3.185. Епископу Павлу.

Нимало не смущайся, когда зловредные демоны во время молитвы особенно распаляясь гневом, наводят на душу полчище непристойных помыслов. Ибо и самые лютые змеи наиболее раздражаются и приходят в сильнейшее движение, когда слышат произносимый на них заговор. Так, самым сильным, действенным и страшным заговором служит для демонов трезвенная молитва. В то время, когда какой–либо праведный и благочестивый человек приходит к одержимому духом, тот бывает в большом смятении. Так и, когда поем псалмы и молимся, тогда демоны, мучимые и утесняемые, как бы от нашествия на них какого–либо праведного и неприязненного им мужа, опаляемые богочестивым нашим делом, мятутся и особенно неистовствуют. И, будучи не в силах сделать что–либо большее, мучат нас, как разженными стрелами, недозволенными помыслами. И если только не прекратим молитв и псалмопений, то в непродолжительном времени увидим, что они исчезнут пред нами, как дым.

3.200. Авве Афанасию.

Во время телесного недуга демон настраивает иных из братий советовать больному употреблять во врачество не только то, что можно найти, но и то, чего нигде не отыщешь, как например: сыр птичий, или кость только что зародившейся смоквы, или муравьиную селезенку. И в этом посмеивается он над легкомысленным и легковерным братом и вводит его в заблуждение, чтобы, оставив надежду на Господа, предался мертвым заботам, попечениям, печалям и грезам. Но не со всеми больными и не всегда демон поступает так, а только с наиболее неопытными в житейском, и то иногда.

3.241. Диакону Юлию.

Не ужасайся того, что ненавидящее нас демоны различно преображают душевную твою немощь, хотя бы она и весьма ожесточилась; а, напротив того, более всего вооружайся молитвенным служением Богу и псалмопением. Ненавидящее нас в том и подвизаются наипаче, ту и имеют цель, чтобы припадками, тяжестью и мучительностью какой бы то ни было немощи убедить самое сердце наше и ум оставить непрестанное памятование о Боге, как ни к чему не полезное. Посему сам ты, зная цель неприязненных, не бросай духовных своих оружий, но мужайся, благодушествуй, крепись и собирай все свои силы.

3.261. Чтецу Фоке.

Грехолюбивые наши помыслы и рой нечистых дел служат радованием для неистовства демонского. Но как скоро у нас появляется возможность отрезвиться и обратиться к человеколюбивому Христу — неприятели немедленно предаются сетованию, плачу и несносной печали. Почему и говорить Варух о злобе их: «яко же бо порадовася и возвеселися о твоем падении, такожде опечалится о своем запустении; и отсеку от нея веселие многонародства, и величание ея превращу в рыдание» (Вар. 4, 33. 34). Посему, прежде нежели отойдешь из этой жизни, прежде нежели соделаешься недоступным для похитителей, прежде нежели постигнет тебя смерть, старайся превозмочь высоковыйных демонов и их темные учения.

4.48. Сириану.

Искушением называется и сам диавол; искушение также и тот способ, которым враг навык искушать людей.

О молитве и псалмопении

1.24. Маркиану.

Спрашивал ты меня, почему, прежде омыв руки вне, потом входим в Господень дом молиться? В чувственном научайся мысленному. Как водою омываем телесные нечистоты, так молитвою просветляем душу. Ибо ни один человек не бывает чисть от греха, хотя бы по жизни мог вступить в состязание и с Моисеем, великим оным законодателем. Посему всякий человек ежедневно имеет нужду в молитвенных очищениях, так как молитва омывает всякую появляющуюся в нас нечистоту. На том основании, что когда мы пришли к вере, единожды омыты были Божественным Крещением, не позволительно верующему и православному креститься вторично. А на том основании, что прилипающие к нам из–за нашей невнимательности и из–за нашего нерадения скверны всегда необходимо нам очищать и стирать с себя и каждый почти час отбрасывать от себя как можно дальше; имеем мы нужду в этой бане — в сознании своих мысленных и чувственных, произвольных и не произвольных падений. Ибо, думаю, от нашего лица сказал Иов: «Аще измыюся снегоом, и очищуся руками чистыми, довольно в скверне омочил мя еси» (Иов 9, 30—31). Поэтому, как в продолжение целой жизни едим и пьем, так непрестанно должно нам и очищаться. Поскольку невозможно, чтобы нашелся какой–либо еловек совершенно безукоризненный и неоскверненный, то верь Пророку, который взываете: «Омывши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50, 9), — и Павлу, который пишет: Да приступаем к Богу «со истинным сердцем, окроплены умом от совести лукавыя» (Евр. 10, 22), и проч.