Compositions

187 Не ходи с гордыми, но ходи со смиренными (это о подражании и содружестве).

188 Будь во всем смирен, — в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келлии и во всх принадлежностях ея.

189 Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем, утаевай их сколько можешь; не позволяй себе кому–нибудь говорить об них, и всячески постарайся достигнуть того, чтоб люди не хвалили тебя.

190 Бойся сделаться известным по какому–либо из дел твоих.

191 Если кто укорит тебя безвинно в каком грехе, смири себя, и получишь венец.

192 Приучи язык свой говорить: прости мне, — и придет к тебе смирение.

193 Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: прости мне. Ибо если будешь всегда говорить: прости мне, — то скоро достигнешь смирения.

194 Будь готов при всяком слове (обличительном), которое слышишь, говорить: прости мне; — потому что такое смирение разстроивает все козни врага.

195 Знай, что смирение есть не иное что, как чтоб всех людей почитать лучшими себя. Твердо содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах, — голову свою держи поникшей долу, а язык твой пусть будет готов сказать тому, кто нанесет тебе обиду: прости мне, владыко мой! Постоянным же предметом помышления твоего да будет смерть.

196 Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными, — и достигнешь смирения; смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих.

197 Прежде всего не считай себя чем–либо, — и это породит в тебе смирение; смирение же породит науку (опытность и здравомыслие);- на ука же родит веру; вера же родит упование; упование же родит любовь; любовь же родит повиновение, а повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре).

Подвиги борьбы с грехом. Прежде всего с помыслами.

198 Далеко гони от себя злые помышления, предаваясь Богу; и Он покроет тебя десницею Своею.

199 Не всякому помыслу своему следуй.

200 Помыслов и пожеланий своих не исполняй.

201 Смотри, не попускай уму твоему увлекаться памятью прежних грехов, чтоб они не возобновились в тебе.

202 Не обращай в уме своем грехов, некогда совершенных тобою, чтоб они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и ни мало в том не сомневайся.

203 Об удовольствиях и утехах, которым предавался ты во время нерадения своего, не вспоминай, и речей о том не заводи, говоря: я то сделал, или это нарушил; ибо это может послужить тебе в преткновение.

204 О страстях, которым работал ты в мире, совсем не поминай, чтоб опять не возбудить похотения их, и это не послужило тебе в соблазн.

С разными пожеланиями порочными.

205 Апостол Иоанн в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: все, еже в мире, есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Иоан. 2,16). — Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная, — Похоть очес имеет предметом своим вещественныя блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любовь в шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление, и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких–нибудь.