Compositions

Люди, которые думают, что они видели Господа, обманывают сами себя, не могут получить хлéба жизни, потому что очи сéрдца их омрачены; они не угождают Богу, Которому все святые поклоняются в сердце своем и Которого созерцают очами веры. Только таким поклонникам и подобным им Бог открывает Себя — потому что они свободны от страстей.

О пророке Исаии сказано в Писании, что Господь перестал являться ему и запретил ему пророчествовать за то, что он не обличил царя Осию в его неправде. Но после смерти Осии явился Исаии Ангел Господень и очистил его раскаленными угольями, которые были взяты клещами с алтаря.

Итак, вы должны знать, что когда в человеке будет разрушено царство греха, Бог является душе его и очищает всё вместе с телом.

Но если грех царствует в теле, то человек не может видеть Бога, потому что душа его во мраке и в ней нет света, при котором могла бы видеть Бога.

Давид говорит: во свете Твоем узрим свет (Пс. 35, 10). Какой это свет, при котором мы можем видеть свет? Это тот свет, о котором Господь наш Иисус Христос упоминает в Евангелии (см.: Лк. 11, 35–36) и который повелевает сохранять в себе, чтобы весь человек был светел и не было в нём ни одной части темной. Господь наш сказал: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже волит Сын открыти (Мф. 11, 37). Но Сын, дети мои, не открывает Отца Своего сынам тьмы, но — сынам света, которые пребывают в свете и у которых очи сéрдца освещены познанием заповедей Его.

Чтобы видеть славу невидимого Бога, мы должны подражать великому пророку Моисею. Хотя он и был сыном дочери фараоновой, но, решившись страдать с народом Божиим (Евр. 11, 25), сверг с себя постыдное рабство. Прежде, будучи в рабстве, он не удостоился видеть Бога, но, освободившись от рабства фараона и сделавшись совершенно свободным, удостоился видеть горящий, но несгорающий терновый куст.

Видение сие было весьма важно. Оно заключало в себе три части: начало, средину и конец.

Как Моисей для совершения дéла Божия, противного воле фараона, должен был на сороковом годý жизни своей удалиться от фараона, оставить Египет и провождать уединенную жизнь в пустыне Мадиамской, или, что показывает значение слóва сего, в пустыне мéста Божия, так и ум человеческий для принятия в себя силы Божией должен удалиться от множества предметов, окружающих его, и уединиться в самогó себя. Тогда Бог укрепит его так, что он будет правильно искать и находить всё Божественное. Тогда он увидит Божественность Господа, величие могущества и сияние Его в тварях.

Началó чудного видения Моисеева состояло в том, что он только издали видел горящий, но несгорающий терновый куст. Сие первое видение еще было несовершенно и не важно. Моисей захотел приблизиться к кусту и сказал: мимошед увижду видение великое сие (Исх. 3, 3). Когда он приблизился, то услышал из куста глас и удостоился говорить с Богом. Конец видения состоял в том, что Моисей по окончании разговора с Богом и по совершении чудес при терновом кусте сделался смиренным пред Богом.

Вы должны знать, дети мои, что все чувственные явления Божии людям показывают только несовершенства и неспособность видеть Бога открыто, как в зеркале (2 Кор. 3, 18), но у тех людей, которые достигли совершенства, открываются сердечные очи, которыми они спокойно и легко могут смотреть на обильный духовный свет, потому что в духовных очах людей, усовершившихся в добродетели, нет тьмы греховной. Если тьма сия находится в сердце человека, то она не позволяет ему видеть, как видят люди, усовершившиеся в добродетели, и как видел апостол Павел и подобные ему. Мы откровенным лицем славу Господню взирающе, говорит апостол, в тойже образ преобразуемся от славы в славу (2 Кор. 3, 18).

Моисей не преображался никаким чувственным образом, но преобразился преображением духовным. Он видел горящий, но несгорающий терновый куст и удостоился говорить с Богом. Сие чудное видение есть образ непостижимого таинства.

Сие видение означает то преображение от славы в славу, от веры в веру, от несовершенства к совершенству, о котором упоминает апостол Павел. Сие преображение приближает нас к Господу и делает нас способными видеть и познавать силу Его. Ибо Бог устами пророка Своего сказал: «Приступающие ко Мне познáют Мою силу» (см.: Пс. 33, 6).

Итак, кто приближается к Господу, тот познаёт Его силу; но в душе того, кто еще не приблизился к Господу обитает нечестивый, то есть диавол, и возвышается в ней, как кедр ливанский.

Сие открывает нам пророк Давид. Видех, говорит он, нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанския: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его (Пс. 36, 35–36). Давид не нашел нечестивого и мéста его, потому что искал познания о Боге. Подобным образом и всякий человек, который старается познать Бога, никогда не увидит в себе нечестивого.