Сочинения

Сочинения

Сочинения

Похвальное слово Святымъ Архангеламъ, и Ангеламъ и прочимъ Небеснымъ силамъ

Переводъ съ латинскаго.

О, божественныя и невещественныя (безплотныя) Божіи Воинства! О, Умы, одаренные духомъ и разумомъ! Однако, лучше будетъ васъ постепенно и по чину возвестить и возвеличить и призвать въ молитве. О, вы, Серафимы, снабженные шестью крыльями [1] и въ первомъ чине небесныхъ Воинствъ поставленные, вашимъ жаромъ (рвеніемъ и любовью къ Богу) вы воспламеняете всехъ прочихъ Ангеловъ. Вы, которые, по причине непоколебимой стойкости и свободы отъ плоти и матеріальности, свойству, которое вамъ было придано оть вечности, и силы веденія и пламенеть, несете въ себе некій образъ Божественнаго подобія; вы справедливо именуетесь «вторыми светами», происходящіе въ силу озаренія отъ Перваго Света, поелику величайшее и безконечное сіяніе Троичнаго и Единаго Господства Онаго, свободнаго отъ какого–либо исчисленія, вы — насколько это возможно — непосредственно отъ Него пріемлете и делаете его пріемлемымъ для прочихъ Духовъ и Умовъ. Итакъ, по причине силы воспламенять и очищать, которой вы обладаете, и которой всякое зло и всякую нечистоту вы навыкли потреблять и очищать, — будучи обозначены именами «сожигателей» и «испепелителей», — молю васъ, внутреннія души моей предрасположенія (uccessus) очистите отъ скверны пороковъ и отъ тернистой матеріи, которая связана съ ними, и, спаливъ ее, внедрите въ мою грудь божественное слово; и после того, какъ мракъ сердца моего внутри меня будетъ изгнанъ и разсеянъ, просветите чувства моего ума.

О, вы, Херувимы, многоочитые и на четыре стороны обращенные, известные по внутреннимъ силамъ, присущей вамъ формы, отвечающимъ противоположнымъ другъ другу соотношеніямъ, именно — силой мыслительной и силой раздражительной; опять же, крепостію и небесной возвышенностію обильно и великимъ образомъ возвеличенные; вы — исполнены всей премудростію [2] (по каковой причине вы также именуетесь и источниками и родниками знанія); усовершенствуйте меня знаніемъ божественнаго слова, и такимъ образомъ воспламените меня на борьбу противъ древняго змія и великомощно возвысьте меня отъ земли на высоту.

О, Престолы, пламенеющіе ревностію, и неприступные, вы — которые являетесь престолами Величайшаго Бога, колесницей и упокоеніемъ Его, вы — выше всякаго низкаго и неблагороднаго и рабскаго положенія, потому что вы объемлете среди васъ Онаго Высшаго Царя всехъ; освободите меня отъ всякаго заблужденія и недостойнаго дела, и сотворите меня достойнымъ быть Божіей славы и величества.

О, достопочтенные Господства, ваше имя происходитъ на основаніи того, что въ вашемъ даре вы изобразуете Божественное Господство и воспріемлете общеніе въ небесныхъ благахъ самымъ непосредственнымъ образомь и безъ какого–либо препятствія; даруйте мне, дабы замешательства, которыя портятъ умъ, я бы возмогъ обуздать и былъ бы выше бесовскихъ ловушекъ, которыя тяжко вредятъ душе даже до последняго издыханія жизни.

О, Власти, которыя следуя наименованію, отвечающему вашему служенію, никакимъ волненіемъ не быть поколебленными, и которыя отъ Онаго Единаго Начала, отъ Котораго проистекаетъ всякое могущество, получили власть и твердость; — наделите меня силой на видимыхъ и невидимыхъ враговъ, которые нападаютъ на мою душу и имеютъ целью увести мой умъ въ свой пленъ, и силятся совратить мои стопы, такъ чтобы оне не шли по Божіему пути.

О, непоколебимыя и могучія Силы, вы, которыя, по причине твердости души и крепости и непобедимаго превосходства силы, носите въ себе начертаніе Божественнаго всемогущества и силы, — меня, слабаго и немощнаго, опояшите божественной твердостію и крепостію и сделайте способнымъ на то, чтобы оныхъ духовныхъ змей и скорпіоновъ я бы возмогъ мужественно попирать.

О, неведущія уклона или поползновенія Начальства, которыя безъ всякаго прекословія, пріяли отъ Божественнаго и Безначальнаго Главы всякаго начальства и ваше имя и достоинство начальства, и которыя являетесь возглавителями третьяго чина Ангеловъ, — помогите мне, верному (Богу) и окажите мне содействіе для того, чтобы я возмогъ восторжествовать надъ жесточайшими врагами и даже до конца неустрашимо и невредимо противостать имъ.

О, трижды святейшій и любимейшій и честнейшій Князь священнаго Небеснаго Воинства и воевода, Михаиле, корифей Ангеловь достойнейшій всякаго почитанія и похвалы и прославленія, ты, который некогда явилъ себя какъ вождь Іудейскаго народа и достовернейшимъ образомъ показалъ ему путь ведущій ко спасенію; и который имеешь некогда вострубить въ оную великую и страшную и оглашающую все концы вселенной трубу, при страшномъ звучаніи которой, бывшіе отъ века мертвецы возстанутъ изъ скрытыхъ хранилищъ земли, и земля, какъ вращающаяся праща [3] подвинется изъ своихъ основаній, и элементы растворятся, и солнце окрасится въ иной цветъ и помрачится на подобіе цвета власяницы; и полная луна обратится въ кровь; и звезды также, подобно тому какъ съ фиговаго дерева, во время сильнаго ветра, спадаютъ незрелыя смоквы, спадутъ съ неба на землю; и универсальный эфиръ (небесная сфера), какъ бы покрытый четырьмя рядами тучъ, обратитъ день въ ночь; и небо, на подобіе свитка, свіется и исчезнетъ; и всякая гора и долина, и островъ и городъ подвигнется со своихъ местъ; и великіе міра сего и мощные и вожди и судіи земли, какъ и весь остальной народъ, смирятся; потому что — какъ показываетъ это примеръ и въ нынешнія времена — люди, по причине тягчайшихъ скорбей и стенаній и скрежета зубовъ, будутъ умирать отъ страха и ужаса. Тогда те, которые до сего времени оставались въ живыхъ, въ одинъ моментъ, какъ бы въ одно мгновеніе ока, умрутъ и тутъ же изменятся [4]; и тогда море и реки и адъ, потрясенные великимъ страхомъ передъ нависшими бедствіями и ужасомъ, выдадутъ мертвыхъ, которыхъ они заключили въ себе; тогда праведники, по–истине, подъятые въ высь светлыми облаками, будутъ восхищены навстречу Господу Христу, для того чтобы пребывать съ Нимъ въ жизни вечной; а грешники будутъ отосланы въ муки, уготованныя для нихъ; и, вотъ, когда все эти ожидаемыя поразительныя вещи будутъ совершаться при звуке трубы, въ которую ты будешь трубить, тогда, о, Святый Архистратиже, наставниче заблуждающихся, возстановителю павшихъ, защитниче душъ, сохранителю телъ, бесовъ прогонителю, и всея твари просветителю, — тогда, молю тебя, тогда то не откажи мне быть вернымъ моимъ покровителемъ въ моемъ положеніи. О, святейшій Михаиле, ты — который Израильскій народъ, по Божію веленію перешедшій Чермное море, установилъ въ Обетованной земле, и вооружилъ Іисуса Навина на враговъ, и Моисееву скинію освободилъ отъ свирепаго врага, а также просветилъ души многихъ иныхъ Святыхъ, — и мои также внутреннія чувства просвети и озари душевное мое око; и сердце мое, волнуемое волнами этой жизни, сделай твердымъ; и умъ мой, склоненный къ земле, возвысь горе и къ небесному благому образу мысли; и руки мои разслабленныя укрепи въ борьбе съ опытными въ бореніи врагами; и омертвевшія мои стопы, которыя оставляютъ стезю ведущую къ небу, утверди; и шею мою, нагруженную грехами, подними; и мои зловонныя и гніющія раны исцели; и жаръ моихъ пылкихъ страстей и душевныхъ волненій угаси; и, наконецъ, позаботься относительно прочихъ тягостныхъ моихъ несчастій и трудовъ. И опять, тебя сущаго и по деламъ твоимъ и по имени, Михаила [5], я прошу и, насколько это въ моихъ душевныхъ силахъ, умоляю тебя: чтобы, когда я буду уходить изъ круга этой жизни, ты явился мне благорасположеннымъ и успокаивающимъ, и подъ покровомъ честныхъ твоихъ крыльевъ укрылъ меня и, восхитивъ меня отъ тяжкихъ и мрачныхъ адскихъ местъ, поместилъ меня въ чудесныхъ небесныхъ обителяхъ, возводя меня даже до дому Божію, во гласе радованія и исповеданія, шума празднующаго (Псал. 40, 5).

И ты также, божественнейшій и преимущественнейшій среди Ангеловъ, Гавріиле, ты — который являешься желаннейшимъ и добрейшимъ дарователемъ міровой радости и веселія; ты — который являешься наисведующимъ толкователемъ Божіихъ таинъ и всехъ благъ первейшій учредитель и распорядитель; ты — который, наконецъ, священныхъ служителей являешься предводителемъ и княземъ августейшимъ; вотъ, наставь мой умъ и сердце и направь ихъ на путь следованія во всемъ воле Божіей [6] и заповедямъ [7] Его; Ты — который Пророку Іезекіилю при реке Ховаре открыль оное, по–истине, божественное виденіе [8]; ты — который прежде безплодное чрево Елисаветы разрешилъ, по веленію Божіему, отъ узъ держащаго его безплодія и сделалъ ее плодоносной [9], — и мою также несчастную и бедствующую душу исполни известной благодатной красотой и внутренней радостью и светомъ; ты — который блаженнейшую и непорочнейшую и священнейшую и чистейшую душу Владычицы нашея, Богородительницы Маріи, радостнымъ и спасительнымъ Благовещеніемъ преисполнилъ безконечной радостью [10]; и печаль Евы и ея плачь твоимъ торжественнымъ обещаніемъ несомненнаго спасенія претворилъ въ радость; и кратко выразить: скорбь сего міра обратилъ въ радованіе; и когда одежда скорби была содрана, облекъ всехъ въ торжественное одеяніе радости; — также и я, о, Гавріиле, истинной радости устроителю и дарователю, — прошу тебя и умоляю: чтобы и меня, угнетаемаго тяжкимъ недугомъ (или: тяжкой печалью), ты милостивно посетилъ и исполнилъ божественной силой и духовной радостію, а также отъ адскихъ мукъ Веліала [11] и опасностей со стороны видимыхъ и невидимыхъ враговъ избавивъ, твоимъ ходатайствомъ и предстательствомъ предъ Богомъ, сочеталъ меня сонму праведниковъ и святыхъ; и, къ тому же, въ оныхъ местахъ, которыя обилуютъ всеми наслажденіями, въ безопасности поместилъ меня.

О, вы, остальные все Ангелы и Архангелы, сонмъ небесный, Воинство непреодолимое, полкъ доблестнейшій, множество огромное, армія неисчислимая, ликъ (хоръ) несравненный, величіе, которое выше всякаго оскуденія, радость неизреченная, торжество въ высшей степени восхитительное, мощь превосходящая всякое разуменіе, точность неограниченная, подвижность каковой нетъ подобной никакой иной, порядокъ безконечно–сложный (или: трудно–постижный), скорость невыразимая, существо неописуемое, слава не могущая быть постигнутой помысломъ ума, сила высшая всякой силы и крепости; вы — служители Царя всехъ; вы — и ветры и духи, и воды, и князи, и конница, и пехота, и діаконы (или: слуги), и апостолы, и проповедники, и пророки, и евангелисты, и толкователи божественныхъ вещей, и стражники, и защитники, и сохранители, и отгонители (хищниковъ), и собиратели, и путеводители, и судебные следователи и взвешиватели (нашихъ делъ и намереній), и производители расчетовъ, и попечители, и просветители, и помощники, и светочи, и светильники, и лампады, и горы, и долины, и облака, и судіи, и начинатели (судебнаго процесса), и докладчики, и адвокаты, и отразители обвиненій (нашихъ враговъ), и поборники за насъ, и божественный оплотъ и защита наша, и отраженія Бога и образы Его, и мореплаватели, и корабли и кормчіи (въ нашемъ житейскомъ плаваніи). Вы являетесь теми, которые направляете небо по наисовершеннейшему его теченію; которые въ скорейшемъ и стремительнейшемъ движеніи пересекаете воздухъ; которые наполняете небо и эфирь; которые присутствуете при каждомь человеке какъ его хранители и провожатые; которые волю Творца неуклонно исполняете; которые гласъ Его словъ непосредственно слышите; которые непрестанно возрастаете и преуспеваете и въ непрестанномъ возрастаніи восходите все выше и выше (потому что только Богъ, въ Которомъ не происходить никакого измененія, выше — какого–либо возрастанія [12]; которые именуются «небесными телами»; которые называются «Умами» и «Божіей Скиніей»; которые зоветесь «Углями» и «Колесами» и «Пламенями»; которые носите наименованія «Таинниковъ» и «Изъяснителей таинъ»; и про васъ говорится также, что вы — «Друзья Царя всехъ» и «Исполнители небесной музыки», какъ и «Служители Таинствъ» и «Слуги».