43. Итак что же скажем? Если по их мнению Сын есть Премудрость Отца, и однако же не произошел от Него, будучи Слово, Бог и Премудрость: то и Отец не имеет в Себе премудрости. Тогда каким образом они могут сказать: Богу единому, премудрому, невидимому (1 Тим. 1, 17)? И притом все это непостижимо и недоступно для людей. Даровал Бог премудрость Соломону и исполнил мудростью Веселиила (Исх. 31, 2 и дал.). И премудрии люди скрывают стыд (Прит. 10, 14). И многое можно говорить о премудрости. Оная же Премудрость Отца есть единственная и не имеет ничего, что можно было бы противоположить Ей. Однако о ней–ли было сказано слово, того я не могу ни утверждать, ни отрицать, а предоставляю Богу ведать. Впрочем вижу, что высказываемое с противоположной стороны имеет насильственно навязанный ему смысл. Ибо созда Мя, сказано, начало путей Своих в дела Своя. Прежде век основа Мя. Прежде всех холмов раждает Мя (Прит. 8, 22. 23. 25). Итак, каким образом раждаемое основывается? Каким образом создаваемое раждается? Если созданное, то уже не ражденное. Мы что раждаем, то не создаем, и что создаем, то не раждаем. Мы созданы, и раждаемое нами есть созданное. В Боге же несозданном раждаемое не есть созданное: если Он родил, то уже не создал; если же после создания опять родил, то каким образом сначала созданное после раждается? Итак, если к Нему относится высказываемое, то оно исполняется на домостроительстве пришествия во плоти. И посему сначала говорит о ближайшем, а после повествует о древнейшем. Желая убедить людей ближайших, начинает с плоти. Ибо началом путей праведности евангельской служит то, что Слово в Марии соделалось для нас плотию (Иоан. 1, 14), а душа основана в плоти ея для того, чтобы показать высшее соделавшееся нисшим. Говорим же о том, что из недр Отчих с небес Он явился на землю; поскольку Он пришел к нам после, дабы совершить все домостроительство. Итак, неужели Слово есть созданное? — Да не будетъ! и ничего запутанного во всяком случае не предложило Божественное Писание.

44. Но и у толковников собственно не так передается чтение. Акила [21], например, говорит: Господь стяжа мя; поскольку в Еврейском читается: Адонаи канани [22], что толкуется точно так, как мы сказали. И мы также по обычаю о раждаемых говорим: он приобрел детей. Но не так твердо запечатлена сила толкования. Ибо выражение: Адонаи канани может быть истолковано и так: Господь угнездил (как бы высидел в гнезде) [23] Меня. И посему Петр ясно выражается, говоря: Сего Иисуса, Егоже вы распясте. Не сказал: свыше сошедшего Бога Слова, но Сего, Который есть плоть, свосприятая свыше сошедшим Словом во чреве Марии, — Сего называемого так по причине происшедшего от Марии человека Господня. На нем исполняетея и то, что сказано о умерщвлении, как говорит Петр: умерщвлен быв плотию, ожив же духом (1 Петр. 3,18); и еще: Христу убо пострадавшу за ны плотию (1 Петр. 4, 1). И еще: от нихже Христос по плоти, как говорит Павел (Рим. 9, 5). И Сам Спаситель говорит в Евангелии: ныне же ищете Мене убити человека, иже истину вам глаголах, и слышах от Отца (Иоан. 8, 40; 15, 15), дабы показать, что страдание терпит по человечеству, а Сам Он есть естественный Сын Отца от вышних. Согласуется с этим словом и Святой Апостол Павел, говоря: един Бог, един и Ходатай Бога и человеков, человек Иисус Христос (1 Тим. 2, 5), Иже не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим (Флп. 2, 6–7). Видишь, как назвал Его человеком, впрочем не простым? Ибо называется Ходатаем Бога и человеков, поскольку посредствует между ними и Отцем Своим, будучи Богом по естеству и рожденным от Него истинным Сыном. В отношении же к людям Он есть человек естественный, истинный, рожденный от Марии без семени мужа. Таким образом Он есть Ходатай Бога и человеков, будучи Богом и соделавшись человеком, непреложный естеством, но являясь Ходатаем с той и другой стороны в отношении к обеим.

45. Но и опять, не понимая, говорят они: видишь ли, что не восхищением непщева быти равен Богу? И не знают самого названия сего любоспорливые; потому что не сказано: не восхотел быть равным Богу чрез хищение, но не восхищением непщева быти равен Богу, то есть быть Богом по естеству, чем и был. Ибо если бы Он не был Богом, то каким бы образом и приял зрак раба? Этими словами Апостол и новое обозначил, и превосходнейшее сего с удивлением показал, то есть, что хотя Он и равен Богу, однако Себе умалил зрак раба приим, не для того чтобы поработить свободное, но чтобы в зраке, который принял на Себя, освободить послушных Ему рабов. И иудеи свидетельствуют, что Он не боялся и не сомневался называть Себя равным Богу, но дерзновенно указывал на это, говоря: аще не реку, буду подобен вам, лож (Иоан. 8, 55). Потому они и говорят Ему: о добре деле не убиваем Тебя, но яко Ты человек сый твориши Себе равным Богу (Иоан. 10, 33; ср. 5, 18). Однако противники наши говорят: если мы должны признавать образно сказанное о Нем, то образного много сказано в Писании и нельзя отрицать того, что это сказано о Нем загадочно, как например, что Он называется дверию, камнем, столпом, облаком, львом, овцею, светильником, свещником, солнцем, ангелом, червем, скалою, краеугольным камнем, путем, юнцом, тельцом и подобными именами. И мы не отрицаем того, что в Нем исполнилось загадочно о Нем сказанное; знаем также, и по какой причине это написано. Называется Он путем, потому что Им шествуем мы к царствию, к Нему Самому и к Отцу; — дверию, потому что чрез Него мы входим туда; — столпом, потому что Сам Он есть утверждение нашей веры; — скалою, по причине неподвижности; камнем, как основание наше; — солнцем правды, как осветивший наши омраченные помышления.

46. Затем говорят; поскольку написано о Нем, что Он есть создание, то и должно признавать, что Он есть создание. Но вот я изложил уже некоторую часть тех употребленных в Писании названий Его, которые загадочно исполнились и в нас. Пусть скажут нам, в каком смысле употреблено название Его созданием? Разве не справедливо, хотя и образно, назван Он дверию, чтобы соделаться для нас входом и принести пользу? или —

Прочь такая лукавая и ложная мысль! Кто помыслит это о Боге? Какая мысль дерзнет на это? Очевидно, что никто даже и из демонов того не помыслит. Кто исповедует Отца, тот верует и в то, что Он воистину родил Сына. Божество не окружается тяжестью и не есть как бы какое беременное тело, чтобы потерпеть вышесказанное. Ибо Дух есть Бог (Иоан. 4, 24); дух же не подлежит ни истечению, ни делению, ни съужению, ни уменьшению, ни распространению, ни чему либо подобному. И так поколику Отец есть Дух, Он родил Сына Бога Слово духовно, безлетно, непостижимо и безначально.

47. Но чтобы убедить их мыслящих таким образом, мы скажем то, что хотя и не заключает сходства, однако сравнением ниспровергает их лукавую увертку. Созданию беспредельно и бесконечно многого недостает в сравнении с его Владыкою. Многие в пустыне, имея недостаток в огне, наполняют водою стеклянный сосуд; затем, принесши какую либо материю, легко воспламеняющуюся, сделанную например изо льна или пакли, ставят ее против солнечного луча, отражающегося от стекла на лежащей под ним материи. И тотчас материя принимает в себя пламя от огня солнечного и зажигается огнем. Ужели чрез это сообщение огня у солнца отсекается что либо из его существа? Ужели оно терпит в чем либо чрез это ущерб? Ужели уменьшается? — Нет, говорят.

Но одно и тоже существо может опять составляться из многих частей, то есть, светильников или свещников. Между тем не так в Божестве; да не будетъ! Не после пришло Слово и не подверглось слиянию со Отцем; но Отец есть Отец, Сын — Сын и Святой Дух — Дух Святой.

48. Безумно сказано у манихеев [24], что, по мысли Манеса, души, происшедши от столпа света, суть одно тело и, отрешаясь от тел, снова образуются одним существом в один столп по баснословию вымысла их. Но не так показывает Евангелие. Здесь говорится, что Христос преломил пять хлебов и насытил пять тысящ, и не оставил избытков от них, но соберите, говорит, их, и ничего не оставляйте от укрух. И собраша дванадесяте коша (Иоан. 6, 12–13), и сложили вместе в кошницы; однако укрухи не повелел соединять с хлебами, как они были до того времени. Собрали множество хлеба, но во многих укрухах, и Он повелел их сложить в одно собрание кошниц. Не предполагая совершенного сходства, мы иносказательно изложили это, равно как и вышеприведенный пример солнца. Ибо мы не называем душ ни хлебами, ни укрухами: да не будетъ! И ни Бога мы не приравниваем к солнцу, Им созданному, ни Единородного — к лучу, испускаемому солнцем на паклю. Подобным же образом и рожденные души не соединяются в одном слиянии; да не будетъ! но в обителях Божиих, о которых написано, что у Отца обители многи суть (Иоан. 14, 2), не в одну кучу сложенные, но каждая по одиночке исчисляется. Также и говоря, что Бог родил единородного Своего Сына, мы не приписываем Ему страсть, согласно их злохулению. Ибо всякий раждающий удручен страстью, и не должно называть Сына ни созданием, ни порождением, по их учению, дабы нам не признать Бога удрученным или страждущим. Итак, где мы нашли, чтобы в таком смысле Он был назван Сыном, и почему в таком случае Он имеет имя Бога? Но это — мудрования человеческие и происходят от земных помышлений. Ибо наши человеческие страсти приписывать Богу не следует, когда Бог ясно говорит: не как помышления ваша мысль Моя (Ис. 55, 9). И еще: не яко человек, тако и Бог (1 Цар. 16, 7).

49. Итак, да престанут от богохульства, и да научатся они от Отца, говорящего: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Матф. 3, 17; 17, 5). Еще как бы о будущем говорит: Ты Сын Мой возлюбленный, Его же избрах (Ис. 44, 2). И затем в книге Песнь Песней: избран от тем (5, 10). Итак, откуда это избрание, пусть скажут нам. Ибо когда говорится: избрах, то эти пустословы думают, что Он по благодати называется Сыном, а не по естеству. Пусть покажут нам, кто подобен Ему, чтобы пересмотрев всех, Бог избрал его. Если Он есть Сын единородный, то никто не равен Ему и не может быть поставлен на ряду с Ним, будучи подобен Сыну в сынех Божиих (Псал. 88, 7). Явно, откуда избран Он, и откуда избрание; потому что многие тмы были на земле, а одна Мария обрела благодать (Лук. 1, 30), и в ней избрал Он святую плоть, для того, чтобы на ней почило Его благоволение, как и Давид говорит от лица апостолов, уверовавших в Господа и с радостью возвещавших благодать Его народам, потому что покори люди нам, и языки под ноги наша, доброту Иаковлю, юже возлюби (Псал. 46, 4–5), то есть, вершину красоты Его, красоту всего Иакова, плоть избранную от Марии чрез Духа Святого. Событие домостроительства плоти Отец показал свыше Иоанну Крестителю; ибо благоволил Отец о пришествии Христа во плоти; а Божество беспредельно по естеству.

50. Называет Апостол Его также и Сыном любви: Иже избави нас, говорит он, от власти темные, и престави в царство Сына любви Своея (Кол. 1, 13). А неразумеющие смысла этих слов говорят, что Он есть Сын любви Божией по преспеянию. И не знают невежды противоположения этого слова другим словам. Ибо в другом месте Апостол говорит, что Бог возлюби нас во Христе (Ефес. 2, 4). Истинно Единородный есть Сын возлюбленный; поскольку Отец есть любовь, и Сын есть любовь, так как любовь происходит от любви. Итак, Он есть Сын любви ради нас и ради Его, потому что в Нем Он возлюби нас и Сына Своего Единородного предал за нас (сн. Ефес. 2, 4 и Иоан. 3, 16). Посему не утруждается делающий и не страждет раждающий. И да не собирают напрасно хулы на свою погибель. Если Сын есть созданный, то Он не есть покланяемый, по их учению, потому что безумно покланяться твари и отвергать первую заповедь, говорящую: слыши Израилю: Господь Бог твой Господь един есть (Втор. 6, 4). Итак, Святое Слово не есть созданное, потому что есть покланяемое. Поклонились Ему ученики; покланяются Ему Ангелы на небе: и да поклонятся Ему вси Ангелы Божии (Втор. 32, 43); и: да поклонится Тебе, Господи, крепость моя. Одно остается сказать, краткое и неопровержимое, против чего никто не может что либо сказать. Могут ли враждующие против Сына Божия привести такое свидетельство из Ветхого или Нового Завета, где бы Отец сказал: Я создал Себе Сына? или где бы Сын сказал: Меня создал Отец? Евангелий четыре, в них тысяча сто шестьдесят две главы [25]. От начала до конца говорил в них Сын и с Ним — Отец, но нигде ни Сын не сказал: Отец создал Меня, ни Отец: Я создал Себе Сына, или: Я создал Сына Моего.

51. Но любоспорливый и славолюбивый противник говорит: что ты говоришь? Тело воспринято от Марии? А Мария что такое? Созданная или несозданная? Конечно созданная; мы это и сами говорим; рожденная от мужа и жены. Так чем же ты назовешь происшедшее от Марии? Покланяешься ли ты Спасителю в теле, или не покланяешься? Как же не стану покланяться? Если я не буду покланяться, то не буду иметь жизни. Итак вот, говорят, ты покланяешься телу, созданию. Велико умоповреждение у говорящих таким образом. И царю облеченному в порфиру все покланяются; но что же служит предметом поклонения: порфира или царь? Очень ясно, что царь, но с ним вместе служит предметом поклонения и носимая им порфира; но едва только снял ее царь и положил на место, как порфира уже не служит предметом поклонения. Возседает часто царь во дворце на престоле своем, и покланяющиеся покланяются царю в собственном его дворце и на престоле. Но едва только поднялся царь, как никто уже не покланяется ни дворцу, ни престолу. Никто также не был бы столько безумен, чтобы, желая поклониться царю в дворце его, сказать ему: выйди из дворца твоего, чтобы я поклонился тебе. Так никто не скажет и Единородному: оставь тело, чтобы я поклонился Тебе; но покланяется несозданному Единородному с телом Его, со святым храмом, который Он пришед воспринял. И никто не говорит царю: встань с престола твоего, чтобы я поклонился тебе без престола; но покланяется царю с престолом. Так и Христос служит предметом поклонения вместе с телом, погребенным и воскресшим.

52. Но говорят: что же ты говоришь? По хотению ли родил Отец Сына, или не по хотению? Поскольку ты говоришь: Слово всегда было, то не было времени прежде Слова, хотя и сами ариане, для обольщения некоторых, говорят, что Сын Божий рожден безлетно, но не желают называть Его вечным, а говорят: было некогда, когда Его не было; а между тем думают, что некогда не есть время. Но как скоро исследуешь самое слово это, то тотчас же обличишь невежд. Ибо слово: некогда указывает на время, и говорящие, что они не называют это временем, в зловерии своем впадают в нелепое мнение. Ибо с насмешкою употребляют они это слово, мыслию своей жестоко воинствуя против Сына Божия, считая Его во всех отношениях чуждым Божества Отца. — Так по хотению ли родил Бог Сына, или не по хотению? Если мы скажем: не по хотению, то окружаем Божество необходимостью; а если скажем: по хотению, тогда признаем, что хотение было прежде Слова. И если бы что было не делимым и самою малою частью часа, то все же эта малая часть указует на время прежде Слова, и опять мы впадаем в заблуждение их. А если скажут, что Он не по хотению родил Его, то Божество водится необходимостью естества, а не свободою хотения. Но из этого ничего не относится к Богу, как ты понимаешь, о тщеславный: ибо у Бога сего нет. Итак, Он родил Его и не по нехотению и не по хотению, но по преизбытку естества; потому что Божеское естество провосходит совет и не подлежит времени, не водится и необходимостью. В нас ничего нет готового, потому что мы некогда не были и что мы сначала советуемся с собою о чем либо, а потом делаем то, что делаем, или же, когда мы не посоветовались, невозможно, чтобы что либо сделано было нами. У Бога же все совершенно и ясно, и все в Нем исполнено, и не по нехотению родил Он вечно Сущее, от Него рожденное святое Слово и Бога, но в преизбыточествующем и несказанном естестве Его.

53. Весьма удивительным для меня представляется, о сыны веры и церкви, то, как употребленное в собственном смысле эти любоспорливые обратили в иносказательное, а сказанное образно, по заблуждению, принимают за сказанное в собственном смысле. Ибо они отрицают, что Слово рождено, как это свойственно Ему по естеству, и говорят что Оно есть как бы одно из порождений; а что Оно создано, — что чуждо Его Божеству, хотя иносказательно иногда и говорится, — это они считают за сказанное о Нем в собственном смысле. Истинное же скрывают, как например слова Исаии: видех Господа Саваофа (Ис. 6, 5); и: явися Господь Моисею (Исх. 3, 2); и: явися Господь Аврааму (Быт. 12, 7); и: видел Даниил в видении Ветхого денми (Дан. 7, 9) и подобное; и: явился Господь Иезекиилю, и он сказал: видех вид Божий (Иез. 1, 4). Говорят, что этого не было, — как будто пророки лгут; — а основываются на изречении евангельском, которое сказал Спаситель, научая, что Бога никтоже виде нигдеже (Иоан. 1, 18). Пророки же говорят, что они видели: посему необходимо предположить, что или Единородный, или пророки лгут. И по мнению говорящих таким образом, также как и манихеев, все у пророков ложно. А если пророки не лгут, но говорят истину, по слову Спасителя: Аз есмь глаголяй в пророках, ту есмь (Ис. 62, 6): то дело нуждается в особом разумении и иносказательном объяснении. И это часто так бывает: видим например море с части какой либо горы или долины и говорим истину, что мы видели. Но если бы кто сказал и то, что не видел его, тот также не лжет, а говорит истину; ибо он не видел ни глубины, ни долготы его, не видел массы воды, не видел и обширности его [26]. Так мы видим сквозь малое какое либо отверстие и человека, а во весь рост его не знаем; и если при этом кто нибудь скажет: я видел, то он действительно видел; и если другой скажет: я не видел, то он и действительно не видел; ибо мы истинно видим, сколько вместить можем, а не видим всего, как оно есть. Так и пророки как бы чрез узкое отверстие собственного тела удостоились видеть Бога, и поистине видели; но не видели так, как требует беспредельность созерцания. И таким образом взаимно согласными являются Божественные Писания, когда в одном случае говорят, что пророки видели Бога, потому что они и воистину видели; а в другом — Спаситель говорит: Бога никтоже виде нигдеже; ибо не видели так, как Он есть. Но и Сам Он видел естество Божие способом превышающим всякое видение и не могшему видеть дал силу благодатную, чтобы видеть силою созерцания.

54. Но не говори опять хитрословесно: пророки видели не очами, но разумом, едва разумея и видя. Ибо поэтому точно говорит Исаия: о окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый, и нечисты устне имый, посреде людей нечистые устне имущих аз живу: и Господа Саваофа видех, — не сказал: видех разумом, но: очима моима (Ис. 6, 5). Итак, они видели и вместе не видели; но, сколько возможно, видели воистину; не видели же, поколику того требует беспредельность непостижимости Его. Так многие и о рае иносказательно толкуют, как например Богом гонимый Ориген, который восхотел более вымысл привнести в жизнь, нежели истину; он говорит: «нет рая на земле» [27], совершенно вопреки сказанному святым Апостолом: я знал человека, прежде лет четыренадесяти: аще в теле, не вем: аще ли кроме тела, не вем: Бог весть: восхищена бывша такового до третияго небесе (2 Кор. 12, 2). Не суди ложно и не говори: до третьей части воздуха; ибо, сказав: до третияго небесе, не о третьей части говорит, а о трех числах; и говорит: вем такова человека, восхищенного в рай и слышавшего глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2 Кор. 12, 3–4). Слава Вседержителю Богу, всячески разъясняющему и до тонкостей раскрывающему все, дабы приверженные к истине не претыкались. Ибо не в одной сжатой речи он совокупил небо и рай, но говорит: вем человека, восхищена бывша до третияго небесе; и еще говорит: восхищенного в рай.