1.47. Феодориану.

Иные невежды и миролюбцы, подобные твоей бедности, увлекаясь страстью, просят у Господа в молитве здоровья, богатства, того, что служит роскошной жизни, просят и погибели враждебных им людей. Потом, не видя исполнения таких вредных прошений, впадают в неверье и жалуются на Бога. Также иные просят чего–либо другого и не получают того к собственной своей пользе: ибо не все то, что мы любим, непременно и полезно. Сказано: «о чесом помолимся, яко же подобаете, не веемы» (Рим. 8, 26). И начинают они тотчас роптать, огорчаясь и негодуя по причине безуспешности молитвы, и нередко, хотя по жизни достойны всякого осуждения, хотят, чтобы непременно услышал их Бог. Но не обязан ли ты благодарить и за то, что сподобился хотя бы «утренневать» только перед «Сотворшим всяческая» и беседовать с Ним в молитве? А ты, персть, не только не хочешь благодарить, но еще и укоряешь Творца своего. Теперь, по крайней мер, испытай себя, человек, и познай меру свою.

1.104. Монаху Созимиану.

Не узнаем, говорит святой Моисей, что принести нам в жертву Богу, пока не пойдем «путем трех дней в пустыню» (Исх. 8, 27). У нас под жертвою разумеется молитва, а пустыня есть некое состояние, свободное от неразумных страстей, относительно которого утверждаем, что в нем совершенство. Подобное сему, может быть, говорит Апостол. Ибо сказанное: «о чесом бо помолимся, яко же подобаете, не вемы» (Рим. 8, 26), — будет относиться к нам, пока не придем в бесстрастие и чистое состояние. А тогда, без сомнения, будем иметь не такие молитвы и понятия, какие ныне имеем, тревожимые сопротивными.

1.162. Феодору.

Не ленись каждый день, прежде нежели коснешься всякого дела, войти в молитвенный дом и воздать Господу молитвенный долг.

1.163. Феодору.

Посему то Бог, как некие пристани в море, воздвиг повсюду церкви, чтобы, сколько можно, избегая солености и бури житейских забот и укрываясь в церквах, насладиться нам спасительною тишиною и великим веселием.

1.194. Зодчему Трифону.

Доброе покаяние, усиленная молитва и призывание Бога в помощь делают благоухающим человека, сгнившего делами. Ибо человеколюбивый Владыка Христос принимает и нечистую молитву, с великим смирением приносимую устами нечистыми. И в этом да убедит тебя разбойник, который воззвал: «помяни мя, Господи Иисусе, егда приидеши во царствии Си». И немедленно услышал: «днесь со Мною будеши в раи» (Лук. 23, 42. 43).

2.112. Монаху Феофилу.

Будем не с места на место переноситься, как случилось и без разбору, но с терпением стоять на молитве, как сказал святой Моисей Израильтянам: «стойте, дерзайте, и зрите» помощь, «яже от Господа, юже сотворит вам днесь» (Исх. 14,13).

2.151. Докладчику Кинтилию.

Если, питая в душе любовь к Богу, услаждаешь себя пением, по преданию Апостолов, «во псалмех и пениих и песнех духовных» (Еф. 5,19), то готовы мы хвалить тебя за это. Таковое занятие полезно и поющего приводит в единение с Богом. Ибо, когда поешь с чувством и разумно, стараясь содержать в памяти Всесовершенного, тогда душа забывает гнусные и пагубные страсти, исполняется неизглаголанной радости и с любовью уже устремляется к Божественному, в Него одного спеша и усиливаясь погрузиться, и ничего видимого не предпочитая этой незримой красоте. Если же, обольщаемый диаволом, стараешься срамным сладкопением уловить сластолюбивые «женишца, отягощенныя» многими «грехами» (2 Тим. 3, 6), то готовы мы возгнушаться тобою за нечистое это намерение. Ибо «не красна похвала во устех грешника», как воскликнул один мудрый (Сир. 15, 9).