84. И несказанное число примеров можно привести для убеждения неверных. Но не может убедить их ни птица, называемая диким голубем, ни животное именуемое кротом: из них последнее бывает мертвым в течении шести месяцев, а дикий голубь — в течении сорока дней, и после этого времени они снова оживают. А жуки, с приближением их смерти, скрывают себя самих в навозный шарик, соорудив таковой шарик в земле и зарыв себя в нем; а после того, испустив из себя некоторую жидкость, оказываются таким образом снова оживающими сами собою. Об аравийской же птице фениксе излишне было бы мне и говорить: ибо слух о ней дошел до многих верных и неверных. Сказание о ней является в таком виде: завершая пятисотый год своей жизни и зная наступающее время своей кончины, она устрояет гнездо из ароматов и переносит его в египетский город, так называемый Илиополь, на египетском же и на еврейском наречиях именуемый: Он. Здесь, с помощию частых ударов собственными крыльями в свою грудь, она производит огонь из своего тела, зажигает им какое либо попавшеся на том месте вещество и таким образом предает всесожжению себя саму и всю плоть свою с костями. Но по Божественному промышлению ниспосылается облако и изводит из себя дождь, который погашает пламя, истребившее тело птицы, когда птица уже мертва и почти совсем изжарена. Когда же пламя погашено, остатки плоти ея еще представляют тело и, в один день исчезнув, раждают червя. Червь оперяется, являясь птенцем, а на третий день выростает совсем и, выросши, являет себя взорам местных жителей; но затем снова улетает в свое отечество и там успокоивается.

85. Удивлюсь я обольщенному во всем разуму неверных еллинов и других варваров, что они в баснях своих не стыдятся всячески обозначать воскресение и часто проповедывать о воскресении. Так например передается в баснях их об Алкисте дочери Пелия, умершей за мужа своего Адмита и Ираклом через три дня воздвигнутой и возведенной из преисподних [58]. Тоже передается и о Пелопсе, сыне Тантала, после того как тело его собственным отцем его было изрублено для принесения в жертву лжеименным богам их [59]. Также и Евклеис воззван был к жизни Асклипием (Эскулапомъ) [60]. Кастор, ради Полидевка, брата своего, добровольно пожелал меняться с ним жизнию через день [61]. Подобно тому и Протезилай ради Лаодамии [62]. Передается также и о Сизифе, Тантале, о дочерях Кавказа, называемых Эринниями, и о Тирезии, заключенных в тартар и там несших наказание, первьий чрез поднимание камня, второй чрез вращение колеса, остальные — иного рода наказания, и еще продолжающих нести наказание, как не перешедших к небытию, но существующих в телах [63]. Ибо если бы они не имели тел, то как могли бы быть преданы наказаниям посредством поднимания камня и вращения колеса? И многое об этом можно было бы сказать в утверждение веры нашей и в их изобличение.

86. Но и исшедшие от ересей проповедуют подобное сему и согласное с таким неверием, при чем некоторые из еретиков говорят, что будет воскресение не тела, а души [64]. Так точно думают и рассуждают и вышеназванные еллины, так что речь их является более пустословием и возбуждает только смех. Ибо, если еретики говорят о воскресении и вообще признают воскресение, но только относят его к душам, то такое мнение нелепо: потому что как воскреснет душа не умершая? Мы не души погребаем в гробах, но тела; не души падают мертвыми, но тела, как и есть обычай называть мертвые тела падалью (трупами) [65]. Таким образом, если исповедуется у них воскресение, то всякому известно, что это воскресение не души, но тела умершего. А язычники совсем отрицающие воскресение, сами изобличаются тем, что относят в гробницы пищу и питие во дни так называемых всенародных праздников. Они предают всесожжению яства и возливают вино, никакой пользы не принося мертвым, а более себе самим принося вред. Притом имея такой обычай, они тем самым как бы невольно исповедуют воскресение мертвых: ибо приходят туда, где положены тела скончавшихся, и взывают к погребенным мертвым, поименно говоря: встань, такой–то (при чем называют его имя), ешь, пей и возвеселись. И если они думают, что там пребывают души умерших, где погребены останки их, то таковое ожидание душ безцельно: потому что оне ожидают грядущего дня и воскресения в пакибытие, доколе не получат сродные себе и сопряженные с ними тела, хотя язычники и гнушаются плотию, как злою и совершенно исчезающею и не имеющею надежды на воскресение. Если же не для того это делают, то на каком основании, связывая души, которые лучше существа тел, подвергают их более осуждению, когда следуют такому мнению? Зачем приникают к останкам скончавшихся? или с каким ожиданием надежды пребывают при них? Пусть скажутъ! Но ясно, что души, как они думают, не в гробницах пребывают, а в некоторых отдельных назначенных от Бога для каждой души местах, сообразно достоинству жизни, которою оне жили, действовали и жительствовали; тела же каждый из них собственными руками полагает вблизи в помещениях для тел или костей. И когда у всех существует общее предположение и мнение о воскресении, и когда это повсюду признано, глупо, что неверными, напротив, эта истина отвергается, и возможное для Бога не утверждается у них надеждою.

87. Но об этом достаточно, думаю, сказано, хотя из многих примеров мы предложили немногое.

Да как и одна душа, без соединения с грешившим вместе с нею телом, будет судима, по учению еретиков? Таковая душа возразит против суда Божия, говоря, что грехи принадлежат телу. Она имеет и доказательство против учения увлекаемого более любовию к спору, нежели истиною; ибо она может сказать: не я грешила, но тело; с того времени как вышла я из тела, я ни соблудила, ни прелюбодействовала, ни украла, ни убила, ни совершала идолослужения, ни другое что либо сделала из злого и непотребного. И ея защита окажется благословною. Если же она благословно защищаться будет, то что мы скажем? Не упраздняется ли чрез это суд Божий? Не неправедно ли Бог посылает гнев свой на людей? Да не будетъ!

88. Мы знаем, что все возможно для Бога, и что Он может и тело одно поднять из гроба, без души, и исчезнувшия тела может снова оживить и привести их в самостоятельное движение без душ, если восхощет, как Он например соделал таковое домостроительство с телами, явившимися в видении святому Иезекиилю. Ибо Он говорил святому пророку: прорцы, сыне человечь, чтобы соединялась кость к кости, каяждо к составу своему (Иез. 37, 4. 7). И было нужно удивляться силе Божией, что когда еще не были введены души, но кости были сухия, эти кости не только имели силу двигаться по действию Божию, но и исполнены были разума и познания необыкновенного. Ибо кости, лежавшия близ головы, по забвению не шествовали к ногам; и шейные позвонки, блуждая около позвоночных составов, не искали себе там места; но каждая из костей и двигалась, и шествовала разумно, и прилагалась к составу своему. Так, если восхощет Бог, то может и тела без души воздвигнуть. В этомъ–то Он и показал свое могущество, что повелением данным Иезекиилю, оживил сначала то, что для людей было неожиданно. И не сказал: прорцы, сыне человечь, чтобы сначала пришел дух; но только уже после совершения труднейшего, ради уверения, то есть, после соединения тел, повелел и душам войти в тела. И сташа, сказано, собор мног (Иез. 37, 10). Итак, Бог может, говорю, совершить оживление тела и без души, как выше показано, но не может судить одно тело само по себе; потому что оно имеет правую защиту против суда Божия [66]. И оно скажет: от этой души происходил грех, а я не виновно в нем. Ибо с того времени, как она вышла из меня, прелюбодействовало ли я? соблудило ли? украло ли? служило ли идолам? совершило ли какое нибудь другое из таковых преступлений? И будет, в силу такого учения любоспорливых, напрасен суд Божий. Посему как тело и душа, вместе соединенные, составляли одного от Бога произведенного человека, так праведный Судия воздвигнет тело и даст ему душу его. И таким образом суд Божий будет праведен, когда и то, и другая соединятся или для наказания за грех, или для воздаяния за богочестие и добродетель, которое будет даровано святым.

89. Считая это достаточным для утверждения истины нашей надежды, мы предложили немногое вместо многого. Теперь же еще прибавим нечто к труду нашему против говорящих, что воздвигнуто будет иное тело вместо умершего, для того чтобы принести пользу желающим понять это и старающимся не лишиться спасения [67]. Ибо должно трудиться нам малейшим и ничтожным и приносить всем пользу, и не отрицать воскресения плоти нашей, в котором заключается всякое сокровище и основание всякого здравого разумения, и надежда всякого благоделания, согласно сказанному: имамы сокровище сие в скуделных сосудех, и прочее (2 Кор. 4, 7). Мы упражняемся в воздержании, будучи бессильны, наблюдаем чистоту души, стремимся делать милостыню, будучи немощны, для того чтобы насладиться тем, что надеемся получить в воскресение мертвых. И таким образом трудящийся основывается на свидетельстве веры, надежды и любви Божией и за имя Божие подвергается гонениям посредством пыток и других наказаний человеческих, на ряду с теми, которые не отрицают воскресения плоти нашей, но веруют, что она, будучи сеема в земле, воздвигнута будет. Два ясных и истинных свидетельства представили нам Божественные Писания, посредством которых мы можем познать надежду нашего воскресения и не соблазниться баснями людей тщеславных, которые и сами обольщены, и род человеческий обольстили своими сочинениями. Посему, чтобы не приводить многих свидетельств (а их не мало в Новом и Ветхом Завете о нашем уповании и воскресении), я вкратце скажу нижеследующее.

90. Если бы тело воскрешаемое было иное, как говорят некоторые, то Апостол не утверждал бы, говоря: подобает бо тленному сему облещися в нетление (1 Кор. 15, 53). А чтобы утвердить нас и относительно славы святых, как они имеют просветиться и измениться в славе после воскресения, как сказано: востает в славе (1 Кор. 15, 43), Святое Писание говорит: безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и не самое будущее тело сееши, но аще случится зерно птеницы или иных семян, и Бог дает ему тело, якоже восхощет (1 Кор. 15, 36–38). Это сказало Писание во славу имеющих воскреснуть в светлости. А чтобы показать, что зерно само по себе приемлет славу, сказал еще в Евангелии Тот, Который сказал и чрез Павла о воскресении: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Иоан. 12, 24). Итак, Апостол сказал о зерне, и Спаситель тоже самое зерно тела показал в Себе Самом. Так что же скажем? Не самое ли посеянное собственное Его тело, то есть оное зерно, воскресло? Или же другое было из него через три дня воскресшее от гроба, как говорят ангелы: воста, несть зде (Марк. 16, 6); или, как Сам Он говорит Марии: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему (Иоан. 20, 17); и как, показывая Фоме руки и ребро, говорит: не буди неверен (Иоан. 20, 27)? Но не верным свойственно говорить вообще: Он не воскрес; а зловерным свойственно говорить: воскресло не то самое тело, которое умерло. Верным же свойственно говорить: это самое тело воскресло. И в том же самом теле Он воздвигнет нас, дабы утвердить нас в надежде истины.

91. Для этого Он сохранил и язвы гвоздинные (Иоан. 20, 25), не уничтожив ни их, ни язву от копья, хотя и входил дверем затворенным (Иоан. 20, 19. 26). Ибо плотское тело Его воскресло духовным, но не иным от прежде бывшего, которое, соединившись с Божеством, украсилось некоторою духовною тонкостью. Если бы эта тонкость не была духовною, то какое отверстие на земле могло бы пропустить даже малое тело? Но Он хотел показать, что тленное наше облечется в нетление (1 Кор. 15, 53). Ибо, хотя оно и смертно, но облекается бессмертием. Он вошел чрез затворенные двери, чтобы показать грубое тонким, смертное бессмертным и тленное нетленным. А чтобы изобличить всех не верующих в наше спасение, говорю о воскресении, — Изменивший тело в тонкое и Срастворивший воскресение с духовностью, не уничтожил язв гвоздинных и язвы от копья; но показал, что оно было тоже самое, которое пострадало и на кресте, что не иное было тело воскресшее и не иное от него происшедшее, но это самое пострадавшее было и бесстрастно, и самое падшее в землю зерно воскресло, а воскресши стало нетленным. И не должны мы еще думать, что какая либо часть из него воскресла: оно все не ведало истления; оно все воскресло. Ибо сказано: воста, несть зде (Марк. 16, 6). Он истинно воскрес, и не ложны Писания, заключающия в себе жизнь нашу. И чтобы обольщенные не находили предлога к перетолкованию, Он показал Фоме кости и плоть и говорил ученикам своим: видите, яко Аз есмь: яко дух костей и плоти не имать, якоже Мене видите имуща (Лук. 24, 39).

92. Если же кто мудрствуя скажет, что тело Спасителя нашего было избранное, так как одно только оно зачато от Марии без семени мужа: то никто не может этого ни подтвердить, ни доказать. Если же кто опять мудрствуя скажет, что одно только Христово тело воскресло все, а наше воскреснет не тем же самым, но вместо него воскреснет иное: то как же говорится: Христос воста, начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20)? Тогда и самое тело воскрешаемых должно считать начатком. Пусть же узнают, как Христос начаток умершим бысть, пусть не обращаются опять к иному заблуждению и не думают, что другие места в Писаниях ложны. Ибо прежде Своего воскресения Христос воскресил Лазаря и сына вдовицы Наинской. И Илия воскресил мертваго; также и Елиссей воскресил двух мертвых, одного еще на земле бывшего, а другого уже погребенного. Но те воскресшие опять умерли и ожидают единого и всеобщего воскресения. Христос же начаток умершим бысть в том смысле, что, востав, ктому уже не умирает, смерть Им ктому не обладает, согласно написанному (Рим. 6, 9). Он единожды умер за нас, претерпев страсть за наши страсти; единожды вкусило смерти, смерти же крестные (Флп. 2, 8), добровольно ради нас пришедшее на смерть Слово, чтобы смертию смерть умертвить. Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), не страдая в Божестве, но страдая вместе с человечеством, так что страдание вменялось Ему, но Сам Он пребывал в бессмертии; ибо Сам Он сказал: Аз есмь живот (Иоан. 11, 25; 14, 6). И не в плоти надежда наша, потому что сказано: проклят, иже надеется на человека, и будет яко в дивией мирике (Иер. 17, 5–6).

93. Так что же скажем? Не ясно ли из прежде сказанного, что Христос есть человек? Думаю, всякому ясно, что мы несомненно признаем Господа Слово человеком не призрачным, но истинным. Но не должно думать, что Он есть человек, только достигший славы Божества; потому что не на человека наша надежда спасения: никто из всех от Адама бывших людей не мог соделать спасения. Но Бог Слово соделался человеком, дабы надежда была не на человека, а на Бога живого, соделавшегося и истинным человеком: всяк бо священник, от человек приемлемь, за человеки поставляется, согласно написанному (Евр. 5, 1). Посему от нашей плоти восприял плоть пришедший Господь и соделался подобным нам человеком Бог Слово, дабы в Божестве даровать нам спасение, а в человечестве пострадать за нас человеков, разрешив страстью страсть и своею смертию умертвив смерть. Но страсть вменилась Божеству, хотя Божество и бесстрастно, потому что так благоволил пришедший святой и бесстрастный Бог Слово. Некоторое подобие этого заключается в том, когда кто облечен в одежду, а окропившая одежду кровь запачкает ее, не достигнув однакоже тела облеченного в нее: при этом нечистота от крови вменяется облеченному в одежду. Так пострадал Христос во плоти, то есть в самом Господнем человеке, которого возсоздал для себя Сам пришедший с небес святой Бог Слово. Об этом и святой Петр говорит: умерщвлен быв плотию, ожив же духом (1 Петр. 3, 18), и еще: Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в туже мысль вооружитеся (1 Петр. 4, 1).

В этом исполнились слова Писания: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли, и прочее (1 Кор. 2, 8).

94. Итак, распят, подлинно распят Господь, и мы покланяемся распятому, погребенному, воскресшему в третий день и на небеса восшедшему. О глубина богатства и премудрости, и разума Божия! согласно написанному (Рим. 11, 33). От части бо разумеваем и от части пророчествуем (1 Кор. 13, 9), как каплю из моря почерпая из разума Божия и приемля образ такового домостроительства, благодать упования нашего, благоволением Отца, изволением Сына и Святого Духа, единого и того же Бога. Все Писания имели рассеянною там и сям проповедь воскресения; совершенная же проповедь о сем соблюдаема была ко времени пришествия самого ипостасного Слова: ибо полнота закона Христос, согласно написанному (Рим. 10, 4, срав. Матф. 5, 17). Где не говорило Божественное Писание о воскресении? Прежде всего кровь Авеля проповедует о нем; потому что даже и после смерти еще глаголет, говорит Писание (Евр. 11, 4). За тем Енох преложен бысть, и не обреташеся, и не видел смерти, яко угоди Богу (Евр. 11, 5; сн. Быт. 5, 24). Ной устроил ковчег по повелению Божию, сделав в нем для себя и для дома своего как бы основание пакибытия (Быт. 6, 8 и дал.). Авраам, уже устарелый, получает дитя, хотя тело его было омертвевшим. И однако и омертвевшему Бог даровал надежду, когда притом и утроба Сарры была омертвевшею: то, что устарело и стало близким к исчезновению, то есть иссякнувший ток обычного у женщины, снова получает силу к ввержению семени, и устарелая женщина, на подобие молодой, зачинает во чреве (Быт. 18, 10 и дал.). И Исаак, как бы от смерти перешедший к жизни, передается отцу: Бог, передавший отцу дитя живым от оживления омертвевших, тем самым возвестил надежду воскресения (Быт. 22, 12; сн. Евр. 11, 19). И Иосиф самым делом показывает, что не на втором месте полагает надежду воскресения костей своих: ибо заботился о них, не как об имеющих погибнуть, но как об имеющих снова ожить. И не без цели заповедывал, чтобы оне вынесены были из страны египетской, говоря: изнесите кости моя с собою: ибо присещением присетит вас Господь (Исх. 18, 19). Если бы не было надежды воскресения, то к чему была бы такая забота о костях? Зачем праведникам давать заповедь об истлевающих костях? Первым словом к Моисею было свидетельство Божие об этом предмете: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль, Бог усопших в мире, но у Меня живущих (Исх. 3, 6; сн. Матф. 22, 32; Марк. 12, 26–27; Лук. 20, 37–38). Один и тот же Дух глаголал в законе и учит в Евангелии. Это и Саддукеям указал Спаситель: глаголяй в пророках, ту есмь (Ис. 52, 6).

95. Тоже показывает и жезл Ааронов, бывший много лет сухим и от вечера до утра оставляемый в скинии. И живые деревья, при уходе за ними, едва через двенадцать месяцев периодически, по истечении года, рождают плоды, когда солнце пригревает, дожди напояют землю, росы способствуют зелени развертываться, а ночь и день питают их: здесь же в одну ночь Бог сделал трудное легким. Ибо сухой жезл пустил ростки, испустил листья и произвел зрелые плоды (Числ. 17, 8). В этом Бог показал подобие будущего воскресения, виновником которого Он будет Сам. Также когда зачинаются дети в честном браке, который установил Господь, сначала ввергается семя в утробу раждающую тем порядком, какой указал Господь; за тем, с течением времени, вверженное в утробу становится совершенным в девятимесячный срок: говорю о том, что носимое во чреве совершенствуется в течении девяти месяцев и потом уже рождается. В воскресении же не так. Дело совершится мгновенно: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни (1 Кор. 15, 52), подобно тому как это показал Господь в скинии свидения тем, что орехи, которые на живых деревьях бывают только через двенадцать месяцев, на сухом дереве выросли и сделались зрелыми в одну ночь; и не только что в одну ночь, в продолжение одного часа Господь совершил то, что, как сказано, бывает лишь через двенадцать месяцев (Числ. 17, 8). И между тем как девять месяцев носимый в утробе младенец таким образом лишь в течение долгого времени вынашиваемый становится совершенным, в воскресение мертвых мгновенно востает совершенным.