапно обратившись на слабого противника с силою своею, всего его захватывает в свои руки. Так точно и Господь наш не убоялся смерти, еще прежде пришествия к страданию во время путешествия указав, что Сын человеческий будет предан и распят и в третий день воскреснет, и когда Петр говорил: милосерд Ты, Господи: не имать быти Тебе сие, запретив ему: иди за Мною сатано, сказал, яко не мыслиши, яже суть Божия, но человеческая (Матф. 16, 22–23; ср. ст. 21). Итак, каким же образом предсказывавший сие и для сего пришедший после того молится, чтоб миновала Его чаша, дабы не пить ея? Прежде смерти говоривший о смерти, хотя бы для того, чтобы не принят был за лжеца, не мог молиться о том, чтоб миновала Его чаша. Но Он для того и вызывал Своего противника, чтобы, после того, как последний вообразил, будто Спаситель убоялся смерти, навести на него самого смерть во спасение умирающим. Это совершено таким образом ради домостроительства. Но если б ты услышал и о том, что Господь умер, то знай, для чего понесена Им страсть смертная. Основание смерти Его изъясняет тебе верховнейший из Апостолов Петр, говоря: умерщвлен быв плотию, ожив же духом (1 Петр. 3, 18). Ибо Божество Его, восприявшее страдание во плоти, и есть бесстрастно, и было бесстрастным, и пребыло бесстрастным, при чем не изменилось бесстрастие и не уничтожилась вечность.

35. И опять, если скажут тщеславные: этим не можешь нас убедить в том, что Христос имел душу; ибо мы нашли в Божественных Писаниях, как говорит Исаия от лица Бога и Отца о Единородном: Сей есть Сын Мой возлюбленный, к Которому Я благоволил, Которого возлюбила душа Моя (Матф. 3, 17; Ис. 42, 1). Что мыслить будешь ты об Отце, приял ли Он в Себя душу или имеет душу? Но какой безумец помыслит это об Отце? Итак что говорят? Очевидно, что изречение то сказано в образном смысле. Посему если говорят, что об Отце сказано в образном смысле, то и о Сыне должно принимать в томъ–же смысле. То есть, хотя Он и сказал, что душа Моя возмутися (Иоан. 12, 27) и: область имам отдать душу Мою и прияти ю (Иоан, 10, 18); однако Он не имел, говорят, души, и это сказано в смысле образном. И это сказано ими, кажется, только по умозаключению, тогда как истина утверждается на многих свидетельствах. Ибо каждый образ берется от вида. Об Отце например нельзя дерзать говорить это, потому что Он не носил плоти. А что лукианистами, также как и арианами, исповедуется действительность плоти у Христа, это не может подвергаться сомнению. Но, говорят, Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), а не сказано: Слово плоть и душа бысть. Против невежественного возражения их и я скажу, что созда Бог человека, персть взем от земли (Быт. 2, 7). Изречением: созда объемлется все в совокупности, и в изречении: Слово плоть бысть все содержится. В том же смысле и мы сами возразим им, говоря: вот Писание говорит: созда Бог человека, и не сказано: создал ему печень или легкие, или сердце, или жилы, или нервы, или другое, что есть в теле. Посему будем ли мыслить человека, как нечто единое, цельно сплоченное, изъ–за того именно, что Писание не изложило в подробностях состав всякого животного? Конечно нет. И потому как от одного вида заключается к целому: так и из понятия плоти ясно, что Спаситель принял душу.

36. Таким образом, если Он принял душу и тело, как сказано, то говорят, стало быть Божество Его, ничем не меньшее существа Отца, не подлежит страданиям, чтобы возжаждать, утруждаться, взалкать и подвергаться подобному, что необходимо для человека. Но если написано: не утрудится, ниже есть изобретение премудрости Его (Ис. 40, 28), а Спаситель оказывается утрудившимся (Иоан. 4, 6), то это не значит, что ради сего именно сошло свыше Слово происходящее из Существа Отца. Ибо не на небе Он утрудился, а будучи во плоти; потому что надлежало плоти утруждаться, дабы не призрачною признаваема она была, а истинною. И прочее, что имеет такое же значение, как например воздремать, уснуть, есть признак человека, равно как и то, что подлежит осязанию. Он восприял сие и обретеся человек (Флп. 2, 7): ибо обретохом, сказано, Мессию, Его же писа Моисей (Иоан. 1, 45). Обрели же Его по естеству постижимому, то есть, плотскому; поскольку в непостижимом Он не мог быть обретен. Посему и схватывается от книжников и плещи Свои отдал на раны, и лица Своего не отвратил от студа заплеваний (Ис. 50, 6), плакал, и все другое имел, что о Нем передается. Кто же мог бы Слово Божие на небе бичевать или ударять по ланитам, или оплевывать такового несказанного и непостижимого? Если же так пострадало бесстрастное Слово Божие, то это есть страдание телесное, совершившееся вне Его бесстрастия; но с другой стороны и не вне, по той причине, что Он соблаговолил на сие; хотя и не страдал Сам, но страдание вменено Ему Самому. И как пятно на одежде не простирается на тело носящего ее, а между тем это пятно вменяется в безчестие носящему: так и Бог пострадал во плоти, при чем Божество Его отнюдь не страдало, но страдание плоти носимой Божеством вменено Божеству, дабы в Божестве соделалось нам спасение.