Так разумей и сказанное об Апостоле, что сначала он взошел на небо, согласно сказанному: брат мой сниде в вертоград свой (Песн. 6, 1). И Спаситель говорит: днесь со Мною будеши в раи (Лук. 28, 43).

55. Если же нет на земле рая, и не истинно написанное в книге Бытия, но иносказательно изложено: значит ничего нет сказанного в буквальном смысле, а все иносказательно должно быть понимаемо. Между тем в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1): это уже не иносказательное, а видимое. И твердь, сказано, сотворил, и море, растения и деревья, траву, зелень, животных, рыб, птиц и все видимое и воистину происшедшее, наконец и человека, которого воистину сотворил (Быт. 1, 6 и дал.). Сего человека, которого создал, Он поместил в раю, по образу сотворив этого самого человека, по образу же Божию (Быт. 1, 26–27). Не исследуй даров Божиих, по благодати человеку данных. Мы не отрицаем, что все люди сотворены по образу Божию; а как это по образу, мы того не исследуем. Ибо ни тело мы не мыслим созданным по образу, ни душу, ни ум, ни добродетель; потому что многое препятствует мне говорить это; но не говорим также и того, чтобы тело не было создано по образу или душа. Верным свойственно признавать Писание и не отвергать его; а неверным свойственно отвергать благодать. Итак, человеку принадлежить создание по образу; но как, это знает только сам Бог. Ибо, если скажешь: человека сотворил Он по образу, и этот образ будешь полагать в теле, а между тем Бог невидим, непостижим, необъятен для ума: то как видимое и постигаемое, и подлежащее осязанию будет образом невидимого и непостижимого? И если скажешь: тело не создано по образу, то этому противостоит изречение: взял персть от земли, и созда человека (Быт. 2, 7); и человека Писание называет перстным, называет его и душевным, ибо вдуну сказано, в лице его: и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7). Душу мы представляем созданною, и тело. Как созданною? — Вдуну, сказано. И не говорим ни того, что душа есть часть Бога, ни того, что она чужда вдунувшего. А как разуметь эту тонкость, одному Богу известно.

56. Мы же без исследования и злоумышления (неизысканно и незлобиво) веруем Богу, истинствующему во всем. И если скажешь, что душа создана по образу, между тем как Апостол говорит: живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души (Евр. 4, 12); если, таким образом, душа имеет разделение, а Бог — неразделен: то как может быть душа создана по образу? Душа не ведает будущего, а Бог все ведает. Также мы видим переднюю часть тела, не зная о задней. А если скажешь, что душа не создана по образу: то сему противоречило бы то, что Он во всяком случае и душу назвал человеком, и человек состоит из души и тела. Но скажешь, быть может, что ум создан по образу; а между тем Писание говорит: вижду ин закон противувоюющ во удех Моих, и пленяющ мя в уме моем законом греховным, сущим во удех моих (Рим. 7, 23). Как же будет созданным по образу пленяемый? К тому же сказано: воспою умом, воспою и духом (1 Кор. 14, 15). И если скажешь, что добродетель создана по образу, то я скажу тебе: скажи мне об Адаме, какую добродетель соделал он прежде, нежели был создан? Ибо он не был вначале, но сначала был создан по образу. А если скажешь, что добродетель не создана по образу, то не хорошо говоришь; ибо чему же и приличествует быть созданным по образу, как не добродетели? Но прежде добродетели создан был по образу человек. Ибо Адам еще не жительствовал в добродетели, еще не был создан. Наконец, если скажешь, что крещение — по образу: то выходит, что не принявшие крещения праведные не были созданы по образу. Ибо прообраз начался от Моисея и моря, от Иоанна (Крестителя) этот прообраз раскрылся, а во Христе совершился дар.

57. Итак, все имеют в себе образ Божий, но не по природе; ибо не по равенству с Богом имеют люди образ Божий, так как Бог непостижим, необъятен для ума, будучи Дух и притом превысший всякого духа и — свет, превысший всякого света. Но что Он сам определил, того мы не лишаем значения. Истинен же есть даровавший по благодати человеку бытие по образу Своему, и тому подобное. Ибо мы видим, что взял Спаситель в руки свои хлеб, как говорится в Евангелии, встал на вечери, взял его и, благодарив, сказал: сие есть Мое [28] (тело) (Матф. 26, 26 и парал.). И мы видим, что это (хлебъ) ни равно, ни подобно ни воплощенному образу, ни невидимому Божеству, ни чертам членов; потому что оно есть круговидное и безчувственное, по отношению к силе. Тем не менее Он восхотел по благодати сказать: сие есть Мое (тело). И никого нет, кто бы не верил этому слову: ибо неверующий в то, что Он истинен, отпадает от благодати и спасения, как Он сказал (ср. Иоан. 6, 53). А мы, что услышим и во что уверуем, о том веруем, что это есть Его. О Господе же нашем мы ведаем, что Он весь — чувство, весь — одаренный чувством, весь — Бог, весь — движущий, весь — действующий, весь — свет, весь — непостижимый, но с благодатию нам сие даровавший.

58. Итак, оный Адам в раю помещен был и вкушал от древа. Рай же, сказано, был во Едеме на востоцех; и источник восходил из Едема (Быт. 2, 8. 10). Не сказано: «нисходилъ», чтобы мы не считали Едем с неба происшедшим; потому что, если бы он был на небе, то сказано было бы: свыше нисходит источник. Но сказано: река исходит из Едема. И не сказано: нисходит. Сия (река) разлучается в четыри начала. Имя единой Фисон (Быт. 2, 10–11). И мы видим Фисон очами нашими. Фисон есть река, называемая у индийцев и эфиоплян Гангом, а еллины называют эту реку Индом. Она окружает всю землю Евилатскую (Быт. 2, 11), малую и великую, — части страны Елимэев [29]; протекает чрез великую Эфиопию, спускается к югу и в стране Гадиров впадает в великий Океан [30]. Вторая река — Геон (Быт. 2, 13). И мы видим чувственную реку, а не иносказательную; ибо она спускается по Эфиопии, проходит чрез малую Эфиопию, Анувиту, Влемению и Ексомитиду, орошает части Фиваиды и Египта и впадает в сие море [31]. Если же кто не верит, тот пусть послушает Иеремию, говорящего: что вам и земле египетской, еже пити воду Геонскую мутну (Иер. 2, 18)? Третия, сказано, река, Тигр, проходящая прямо Ассириом (Быт. 2, 14). Она пересекает части востока и за тем скрывается под землю, а из Армении, среди Кардийцев и Армян, снова поднимается и вытекает на поверхность, и, разделенная в своих потоках, напояет землю Ассириян. Но и четвертая река Евфрат (Быт. 2, 14) точно также и подобным образом, скрываясь под землею, выходит на верх из Армении и таким образом орошает Персию. Итак, если нет чувственного рая, то нет и источника; если нет источника, то нет и реки; а если нет реки, то нет и четырех начал. Если нет Фисона, то нет и Геона. Если нет Тигра, то нет и Евфрата. Если нет Евфрата, то нет и смоковницы, нет листьев, нет Адама, нет вкушения от плода древа, нет Евы; она не вкушала от древа, не было совсем Адама. А если нет Адама, то нет и людей, но истина есть уже басня, и все иносказательно должно быть понимаемо. А между тем Адам есть; ибо мы — от него, будучи все — род его по преемству, и его как бы самого видим во множестве его потомства.

59. Адам рождает по виду своему Сифа. И дабы кто не счел созданного иным и рожденных от него иными, Писание говорит: по виду своему (Быт. 5, 3). Сиф же рождает Еноса, Енос — Каинана, Каинан — Малелеила, Малелеил — Иареда и Еноха, Енох — Мафусала, Мафусал — Ламеха, Ламех — Ноя; и за тем был потоп не иносказательно, но поистине, и погибла всякая душа, осталось же восемь душ человеческих. Если же услышишь о душах, то не считай их вымыслом: ибо от одного вида называется весь человек. Так например Иаков сошел в Египет в числе душ седмидесяти пяти (Быт. 46, 27), не в том смысле, чтобы души следовали за ним без тел, но с телами. И нас было в корабли душ около осмидесяти, говорит Лука, написавший книгу Деяний Апостольских (Деян. 27, 37). Есть также обычай и рабов называть телами: господин, говорится, ста тел, но и души имеющих; поскольку же господство человеческое относится к телам, а не к душам, то посему благоразумно рабов назвали телами, соединенными с душею, чтобы показать употребление тел. Между тем Ной вышел из ковчега, родив Сима, Хама и Иафета. Сим же рождает Арфаксада, Арфаксад рождает Каинана, Каинан — Салу, Сала — Евера, Евер — Фалека, Фалек — Рагама [32], Рагам — Серуха, Серух — Нахора, Нахор — Фарру, Фарра — Авраама, Авраам — Исаака, Исаак — Иакова, Иаков — Иуду, Иуда — Фареса, Фарес — Есрома, Есром — Арама, Арам — Аминадава, Аминадав — Наасона, Наасон — Салмона, Салмон — Вооза, Вооз — Иовида [33] от Руфы, Иовид — Иессея, Иессей — Давида царя, Давид — Соломона от Уриины [34], Соломон Ровоама, Ровоам — Авию, Авия — Асафа [35], Асаф — Иосафата, Иосафат — Иорама, Иорам — Охозию, Охозия — Иоаса, Иоас — Емесию [36], Емесия — Озию, называемого и Азариею, Озия — Иоафама, Иоафам — Ахаза, Ахаз — Езекию, Езекие — Манассию, Манассия — Амоса [37], Амос — Иосию, Иосия — Иехонию, Иехония, в свою очередь, — Салафииля, Салафииль — Зоровавеля, Зоровавель — Авиуда, Авиуд — Елиакима, Елиаким — Асора, Асор — Садока, Садок — Ахима, Ахим — Елиуда, Елиуд — Елеазара, Елеазар — Матфия [38], Матфий — Иакова, Иаков — Иосифа (сн. Матф. 1, 1–16; Лук. 3, 23–38; Быт. 5, 6–32; 11, 10–27; 1 Пар. 1 и дал. и др.).

60. Иосиф, будучи стар и вдов после взятия первой жены и после рождения от нея четырех детей мужеского пола: Иакова, называемого братом Господа по причине совоспитания с Ним, Симона, Иуды и Иоанна и двух дочерей: Анны и Саломии: —

Итак, раждается Господь от колена Иудина, от семени Давидова и Авраамова по плоти, будучи Бог, на сороковом году [39] царствования Августа.

Август же царствовал 66 лет [40] и 6 месяцев.

После него принял власть сын его Тиверий, правивший 23 года.

После Тиверия Каий (Калигула) — 3 года, 9 месяцев и 22 дня [41].

После Каия Клавдий — 13 лет.

После Клавдия Нерон — 13 лет.

После Нерона Веспасиан — 9 лет.