5). Пифагорейцы или перипатетики. Пифагоръ предлагалъ ученіе о монаде и о промысле, училъ не дозволять, какъ приносить богамъ въ жертву, такъ и принимать въ пищу существа одушевленныя, воздерживаться отъ вина. Утверждалъ, что надъ луною и выше ея все безсмертно, а подъ луною все смертно, допускалъ переліяніе душъ изъ однихъ телъ въ другія, даже въ тела животныхъ и дикихъ зверей. Училъ въ продолженіе пяти летъ пребывать въ молчаніи. Напоследокъ же именовалъ себя Богомъ.

6). Платоники полагали, что есть Богъ, вещество и видъ; что міръ сотворенъ и тлененъ, а душа не сотворена, безсмертна и божественна, что въ ней три части: разумная, раздражительная и вожделевательная. Платонъ училъ, чтобъ жены были у всехъ общія, и никто не имелъ собственной своей супруги, но желающіе вступали въ единеніе съ произволяющими. Онъ также допускалъ переліяніе душъ въ разныя тела, даже въ тела дикихъ зверей; а вместе училъ, что и многіе боги — все отъ одного.

7). Стоики учатъ, что все есть тело, и чувственный сей міръ признаютъ Богомъ. Некоторые же утверждали, что у Бога естество изъ огненной сущности. По ихъ определенію, Богъ есть умъ и какъ бы душа всего этого объема, и неба и земли; вселенная же — тело Божіе, какъ сказалъ я, и светила — очи. А плоть у всякаго гибнетъ, и душа у всякаго переливается изъ тела въ тело.

8). Епикурейцы объ атомахъ и неделимыхъ телахъ, состоящихъ изъ подобныхъ неопределеннаго числа частей, утверждали, что въ нихъ начало всехъ вещей; учили, что высшее блаженство въ удовольствіи, что ни Богъ ни промыслъ не правятъ ходомъ делъ.

9). Самарянство, и отъ него самаряне. Ересь сія произошла отъ іудейства прежде, нежели у еллиновъ явились ереси, и прежде нежели составились ихъ ученія; однакоже, возъимевъ начало, по установленіи уже богопочитанія у еллиновъ, среди іудейства, не ранее временъ Навуходоносора и плена іудеевъ. Переселенные въ Іудею ассиріяне, получивъ одно Моисеево пятокнижіе, когда царь прислалъ имъ оное изъ Вавилона съ священникомъ, по имени Ездрою, все имели общее съ іудеями, кроме того, что гнушались язычниками и къ иному не касались, и еще того, что отрицали воскресеніе мертвыхъ, и другія пророчества бывшія после Моисея.

Толковъ же самарянскихъ четыре.

10). Горофины, совершающіе праздники въ иныя времена, а не одновременно съ севуеями.

11). Севуеи по той же причине праздниковъ разнящіеся съ горофинами.

12). Ессины, не противящіеся ни темъ ни другимъ, безразлично же празднующіе, съ которыми придется.

13). Досифеи водятся теми же обычаями, какъ и самаряне, хранятъ обрезаніе, субботу и иные уставы, пользуются пятокнижіемъ, строже другихъ соблюдаютъ правило не употреблять въ пищу одушевленнаго, проводить жизнь въ непрестанныхъ постахъ. Некоторые же изъ нихъ пребываютъ въ девстве, другіе воздерживаются; веруютъ въ воскресеніе мертвыхъ, чтó чуждо для самарянъ.

У іудеевъ семь ересей.

14). Книжники, законники и преподаватели вторичныхъ законовъ или преданій такъ называемыхъ у нихъ старцевъ, съ излишнею ревностію соблюдающіе произвольно принятые богослужебные обряды, которые не изъ закона дознали они, но сами для себя признали достоуважительными по закону оправданія.

15). Фарисеи, по значенію слова, отщепенцы, ведущіе самую высокую жизнь, и более другихъ получавшіе одобреніе. Ими, какъ и книжниками, признается воскресеніе мертвыхъ, бытіе ангеловъ и Святаго Духа. Жизнь ихъ отлична; ими соблюдаются до времени воздержаніе и девство, два раза въ неделю постъ, очищенія кувшиновъ, блюдъ и чашъ, а также, какъ и у книжниковъ, десятины, начатки, непрерывныя молитвы, произвольнымъ суеверіемъ предписанный наружный видъ одежды, состоявшей изъ ризы, похожей на стихарь, и далматиковъ или одежды безъ рукавовъ, съ разширеніемъ хранилищъ, то–есть, полосъ изъ багряницы, воскрилій и пуговицъ на воскриліяхъ ризъ, чтó служило знакомъ содержимаго ими до времени воздержанія. Они ввели ученіе о дне рожденія и о судьбе.

16). Саддукеи, по значенію имени, правдивейшіе; родъ вели отъ самарянъ и вместе отъ священника по имени Садока; отрицали воскресеніе мертвыхъ, не допускали ни ангела, ни Духа; по всему же прочему были іудеи.