Compositions

Ответ. Вода в источниках не уменьшается, ибо она происходит из моря, и в него опять течет реками и потоками, пусть даже не в тот день, когда из него они принимают воду в себя. Ибо учит премудрый человек Божий Соломон: «Все реки текут в море, и море ненасытно». И море не уменьшается от небесного насилия, когда поднимается пар от солнца, поскольку с неба идут капли, и запотевает росою от воспарения в воздухе. Как в бане от воспарения пара получается влага и под паром она падает на землю. Много раз можно видеть густой туман, поднимающийся от моря, восходящий из источников и рек. Должно думать, что это не что иное, как вода.

 (77) Вопрос. Как из моря может быть вода источников, или озерная вода, или речная вода? Ведь море горькое и соленое, а эта вода сладкая, питьевая и легкая?

Ответ. Ничто из этого не может помешать тому, что сказано. Она процеживается через щели пор, вытекая через тесноту и при этом теряет тяжкий и горький элемент, и освобождается от солености. Так и вино, смешанное с водой, если его налить на губку или на хлеб, то, что густое, останется в задержавших порах, а что тонкое и чистое, будет процежено через поры. То же самое происходит, когда вода смешана с маслом, и ее льют на те же вещи. Что жирно и более густо, остается, а что тонко, проходит насквозь и остается таким.

(78) Вопрос. Разве это так? Почему тогда вода не поднимается из бездны повсюду? Но мы копаем колодцы, прикладывая изрядный труд, и часто принимаем и страшную смерть, когда нас засыпает.

Ответ. Как раз удачно будет заметить, что воды в колодцах происходят из бездны. Ибо вода источников поднимается на землю более мелко. А в глубине они восходят от бездны, выжатые сквозь ноздреватую почву. Они лишаются горечи и остаются без соли, а потому они сладкие. Колодезная вода как раз бывает тяжелой, соленой и негодной для питья, когда ее дно близ бездны. Проходом вверх через тонкие поры, и при достаточной скорости истечения, морская горькая соль не поспевает, но возникает некоторая разница. Так что колодезная вода тяжелее, а морская легче.

(79) Вопрос. Почему облака поднимают морскую воду? И почему, захваченная, она не проливается тотчас на землю? И почему в одних местах идут дожди, а в других нет?

Ответ. Послушай Давида, который поет о Боге: «Собирающий, как в мешок, воду морскую». В другом месте сказано: «Прикрепляющий воду к облакам в воздухе». Перед этим о Боге говорит и Иов, начинатель подвижничества: «Столп и Стена, и не распадается ниже Него облако из воды» — здесь нужно разуметь Божественное Вознесение Спасителя. Ибо облако простиралось под Его ногами, не способствуя Его подъему, но показывая Его существование. Некогда Он к Иову через мглу и облако, а также к Моисею говорил через наполняющееся облако, словно с помощью мехов или трубы. Божие повеление сверху было именно как изгнетение воды. Так, если кто в вино как в глубину поместит трубку, и если мех полон, то руками можно надавить, и по всей комнате вино распространится как облако, а из трубки оно будет изливаться на благо пьющему. Таково это излитие и течение.

(80) Вопрос. Если первоначально все было под водой и скрыто бездной, то как вода собралась в одно место и отступила, когда Бог сказал: «Да соберется вода в единую совокупность, и да появится суша»?

Ответ. Все удерживает Божия сила. Когда Он решил ввести воду в единую совокупность, тогда Он определил место, которое должно ее принять. Ибо не было до этого лежащего вовне [системе Мирового Океана] моря Гадира; не было великой не переплываемой корабельщиками пучины, воды, обходящей Вретанский (Британский) остров и западную страну Иверов (Испанию). Но когда Божия воля создала место, к нему стеклось много вод.

(81) Вопрос. Одно ли море, то есть место, где собираются воды, или много?

Ответ. Обирание воды одно, но много еще есть систем. Ибо есть озера на севере, и вокруг (где видно) Эллинской пучины, если следовать по Македонии, Вифинии и Палестине. Они явно собирают воду, а что в них много воды, никто не возражает, но мы их не называем воистину сущими морями, даже если они как море горькие и с размешанной солью, как Асфальтийское озеро в Иудее, и Севротинское, которое между Египтом и Палестиной идет через Аравийскую пустыню. Так же и Урканий, и Каспий, как думают некоторые в своих писаниях. Но следует внимать землеописанию очевидцев, что эти озера невидимым образом, хранясь в себе, стекаются в одно, как показывают, Чермное море, которое далее невидимо соединяется с Гадиром.

(82) Вопрос. Почему Господь назвал систему вод морем?

Ответ. Озера стоят сами по себе, окруженные вокруг землею. А моря назвал Господь, говоря: Море северное, Море южное, восточное Море, западное Море. И каждое море имеет собственное имя: Понт Евксинский, Пропонт, Елиспонт, Эгейское, Ионское, Сардонская пучина и другая — Си–килийская, Туринское море и тьмы названий морей, которые нам не хватит времени перечислить.

(83) Вопрос. Почему Моисей в начале книги Бытия говорит о земле, а в месте, которое мы рассматриваем — о суше? Разве земля — одно, а суша — другое?