109. Итак, подобно тому как показали мы, что сказанное о домостроительстве Господа нашего сказано применительно к человеческому разумению, но не исключает и Его предведения (ибо никто из благоразумных не скажет, чтобы Он не знал, где положили Лазаря, так как Он был вблизи этого места, а спрашивал с тою целию, о которой мы сказали выше, тем более, что, быв прежде того вдали от Галилеи [98], Он Сам же сказал, что Лазарь умеръ): так точно и относительно Ветхого Завета мы благоразумно разрешаем эти недоумения. Например, слова Бога: Адаме, где еси? не то значат, будто Он не знал этого, но показывают, с какой высоты и до какой глубины позора ниспал Адам. Также и слова: где Авель брат твой? имеют тоже значение, как если бы выражены были так: тот, которого должно было бы тебе иметь в объятиях и быть с ним постоянно, повергнут тобою на землю. И тем, что за сим следовало, Он показывает, что не по неведению спрашивал, но для изобличения Каина сими словами. Ибо далее сказано: проклята земля в делех твоих, и проклят ты от земли, яже разверзе уста своя, прияти кровь брата твоего от руки твоея: ибо се глас его (вопиет) ко Мне (Быт. 3, 17; 4, 10–11). И еще: Бог сказал: где Сарра жена твоя (Быт. 18, 9)? не не ведая этого; потому что как мог Он не знать этого, когда знал, что она смеялась внутри дома? Итак не потому спрашивал Он, что не знал, но дабы предоставить возможность дщерям ея [99], дающим обет богочестия, научиться примером ея поведения, когда оне стараются служить святым своими трудами. Ибо она, находясь в таком служении, сама заготовляя опресноки и печеные хлебы и сама совершая такое служение вместе с своими собственными слугами, не видала лица тех, кому служила, и в этом оставила нашим поколениям образец скромности и целомудрия. Этого достаточно для опровержения возражений людей суетных.

110. А если скажут: хорош Бог закона, преобидевший египтян и научивший свой народ взять себе в добычу чужое добро во время исхода из земли Египетской: то не ведают суетные, что у Бога ничего не погибает, что одно из существенных свойств Его есть правосудие и что Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7), Ибо что думали египтяне, когда требовали, чтобы иудеи работали на них безвозмездно и не сколько нибудь лет, а двести пятнадцать, к которым должно приложить еще двести пятнадцать лет до времени Иосифа? [100] Ибо так как пресельничество Аврааму и семени его определено было в четыреста тридцать лет, когда сказано ему было: преселено будет семя твое в земли чуждой (Быт. 15, 13): то в этом исполнилось таковое определение [101]. Так по благоутробию своему Бог разделил на двое лета пресельничества его: именно отделил для него с потомством 215 лет, которые они провели в земле Ханаанской, а другие 215 отделил для обитания их в Египте. Число этих лет исчисляется так: Аврааму был тогда семьдесят пятый год от рождения. От семьдесят пятого года жизни Авраамовой до рождения Исаака прошло 25 лет. Исаак раждает Иакова на шестьдесятом году своей жизни. Таким образом выходит 85 лет. Иаков, будучи лет осмидесяти девяти [102], раждает Левия. Выходит 174 года. Левий, будучи лет сорока четырех, раждает Каафа. А на сорок седмом году жизни Левия Иаков пришел в Египет. Таким образом стало 211 лет. Кроме того по вступлении их в Египет прошло еще четыре года. И вот все 215 лет. Теперь исчислю еще остальные 215 лет пресельничества Израильтян в Египте. Кааф, после переселения их в Египет, на шестьдесят пятом году своей жизни [103] раждает отца Моисеева Авраама [104]. Таким образом от семьдесят пятого года жизни первого Авраама до рождения последняго Авраама протекло 280 лет. От переселения же в Египет — 65 лет. Авраам (последний), будучи семидесяти лет, раждает Моисея. Так выходит от первого Авраама 350 лет; от переселения же в Египет 135 лет. Моисей на тридцатом году своей жизни переходит через Чермное море вместе с Израильтянами по выходе из Египта. И таким образом выходит от великого Авраама 380 лет; а от вступления в Египет 565 лет [105]. Остальные же 50 лет протекли в путешествии Израильтян по переходе через Чермное море до прибытия в Палестину, не по причине длины пути, но по причине битв и препятствий со стороны встречавшихся на их пути народов [106]. Таким образом от семьдесят пятого года жизни великого Авраама, в который дано было ему от Бога оное предсказание, до Моисея и прибытия сынов Израилевых в Палестину прошло 430 лет. От вступления же в Египет и до прибытия их в Палестину протекло 215 лет.

111. Итак, если столько лет иудеи работали на египтян безвозмездно, то не было ли бы справедливым и перед Богом, и перед людьми, чтобы дана была им заслуженная ими награда, хотя при конце их работы? Таким образом не был несправедлив Бог, выведший оттуда свой народ с добычею. Если же кто сомневается в верности такого исчисления лет, тот пусть послушает Моисея, говорящего: обитание же сынов Израилевых в земли Ханаани и в земли Египетстей, лет четыреста тридесять [107] (Исх. 12, 40). Итак, если Господь имел попечение о справедливейшем возмездии, то какое еще суетное возражение остается для желающих произносить порицание против святого Бога? Но истинного Бога никто не может когда либо укорить. Порицающие же Его себя самих порицают. Другое возвещаемое ими суетное возражение подобно первому, именно: хорош Бог закона, который обидел Хананеев, отдав Израильтянам место их: домы, ихже не создали они, масличные, смоковничные и виноградные сады, ихже не насадили они (Втор. 6, 10–11). Я отвечу им: о суетные! если бы Бог был человек, то Он миновал бы своим вниманием то, что говорится или делается сегодня, и ничего не оставалось бы в Его памяти. Но поскольку Бог есть Бог, а не человек, то совершаемые против Него грехи Он не забывает отмщать во многих поколениях. Если они не знали этого, то пусть узнают.

112. Все знают праведного Ноя, бывшего останком мира после потопа. Когда остался он и три сына его, то он, как сам праведный и старавшийся детей своих сделать благоговейными, дабы не подпали они тем несчастиям, каким подверглись люди бывшие во время потопа, не только словами внушал им это благоговение, но и посредством клятвы вынуждал от каждого из них в отдельности благорасположение к брату своему. И как поставленный от Бога наследником мира, он разделяет трем сыновьям своим весь мир, распределив по жребиям, каждому отделяя особую часть по жребию. При этом первородному Симу выпал жребий от Персиды и Бактр и от страны Индийской до страны Ринокоруров. Эта страна Ринокоруров лежит между Египтом и Палестиною против Чермного моря. Второму сыну Хаму, — от страны Ринокоруров до страны Гадиров к югу. Третьему Иафету, — от Мидии до страны Гадиров и Ринокоруров к северу.

113. У Сима были дети и дети детей до тех пор пока не разделены были языки. С этих пор они рассеялись по языкам, племенам и царствам. Имена же их следующия: Елимеи [108], Пэоны [109], Лазы [110], Коссесуи [111], Гасфины [112], Палестинцы, Индийцы, Сирийцы, Арабы, которые суть Кайяне [113], Ариане [114], Масесилы [115], Гирканяне [116], Магусэи, Троглодиты [117], Ассирийцы, Карманцы [118], Лидийцы, Месопотамиты, Евреи, Килины [119], Бактриане, Адиавины [120], Камилии, Сарацины [121], Скифы, Хионяне [122], Гимнософисты, Халдеи, Парфяне, Еноты [123], Кордилины [124], Массины, Финикиене, Мадиинеи [125], Комагены [126], Дарданцы [127], Еламасины, Кедрусии, Еламиты [128], Армяне, Киликийцы [129], Египтяне, Финикиене, Понтики [130], Мармариды [131], Вионы [132], Карийцы, Халивы [133], Псиллиты [134], Моссиники [135], Ивирийцы [136], Фригийцы [137]. У Хама же, второго сына Ноева, было детей и внуков тридцать два, до самого разделения языков. От них произошли: Ефиопы, Троглодиты, Аггеи, Гангины [138], Савины [139], Ихфиофаги [140], Елланики [141], Египтяне, Финикиене, Мармариды [142], Карийцы, Псиллиты, Моссиники, Фригийцы, Македоняне, Краконы, Сиртиты [143], Лептиты [144], Магниты, Вифинийцы, Номады, Ликийцы [145], Мариандины [146], Памфилийцы [147], Мосхесидии [148], Писидийцы [149], Авгалеи, Киликийцы, Маврусии [150], Критяне, Магарды, Нумидийцы, Африканцы, Визакины, Насамоны [151], Фасгины, Мазики [152], Гарамы [153], Гетулы, Влеммии [154], Авксомиты [155]. Они занимали землю от Египта до Океана. Острова, ими занимаемые: Куркуда, Лопадуза, Гавл [156], Рида, Мелита [157], Керкира (Корцира) [158], Мина, Сардана [159], Гортина, Крит, Главк [160], Фира [161], Ариан, Астипалея [162], Хиос, Лесбос, Тенедос, Имвр, Иазос, Самос, Кос, Книда, Нисурос, Мегиста и Кипр [163]. У Иафета же, третьяго сына Ноя, было пятнадцать детей и внуков до разделения языков. От них произошли: Мидяне, Гарганцы [164], Армяне, Арреи [165], Амазонки [166], Коллы [167], Корзины [168], Венеагины, Галаты, Каппадокийцы, Пафлагонцы [169], Мариандины, Тиварины [170], Халивы, Моссиники [171], Колхяне [172], Меланхлены [173], Сарматы [174], Меоты [175], Скифы, Тавры [176], Фракийцы [177], Вастерны [178], Иллирийцы, Македоняне, Ливийцы, Фригийцы, Паннонцы [179], Вестеры, Венны [180], Давны [181], Япиги [182], Калабрийцы, Иппики [183], Латиняне, или Римляне, Тирренцы, Галлы, Кельты, Ливистины, Кампанцы, Келтивиры, Аквитанцы [184], Иллириане, Васанты, Самосцы, Карпетаны [185], Лузитане [186], Вакеи, Британцы, Скотты [187], Испанцы. А острова, им принадлежавшие, суть: Британия, Сицилия, Евбея, Родос, Хиос, Лесбос, Кифира, Закинф, Кефалиния, Итака, Керкира, Кипр [188]. Если же кто встретит здесь имя народа или острова дважды упомянутым, то пусть не дивится и не сомневается; это проиходило или от того, что различные страны были в обладании то того, то другого народа, по сопредельности их или по причине бывших по временам выселений, или же по причине захвата Хамова, так как он обидел Сима и отнял часть его владений.

114. Итак, когда таким образом эти народы произошли от трех сынов Ноевых, и мир разделен был между тремя сыновьями на три части, как я сказал выше, отцем потребована была от них клятва, чтобы никто не вступался в жребий брата своего, а кто преступит клятвенное постановление, тот и все семя его истребится по этой клятве. По жребию Палестина и прилежащия к ней области достались Симу; Ханаан же, сын Хама, будучи любостяжателен, вторгся в страну, впоследствии названную Палестиною, то есть в Иудею, и захватил ее; но Бог долготерпел, давая время на покаяние, дабы раскаялись потомки Хамовы и отдали потомкам Симовым их собственное наследие. Они же не раскаявались, но хотели исполнить меру грехов своих. Тогда Бог, будучи праведен, много поколений спустя, отмстил наконец за преступление клятвы. Ибо так надлежало исполниться мере грехов Аморреев (Быт. 15, 16); потому что Сим родил Арфаксада, а Хам — Ханаана, Ханаан же после захвата земли Симовой родил Аморрея, Гергесея, Ферезея, Евея, Арукея, Арадия и Сидония. Так исчисляются роды до отмщения за Сима. Сим обиженный родил Арфаксада, как мы сказали; Арфаксад родил Каинана, Каинан — Салу, Сала — Евера, при котором было столпотворение. Евер родил Фалека, при котором было разделение земли и языков. Фалек родил Рагава, Рагав — Серуха, Серух — Нахора, Нахор — Фарру, Фарра — Авраама, Авраам — Исаака, Исаак — Иакова, прозванного Израилем, от которого произошли Израильтяне; Иаков — Иуду, Иуда — Фареса, Фарес — Есрома, Есром — Арама, Арам — Аминадава, Аминадав — Наассона и Салмона [189]. Это — род происшедших от Сима. За нихъ–то, обиженных сынами Хама и лишившихся своего собственного места, отмстил Бог, истребив потомство Ханаана согласно клятве их. И потомство Симово получает обратно свою страну. Таким образом не обидел Бог, отделяя каждому по справедливости принадлежащую ему часть: Бог поругаем не бывает, как я сказал выше.

115. Итак, учреждая для себя синагогу во время исхода Израильтян из Египта, Бог говорит Моисею: иззуй сапоги от ног твоих (Исх. 3, 5). Ибо намеревающийся приступить к чистой бане прежде всего разувается. Когда же прошло много времени, и все мы на пути своем заблудихом (Ис. 53, 6), и сама синагога пребывала во зле своем, то еще не открывал Бог бани пакибытия (Тит. 3, 5); но много лет пропустил и наконец святой Церкви открыл всесвятую баню. В Моисее Он повелел снимать обувь; в пророках — снимать одежду верхнюю, только для Иеремии оставив чресленик (Иер. 13, 1); а в Иоанне (Предтече) — сбросить все одежды мира и облечься в одежду из верблюжьих волос (Матф. 3, 4); в самом же Спасителе и учениках Его Он совлек одежду мира и после очищения водами облек одеянием огня и Духа свыше, с небес. Но Израильтяне, видя благодать Его, не познали, что Он есть Бог. Посему и пророк Моисей обличительно оплакивает их в виду будущего безчестия, которое нанесут они Спасителю: сия ли Господеви воздаете, людие буии и бессердечные (Втор. 32, 6)? Ибо они не знали, что это Он был в начале, с Которым Отец советовался, говоря: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Слово: сотворим не на единственное число указывает, но на то, что Отец советовался с Сыном и Святым Духом. Ибо Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Псал. 32, 6). Не уразумели они изречения, сказанного в той же самой книге, что Господь, пришедший к Аврааму, одожди огнь от Господа, пославшего Его, с небесе (Быт. 19, 24). Не познали они Его, изведшего их и из Египта, и не уразумели слов Пророка: и ты Вифлееме, еда мал еси (Мих. 5, 2). Как можно назвать малым город, вместивший Того, Которого небо и вселенная не могут вместить? Далее: из тебе Мне изыдет вождь (там же; сн. Матф. 2, 6). Кто исходит из Вифлеема? — Человек. Но почему же Он называется Богом?

116. Устрашает их и то, что Он есть Бог и человек. Ибо в том же пророчестве слова: исходи Его из начала, от создания мира (Мих. 5, 2) относятся уже не к человеку, но к Богу. Не вспоминают они пророчества: се дева во чреве зачнет, и родит сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7, 14; сн. Матф. 1, 28). Слово: нарекут указывает на образ действования святых и верных сынов Церкви. Ибо, когда убийцы Господа иудеи разведывают у них о Спасителе: каким образом исповедуют они распятого, то слышат от самих верных такой ответ: Тот, Кто у вас распят есть с нами Бог (сн. Матф. 1, 23). Не послушали они также и Давида и не познали страха его, с которым он, созерцая во Святом Духе и трепеща имеющего быть воплощения Самого Господа, говорил слова: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, и прочее. (Псал. 109, 1; сн. Матф. 22, 44; Деян. 2, 34; Евр. 1, 13). Итак, прошли древния субботы, а проповедуется у нась истинная суббота. Упразднилось прежнее обрезание, один малейший член обрезывавшее; действует же во всей силе обрезание небесное, обрезывающее целое тело. Ибо воды крещения и святое призывание не одного члена тела человеческого касаются, но целое тело человека очищают, обрезывают, от всех зол избавляют. Такие таинства прияла святая Церковь; но возстали против нея страшные враги, называемые домашними, однако не принадлежащие истинной вере Апостолов Господних: ибо если бы от них были, пребыли убо быша с ними (1 Иоан. 2, 19). Но будучи незаконнорожденными и происходя от смешанных браков, они снова похотствуют злою похотию к запаху от рыб и огурцов египетских (сн. Числ. 11, 5), со всех сторон произнося хулы против Сына Божия. Таковы ариоманиты, которых мы уже изобличили в прежних рассуждениях [190]. Таковы и савеллиане. Эти савеллиане совершенно отрицают бытие Сына и Святого Духа, говоря, что Сын есть Сам Отец, и Отец есть Сам Сын, и Святой Дух есть Сам Отец, так что нет Сына и Святого Духа. Таким образом они изобличают в себе вторых иудеев и убийц Господа. Ариоманиты же, нечестивейшие из всех, дерзая отделять и отчуждать Сына от существа Отчего, не признают Сына равночестным Отцу и рожденным от существа Отца. Другие, выродившиеся от них, раньше нашего времени вошли в состав иных ересей, уже образовавшихся дотоле, которых едва ли можно сопричислять даже и к иудеям, как произносящих хулу на Святого Духа. Это — вторые саддукеи и самаряне, люди темные, мертвые и неверные.

117. Но чтобы не много заниматься свидетельствами против них посредством чернил и хартии, дабы не утомить читателей, достаточно будет для них, савеллиан, вместе с другими свидетельствами, еще свидетельства при Иордане, как я сказал уже. Ибо Сын истинно пришел на Иордан, Бог соделавшийся человеком, не потерпевший изменения, но приявший плоть, не посредством семени мужеского, но от святые Девы восприявший тело, тело совершенное, зачатое чрез Святого Духа, то есть человека совершенного по душе и по телу. Так на Иордане явился к Иоанну Бог и вместе человек, один и тот же Сын и Христос и Господь. Отец же возгласил свыше, свидетельствуя о Сыне, явившемся на Иордане: сей есть Сын Мой возлюбленный (Матф. 3, 17). А Святой Дух в виде голубя сошел на Него, погрузившегося в воды, дабы показать их чистыми ради имевших креститься во имя Отца и Сына и Святого, Духа. Арианам же, вместе с сказанным прежде, достаточно будет сказанного Сыном: Аз во Отце, и Отец во Мне (Иоан. 14, 10); ибо Он показал здесь свое равенство со Отцем и истинное сыновство. Выродившимся от ариан, хулящим Святого Духа, достаточно будет двух свидетельств, уже приведенных после других свидетельств. Из них одно из книги пророка Даниила следующее: Седрах, Мисах, Авденого, в пещи огненной, восхваляя Бога, призывают вместе с собою для славословия всю тварь Божию и говорят: благословите вся дела Господня Господа (Дан. 3, 57; срав. ст. 23). При этом они исчисляют небеса и ангелов, луну и солнце, силы, землю и море, и все, что на них находится; но нигде не сопричисляют к тварям Сына и Святого Духа (ст. 68 и дал.) [191]. Равным образом и Серафимы прославляют Троицу, не единожды, не дважды и не четырежды, но трижды произнося: Свят (Ис. 6, 3) [192].

118. Пусть изобличит их еще Петр, укоряющий Ананию с его женою и говорящий: вы искусили Святого Духа. И далее: не человеку солгали вы, но Богу (Деян. 5, 3–4). Апостол же знал, как мы часто говорили, что Дух не чужд Бога Отца, говоря: Он испытует и глубины Божия (1 Кор. 2, 10). А тому, кто не есть от существа Божия, невозможно испытывать глубины Божия. Мы ведаем, что Отец есть Отец, Сын — Сын, Святой Дух — Святой Дух, Троица в единстве. Ибо единство принадлежит Отцу и Сыну и Святому Духу, едино существо, едино Господство, едино хотение; одна Церковь, едино крещение, едина вера (Ефес. 4, 5). И да престанут возставать против святые девы Христовой и чистой невесты, то есть матери нашей святые Церкви. Ибо чада ея прияли от святых Отцев, то есть, от святых Апостолов, правило как хранить веру, так и передавать, и возвещать ее чадам своим. Так как и вы сами, честнейшие братия, из числа сынов ея, то передавайте и своим чадам это учение. Не переставайте, верные и православные, так говорить об этом и тому подобном, на Божественных Писаниях утверждать себя самих и слушающих вас, уча, показуя путь, наставляя чрез оглашение. Продолжайте сохранять сию святую веру вселенской Церкви, как прияла ее святая и единая дева Божия от святых апостолов Господних. И так должны вы наставлять каждого из оглашаемых, имеющих приступить к святому крещению. Но не только возвещать должны вы веру сынам своим о Господе, а и научать ясно говорить, как говорит сама матерь всех нас и вас:

119. Веруем во единого Бога, Отца вседержителя, творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, то есть, от существа Отца, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Которым все сотворено, что на небесах и что на земле. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося; распятого за нас при понтийском Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день, по Писаниям; и возшедшего на небеса, и седящего одесную Отца. И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, Царствию Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, с Отцем и Сыном спокланяемого и спрославляемого, говорившего чрез пророков. Во единую святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедуем одно крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. А тех, которые говорят: «было некогда время, когда Его не было», и: «прежде рождения Он не существовалъ», или: «Он произошел из несуществующего», или говорят, что Сын Божий произошел от иной ипостаси или существа, что Он текуч и изменяем, — всех этих анафематствует вселенская и апостольская Церковь. Эта самая вера передана нам от святых апостолов и в Церкви святым городом предписана от всех вместе собравшихся в нем святых епископов числом свыше трехсот десяти [193].

120.

И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Бога Отца, единородного, то есть, от существа Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все сотворено, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего и воплотившегося, то есть рожденного совершенно от святые Марии Приснодевы чрез Духа Святого, вочеловечившегося, то есть приявшего совершенного человека, душу и тело, и ум, и все, что составляет человека, кроме греха, не от семени мужа и не в человеке, но в Себе самом плоть образовавшего и приведшего в единое святое единство, не так как вдохновлял Он пророков, глаголал и действовал в них, но совершенно вочеловечившегося; ибо Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), не испытав изменения и не пременив Божества своего в человечество; соединившего в единое свое святое совершенство и Божество. Ибо един есть Господь Иисус Христос, а не два; тот же Бог, тот же Господь, тот же царь. Веруем в Тогоже пострадавшего во плоти и воскресшего, и возшедшего на небеса в том же самом теле, славно возсевшего одесную Отца; имеющего прийти в том же самом теле во славе судить живых и мертвых, царствию Которого не будет конца. И в Святого Духа веруем, глаголавшего в Законе и проповедавшего в пророках, и сошедшего на Иордан, глаголющего в апостолах, живущего во святых. Так же веруем в Него, что Он есть Дух Святой, Дух Божий, Дух совершенный, Дух Утешитель, несозданный, от Отца исходящий и от Сына приемлющий, и веруемый. Во единую соборную и апостольскую Церковь, и в одно крещение покаяния, и в воскресение мертвых, и в праведный суд над душами и телами, и в Царствие небесное, и в жизнь вечную. А тех, которые говорят, что было некогда, время, когда не было Сына или Духа Святого, или, что Он произошел от несуществующего, или от иной ипостаси или существа, — утверждают, что Сын Божий или Святой Дух прелагаем или изменяем, — всех таковых соборная и апостольская Церковь, матерь ваша и наша анафематствует. Еще мы анафематствуем неисповедующих воскресения мертвых и все ереси, не исходящия из сей правой веры. И если вы, блаженнейшие и чада наши, так веруете и совершаете предписываемые сею верою заповеди, то мы надеемся, что вы всегда молитесь за нас, чтобы мы имели часть и жребий в сей самой вере и в жребии заповедей ея. И молитесь за нас вы, и всякий так верующий и соблюдающий заповеди Господни, во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого и с Которым Отцу слава со Святым Духом во веки. Аминь. Я же, возлюбленные братия, по смирению своему и немощным силам разума, принужден был исполнить вышеизложенное, побуждаемый вашею честностью и благостью, хотя и не способен я превысить меру свою, так что нуждался в особенно великой помощи. Но все ведает Верный на небе. Впрочем мир всякому, шествующему по этому правилу сей истинной и православной веры и на Израили Божии (Гал. 6, 16). Приветствуйте всех святых о Господе. Приветствуют вас рабы Господни, особенно же я, Анатолий, написавший эту книгу так наименованного Якорного слова, и молю о том, чтоб быть вам здравыми.

Печатается по изданию: Творенiя святого Епифанiя Кипрского. Часть шестая. — М.: Типографiя М. Н. Лаврова и К°, 1884. — С. 5–212. (Творенiя святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академiи, том 52.)