На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег

Посланiе къ Епифанію архимандритовъ Акакія и Павла

Посланiе, въ девяносто вторый годъ отъ начала царствованія Діоклитіана, въ двенадцатый царствованія Валентиніана и Валента, и въ осмый Граціана, къ Епифанію палестинскому, элевферополиту, бывшему отцу монастыря въ округе Элевферополя, а ныне епископу города Констанціи въ епархіи Кипрской, писанное Акакіемъ и Павломъ, пресвитерами–архимандритами, то есть отцами монастырей въ Халкиде и Веріи, чтó въ Килисиріи, о томъ, чтобы написалъ онъ обо всехъ ересяхъ, какъ такъ и многіе другіе советуютъ, и, такъ сказать, понуждаютъ его приступить къ сему.

Господину нашему, по всему досточестнейшему и благоговейнейшему отцу Епифанію епископу, пресвитеръ Акакій и пресвитеръ Павелъ, архимандриты, желаютъ о Господе радоваться.

Достаточно было видеть твое, отецъ, богочестіе, чтобы насытиться духовными глаголами, и ощутить въ себе любовь, когда наслаждались твоимъ лицезреніемъ. Но поелику слава, предшествующая ученику Спасителеву, провозглашаетъ о силе благоуханія словесъ и делъ; то сильно томитъ желаніе еще насытиться и словомъ и разумомъ. Должно было, правда, придти самолично, чтобы насладиться благодатію, данною тебе отъ Бога, какъ апостоламъ; но какъ совершенію пути препятствовали телесный недугъ и бедственное положеніе, то невозможно намъ стало самимъ придти и повергнуться къ ногамъ твоимъ, чтобы внимать и поучаться исходящими изъ устъ твоихъ духовными святыми глаголами. Ибо уверены, что, если были бы сего достойны, то, пришедши къ тебе и послушавъ тебя, и въ томъ житіи, какое предположили себе, утвердились бы, если только достойны достигнуть его конца. Посему, одержимые недугомъ, умоляемъ твое столько великое богочестіе, не поскупись и намъ сообщить действительно дарованнаго тебе Спасителемъ. Ибо не мы только признаемъ, но признаютъ и все слушающіе тебя, что Христосъ въ настоящемъ роде тебя воздвигъ намъ, какъ новаго апостола и проповедника, новаго Іоанна, провозгласить намъ, чтó обязаны сохранять предположившіе идти симъ путемъ. Посему, такъ какъ Маркеллъ, общій нашъ братъ, нудимый такою славою, привлекается любовію къ твоему богочестію, принадлежитъ же нашей обители; то его, какъ новоначальнаго, употребивъ служителемъ къ совершенію такого дальняго пути, такое грешное наше дерзновеніе обратили къ тебе, ученику Спасителеву. Просимъ же у тебя изъ сказаннаго тобою въ наученіе некоторымъ братіямъ подарить и намъ, чтó тебе, мужу праведному, не тяжело, а намъ, грешнымъ, если выслушаемъ, послужитъ въ радованіе о Господе. Ибо, насытившись отъ тебя духовныхъ глаголовъ, облегчимся отъ беззаконій своихъ. Слышали же мы наименованія, твоею досточестностію приданныя ересямъ; и теперь просимъ твое богочестіе ясно показать намъ ересь каждаго вероученія. Это равный для всехъ даръ. И еще просимъ тебя, какъ праведнаго предъ Господомъ, сотворить молитву о всехъ тебя любящихъ и ожидающихъ твоего дара. Въ посте и молитве пребываемъ, чтобы общій нашъ братъ, твоею досточестностію принятый пріязненно, принесъ намъ врученный тобою даръ, и мы въ такомъ случае вознесли обычныя молитвы Отцу и Сыну и Святому Духу. Все братія надеются, что подкреплены будутъ твоими о насъ молитвами. Умоляемъ тебя, не укосни сообщить божескую благодать, которую имеешь съ апостолами. Все малые въ обителяхъ возсылаютъ молитву къ Всесовершенному, чтобы отъ твоего богочестія пріять духовный даръ. Возмогая о Господе, благодушествуя о Христе, продолжай и данный тебе о Святомъ Духе престолъ и божескій даръ хранить до того венца, какой ожидаетъ тебя.

Ответъ Епифанія на посланіе пресвитеровъ Акакія и Павла

Досточестнейшимъ господамъ братіямъ и сопресвитерамъ, Акакію и Павлу, Епифаній желаетъ о Господе радоваться.

Древніе писатели, вступленіе или предисловіе изложивъ въ виде надписанія, въ этой загадке показывали содержаніе всего предлежащаго творенія. Посему то и мы вступленіе въ написанное по вашему прошенію, возлюбленные, противъ ересей, начиваемъ темъ же складомъ речи, всю силу заключая въ краткой речи. Поелику намереваемся объявить вамъ имена ересей, открыть дурныя ихъ действія, какъ бы ядовъ какихъ и губительныхъ веществъ, приложивъ къ тому годныя противоядія, врачевства для пораженныхъ, и предохранительныя средства для техъ, которые могутъ подвергнуться пораженію; то добротолюбивымъ пишемъ такое заглавіе: Панарій или, какъ мы толкуемъ, ковчегъ съ цельбоноснымъ отъ угрызенія ядовитыхъ животныхъ запасомъ, то–есть: въ трехъ книгахъ восемьдесять ересей, которыя загадочно изображаются ядовитыми животными, или пресмыкающимися, а после сихъ осмидесяти единое основаніе и ученіе истины, спасительное деланіе, Христова невеста святая церковь, пребывающая отъ века, по пришествіи же воплотившагося Христа среди сказанныхъ предъ симъ осмидесяти по преемству времени открытая, и нами на основаніи проповеди Христовой въ особомъ сочиненіи представленная, и снова после всехъ еретическихъ козней къ воодушевленію понесшихъ трудъ при чтеніи книги объ ересяхъ ясно возвещенная нами въ краткомъ изложеніи, согласно съ ученіемъ апостоловъ.

Гл. 1. Все же съ верною оценкою читающіе это вступленіе, следующее за темъ описаніе ересей, защищеніе истины и ученіе истины, изложеніе веры святой вселенской Церкви, соблаговолите извинить насъ, если, какъ люди, при усиліи и божественной ревности принявшіе на себя трудъ писать въ защиту богочестія Іисусова [194], о самомъ всесвятомъ и всечтимомъ имени пожелаемъ сказать въ защиту чтó–либо трудное для насъ по собственной своей силе, такъ какъ и Богъ снисходитъ къ вамъ, доискивающимся того, чтó выше нашихъ силъ; слово у насъ объ истине, и дело о благочестіи. И еще соблаговолите не взыскивать, если где, хотя и не въ обычае у насъ осуждать или осмеивать кого, найдете, что, по ревности, возбужденной ересью, или къ отвращенію отъ нея читателя, выразимся иногда въ раздраженіи, называя иныхъ или обманщиками, или скоморохами, или людьми жалкими. Ибо самая необходимость оспоривать сказанное еретиками готовитъ намъ такой усильный трудъ для отвращенія отъ нихъ читателей, и для доказательства, что ихъ обряды, таинства и ученіе, по нашему образу мыслей, вовсе запрещены; а сими изреченіями и ощутительностію противоречія и мы докажемъ свою свободу, и некоторыхъ отклонимъ отъ нихъ словами, по видимому, более тяжелыми.

Гл. 2. И это во всемъ произведеніи изложено въ сказанныхъ выше трехъ книгахъ: первой, второй и третьей; три же книги сіи подразделили мы на семь отделеній; и въ каждомъ отделеніи заключается некое число ересей и расколовъ, всехъ же ихъ въ совокупности восемьдесятъ; названія и содержанія ихъ следующія: первая — варварство, вторая — скифство, третія — еллинство, четвертая іудейство, пятая — самарянство; отъ нихъ — прочія. После варварства и скифскаго суеверія до Христа отъ еллинства произошли сіи: шестая ересь — пифагорейцы или перипатетики — ересь, отделенная Аристотелемъ, седьмая — платоники, осмая — стоики, девятая — епикурейцы. Потомъ ересь самарянская, ведущая начало отъ іудейства, и четыре ея толки: десятая ересь — горофины, одиннадцатая — севуеи, двенадцатая — есеины, тринадцатая — досифеи. Потомъ само поименованное выше іудейство, отличительную черту свою пріявшее отъ Авраама, посредствомъ даннаго закона распространенное Моисеемъ, и отъ Іуды, сына Іаковлева или Израилева чрезъ Давида, отъ Іудина колена происшедшаго и царствовавшаго, наследовавшее прозваніе іудейства. И отъ сего іудейства следующія семь ересей: четырнадцатая книжниковъ, пятнадцатая Фарисеевъ, шестнадцатая саддукеевъ, семнадцатая имеробаптистовъ, осмнадцатая оссеевъ, девятнадцатая назареевъ, двадцатая иродіанъ.

За сими ересями въ следъ ихъ по преемству временъ открылись спасительное пришествіе Христа Господа нашего во плоти, евангельское ученіе и проповедь царствія, этотъ единственный источникъ спасенія и истинная вера вселенской, апостольской и православной церкви. Отъ нея же отторглись и отделились следующія, имя только Христово, а не веру содержащія, ереси: первая — симоніане, вторая — менандріане, третія — саторниліане, четвертая — василидіане, пятая — николаиты, шестая — гностики, они же стратіотики, и еще фивіониты, называемые у некоторыхъ секундіанами, у другихъ сократитами, а у иныхъ закхеями, у некоторыхъ же коддіанами, ворворитами и варвилитами; седмая ересь — карпократиты; осьмая — керинфіане, они же и миринфіане; девятая — назореи; десятая — евіонеи; одиннадцатая — валентины; двенадцатая — секундіане, съ которыми состоятъ въ связи Епифанъ и Исидорь; тринадцатая — птолемеи; четырнадцатая — маркосіи; пятнадцатая — колорвасіи; шестнадцатая — ираклеониты; семнадцатая — офиты; осмнадцатая — кайяне; девятнадцатая — сифіяне; двадцатая — архонтики; двадцать первая — кердоніане; двадцать вторая — маркіониты; двадцать третія — лукіанисты; двадцать четвертая — апелліане; двадцать пятая — севиріане; двадцать шестая — татіане; двадцать седьмая — енкратиты; двадцать осмая у фриговъ состоящая изъ монтанистовъ и таскодругитовъ, таскодругиты же делились еще и сами; двадцать девятая — пепузіане, они же прискилліане и квинтилліане, съ которыми состоятъ въ связи артотириты; тридцатая — четыредесятники, въ одинъ и тотъ же день года совершающіе Пасху; тридцать первая — алоги, не принимающіе Іоаннова Евангелія и Апокалипсиса; тридцать вторая — адаміане; тридцать третья — сампсеи, они же елкесіи; тридцать четвертая — феодотіане; тридцать пятая — мелхиседекіане; тридцать шестая — вардисіанисты; тридцать седьмая — ноетіане; тридцать осмая — валисіи; тридцать девятая — кафары, они же новатіане; сороковая — ангелики; сорокъ первая — апостолики, они же апотактики; сорокъ вторая — савелліане; сорокъ третія — оригенисты, срамники; сорокъ четвертая — оригенисты, адамантики; сорокъ пятая — Павла самосатскаго; сорокъ шестая — манихеи, они же ануканиты; сорокъ седьмая — іеракиты; сорокъ осмая — мелетіане, египетскій расколъ; сорокъ девятая — аріане, они же аріоманиты; пятдесятая — расколъ авдіанъ; пятдесятъ первая — фотиніане; пятдесятъ вторая — маркелліане; пятдесятъ третія — полуаріане, пятдесятъ четвертая — духоборцы, они же македоніане и ученики Елевсія, хулящіе Святаго Божія Духа; пятдесятъ пятая — аэріане; пятдесятъ шестая — аэтіане, они же аномеи, съ которыми въ связи Евномій, лучше же сказать, не признающій закона (ἄνομος); пятдесятъ седьмая — димириты, не исповедающіе совершеннаго Христова вочеловеченія, они же аполлинариты; пятдесятъ осмая — утверждающіе, что Святая Приснодева Марія по рожденіи Спасителя имела общеніе съ Іосифомъ, которыхъ называемъ антидикомаріанитами; пятдесятъ девятая — во имя той же Маріи приносящіе коллириды [195], почему и называются коллиридіане, шестдесятая — массаліане, съ которыми состоятъ въ связи мартиріане, у еллиновъ называемые евфимитами и сатаніанами.

Теперь, возвращаясь назадъ и перечисленныя ереси разобравъ по книге, въ семъ оглавленіи моемъ покажу все те, какія изъ осмидесяти ересей въ первой книге, какія потомъ во второй, и какія въ третьей; а также и о каждомъ изъ семи отделеній, помещенныхъ въ трехъ книгахъ, покажу, какія именно ереси нашли себе въ немъ место. Именно, въ первой книге отделеній три, а ересей сорокъ шесть съ ихъ именованіями, разумею же варварство, скифство, еллинство, іудейство и самарянство. Во второй книге отделеній два, ересей двадцать три; въ третьей книге отделеній два, ересей одиннадцать. Посему въ первомъ отделеніи первой книги двадцать ересей; оне суть следующія: варварство, скифство, еллинство, іудейство; разности у еллиновъ: пифагорейцы или перипатетики, платоники, стоики, епикурейцы; самарянство, происходящее отъ іудейства; следующія четыре толка самарянъ: горофины, севуеи, ессины, досифеи; семь ересей іудейскихъ, а именно: книжники, фарисеи, саддукеи, имеробаптисты, оссеи, назореи, иродіане. А во второмъ отделеніи первой книги также следующія тринадцать ересей: симоніане, менандріане, саторниліане, василидіане, николаиты, гностики, называемые стратіотиками и фивіонитами, а у некоторыхъ секундіанами, у другихъ сократитами, у иныхъ закхеями, коддіанами, ворворитами и варвилитами, карпократиты, керинфіане, они же и миринфіане, назореи, эвіонеи, валентиніане, секундіане, съ которыми состоятъ въ связи Епифанъ и Исидоръ, птолемеи. Въ третьемъ отделеніи той же первой книги тринадцать ересей, именно: маркосіи, колорвасіи, ираклеониты, офиты, кайяне, сифіяне, архонтики, кердоніане, маркіониты, лукіанисты, апелліане, севиріане, татіане. Вотъ оглавленіе трехъ отделеній первой книги. Во второй же книге два отделенія, и въ первомъ отделеніи второй книги, въ четвертомъ же по порядку числъ отъ начала, осмнадцать ересей, именно: енкратиты, у фриговъ состоявшіе изъ монтанистовъ и таскодругитовъ; таскодругиты же отделились отъ поименованныхъ прежде; пепузіане и квинтилліане, съ которыми въ связи артотириты; четыредесятники, въ одинъ и тотъ же день года совершающіе Пасху; алоги, не принимающіе Іоаннова Евангелія и Апокалипсиса; адаміане, сампсеи, они же елкесеи, феодотіане, мелхиседекіане, вардисіанисты, ноетіане, валисіи, кафары, ангелики, апостолики, они же апотактики, съ которыми въ связи называемые саккофорами, савелліане, оригенисты срамники, оригенисты адамантовые. Во второмъ отделеніи той же второй книги, которое но сказанному выше счету есть пятое, следующія пять ересей: Павла самосатскаго, манихеи, они же акуаниты, іеракиты, мелетіане, египетскій расколъ, и аріане. Вотъ оглавленіе отделеній и второй книги. Подобно и въ третьей книге отделеній два. Въ первомъ отделеніи третьей книги, въ шестомъ же по счету сказанному нами выше, следующія семь ересей: авдіане, составляющіе расколъ, фотиніане, маркелліане, полуаріане, духоборцы, хулящіе Святаго Божія Духа, аэріане, аэтіане, отъ Аэтія аномея, съ которымъ вступилъ въ связь Евномій, также аномей. А во второмъ отделеніи той же третьей книги, то есть въ седьмомъ отделеніи по разделенію числа отделеній, какое сказано было нами (а именно, что это отделеніе седьмое и конецъ всего произведенія), изложены следующія четыре ереси: димириты, вочеловеченіе Христово не признающіе совершеннымъ, они же аполлинариты, утверждающіе, что Пресвятая Приснодева по рожденіи Спасителя имела общеніе съ Іосифомь, за что назвали мы ихъ антидикомаріанитами, и во имя той же Маріи приносящіе коллириды, которые называются коллиридіанами, массаліане, а также защищеніе правой и истинной веры съ сокращеннымъ словомъ о томъ, какова святая вселенская и апостольская Церковь.

Вотъ оглавленіе и описаніе всего сочиненія объ осмидесяти ересяхъ и одного защищенія истины единой, то есть, вселенской и православной Церкви, составленныхъ въ трехъ предлагаемыхъ книгахъ, и разделенныхъ на семь отделеній.

А вотъ оглавленіе перваго отделенія первой книги, содержащаго въ себе обличеніе двадцати ересей: