Сочинения

При церкви св. мучениковъ былъ діаконъ Іоаннъ. Малолетняя дочь его Марія играла на окошке, при которомъ сидела мать ея и сматывала шерстяныя нитки съ веретена; потомъ по забвенію, какъ это часто бываетъ, занятая другими делами, она отошла отъ окна; въ это время ребенокъ полетелъ внизъ. Мать, услышавъ шумъ отъ паденія и вспомнивъ о дочери, подняла плачъ и крикъ, такъ что сбежались соседи и бывшіе въ храме, ибо домъ такъ прилегалъ къ храму, что входъ въ него и выходъ былъ чрезъ храмъ. Все думали, что дочь ея погибла, но пришедши нашли ее невредимою: она играла и наносила детскіе удары бывшимъ тутъ поросятамъ. Схвативши ее, повергли предъ гробницею святыхъ, какъ спасителей ребенка.

Накануне этого дня ночью діаконъ Іоаннъ, не отецъ девицы, но другой, имелъ замечательное виденіе. Этотъ Іоаннъ, будучи еще міряниномъ и живя въ Царьграде, подвергся болезни ногъ, — у него сохли колена. Императорскій врачъ и другіе столичные лекаря не могли помочь ему. Онъ отправился къ безсребренникамъ и получилъ исцеленіе. Въ благодарность за сіе онъ самого себя посвятилъ на служеніе имъ. Принявъ сперва монашеское постриженіе, онъ за добрую жизнь рукоположенъ въ діакона патріархомъ Іоанномъ, который ныне пасетъ Александрійскую Церковь [28]. — Итакъ, накануне имевшаго совершиться чуда этотъ діаконъ Іоаннъ видитъ во сне мучениковъ Кира и Іоанна и съ ними большое собраніе святыхъ, одетыхъ въ белыя одежды; они говорили ему: «иди съ нами и насладись будущаго торжества». Іоаннъ спросилъ: «куда идти и на какое пиршество?» Они сказали: «діаконъ Іоаннъ позвалъ насъ сегодня на обедъ и все мы будемъ у него есть». Сказавъ это, весь светлый соборъ святыхъ пошелъ и повелелъ мне следовать за собою. Я пошелъ за ними, съ ними обедалъ и съ ними опять возвратился». Удивляясь богатству обеда и своему виденію, онъ разсказалъ все діакону Іоанну, не понимая значенія своего разсказа, называлъ его счастливымъ и блаженнымъ, что онъ удостоился принять и угостить столькихъ и такихъ великихъ святыхъ. И это виденіе было совершенно непонятно, доколе совершившееся чудо не объяснило его.

Чудо 12.

Юліанъ, более теперь, чемъ прежде удивительный, изобилующій богатствомъ именій, не лишенный и стяжаній добродетели, знатнаго рода и всеми чтимый, двойную имевшій болезнь и двойное получившій исцеленіе, выступаетъ для повествованія; онъ еще находится въ живыхъ и всемъ разсказываетъ бывшее съ нимъ.

Юліанъ, владея богатствомъ еще въ юности, сделался рабомъ страстей, которыя пленили душу его. Прежде законнаго брака онъ имелъ незаконную связь съ женщиною, которую оставилъ по вступленіи въ бракъ съ другою. Отвергнутая имъ, изъ ревности, поднесла ему ядъ, чтобы лишить его жизни. Но ядъ не лишилъ его жизни, однако такъ повредилъ все члены тела, что онъ не могъ владеть ими. Это причинило родителямъ его тяжкую скорбь; а молодая жена его проливала горькія слезы. Врачи не могли оказать ему помощи. Родители прибегли съ молитвою къ Богу и святымъ мученикамъ. Божественные мученики, сжалившись надъ юношею, смягчили острыя боли его и дали отчасти движеніе рукамъ и ногамъ его, но полнаго здоровья не возвращали и на это была важная причина. Юліанъ былъ последователемъ еретика Юліана, епископа Галикарнасскаго [29]. Святые часто являлись ночью больному и увещевали присоединиться къ православной Церкви; часто приносили сосудъ съ пречистымъ теломъ и кровію Господа и, сами показывая примеръ причащенія, убеждали Юліана приступить къ св. тайнамъ. Но Юліанъ не склонялся на убежденія ихъ; тогда они опять связали руки и ноги его и усилили его страданія еще более прежняго. Онъ кричалъ, призывалъ, умолялъ мучениковъ о помощи. Когда же болезни сделали его более способнымъ къ убежденію, являются ему улыбаясь мученики и спрашиваютъ о причине его крика. Онъ объяснилъ имъ болезнь и просилъ о помощи; тогда мученики снова напомнили ему о православной вере и сказали, что онъ не освободится отъ страданій, если не отступитъ отъ ереси и не присоединится къ апостольской Церкви. Юліанъ просилъ уверить его сильнее. Тогда они простерли руки къ небу и съ великими заклинаніями подтвердили, что ни гаіанитовъ, ни феодосіанъ Христосъ не имеетъ или не считаетъ въ числе верныхъ и благочестивыхъ. Юліанъ уверовалъ и получилъ со здравіемъ души и здравіе телесное.

Мученики сделали ему наставленіе, какъ причаститься св. таинъ въ первый разъ; ибо онъ еще стыдился. Явившись ему во сне ночью, они сказали: «вотъ приближается Рождество Спасителя. Александрійцы, сыны и питомцы вселенской Церкви, совершаютъ это священное и честное торжество въ церкви Пресвятыя Девы Маріи Богоматери, называемой «феона». И ты взойди въ нее и, вместе съ верными, благочестно совершая праздникъ Рождества, присоединись къ псалмопенію, выслушай апостольскія чтенія, внемли и трубе священныхъ Евангелій и, по окончаніи Евангелія, выйди вонъ, по прежнему обычаю твоему, чемъ отклонишь подозреніе отъ себя (со стороны еретиковъ), оставайся на площади и ходя здесь, наблюдай за окончаніемъ службы. И когда увидишь, что все выйдутъ изъ церкви, тогда ты войди въ церковь и причастись св. таинъ». Юліанъ такъ и поступилъ. Но когда онъ причащался св. таинъ, наклонившись какъ следуетъ, вдругъ входятъ въ храмъ до ста клириковъ гаіанитской ереси, дабы помолиться по обычаю по выходе православныхъ. Видя Юліана причащающимся, они поражены были переменою, происшедшею съ нимъ, и кивали другъ другу. Онъ же, причастившись, увиделъ ихъ и закраснелся отъ стыда предъ ними, и когда стали его разспрашивать, то онъ разсказалъ имъ все, что сделали съ нимъ мученики. Такъ совершилось присоединеніе его къ Церкви, и онъ понялъ силу наставленія мучениковъ. За переменою души последовало и совершенное исцеленіе тела.

Чудо 19.

Одна женщина, по имени Стефанида, поражена была ракомъ, болезнью, противъ которой врачи оказались безсильны; жена обратилась съ молитвою къ Богу и св. мученикамъ и они исцелили ее не лекарствами невидимыми, но касаясь видимыми руками. Въ одинъ день, когда она стояла предъ гробницею мучениковъ и со слезами и воздыханіями молилась объ исцеленіи, вдругъ ракъ со всемъ его вредомъ отпалъ; многіе видели его по отпаденіи, ибо это было днемъ и многіе при этомъ молились. Этотъ ракъ былъ привешенъ вверху и многіе видели его и после [30]. Мы слышали это отъ нихъ и, уверенные въ истине, возвещаемъ.

Чудо 28.

Былъ некто Немезіонъ; онъ былъ крещенъ и считался христіаниномъ, но верилъ въ судьбу и занимался звездочетствомъ. Онъ наказанъ былъ лишеніемъ зренія по писанію: имиже кто согрешаетъ, сими и мучится (Прем. 11, 17). Самые лучшіе врачи не могли возвратить ему зренія; онъ оставилъ ихъ и ждалъ, что исцелитъ его судьба и онъ опять будетъ смотреть на теченіе звездъ; но и эта надежда не исполнялась; тогда онъ обратился къ мученикамъ Киру и Іоанну, думая, что чрезъ нихъ исполнится определеніе судьбы. Мученики не исполнили его желанія, наказуя его безуміе, но показали ему различіе между верою и неверіемъ.

Былъ беднякъ Фотинъ, который продавалъ овощи при храме трехъ святыхъ отроковъ. Онъ лишился зренія и прибегъ съ молитвою къ св. Киру и Іоанну. Явившись ему во сне, они сказали: «иди къ Немезіону; какъ только онъ положитъ руки на твои глаза, то немедленно получишь исцеленіе и увидишь светъ яснее прежняго». Но онъ боялся его, считая его высокомернымъ по его сану и гордымъ по богатству; когда же мученики явились ему дважды и трижды, повелевая сделать тоже, то онъ разсказалъ о явленіи ихъ некоторымъ въ храме; а эти пошли къ адвокату Киру, человеку благоразумному и христолюбивому, пребывавшему тогда въ храме святыхъ и разсказали ему о явленіи Фотину. Киръ и разсказалъ намъ [31] все это. Онъ пошелъ къ Немезіону и, объявивъ ему приказаніе святыхъ, убеждалъ исполнить его, хотя тотъ отказывался, называя себя грешнымъ и недостойнымъ для такого дела.

Пришедши къ гробнице святыхъ и много помолившись со слезами, Немезіонъ, коснувшись раки мощей ихъ, возложилъ руки на глаза Фотина и онъ прозрелъ и всехъ подвигъ къ прославленію, а Немезіона къ большимъ слезамъ, которыя оказались безполезными, ибо онъ не переменилъ своихъ мыслей. Фотинъ ушелъ, славя Бога, а Немезіонъ украсилъ мраморомъ часть стены близь гробницы святыхъ и изобразилъ на немъ Христа, Іоанна Крестителя, мученика Кира и себя при этомъ проповедующаго благодать.

Чудо 31.

Юноша феодоръ, после причастія св. таинъ, идя въ храмъ св. мучениковъ, не знаемъ почему, обиженъ ли кемъ былъ, въ сильномъ гневе, не только поносными словами, несчастный, оскорбилъ святыню, какъбы противъ сослужителя какого–то износя порицаніе, но и носомъ извергая воздухъ, издалъ такой громоподобный звукъ, что все бывшіе при этомъ вздрогнули. Известно, что язычники подобными носовыми звуками умилостивляли своихъ боговъ и кто изъ нихъ побеждалъ такими звуками другихъ, тотъ наиболее нравился демонамъ.