Кто не ожидает, что даст отчет в сделанном им, тот, конечно, будет держаться всякого порока.

1.244. Чтецу Элиану.

«Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея» (Рим. 7, 24)? Божественный Апостол не утверждает, что тело есть смерть, но называет смертью закон греховный, живущий в телесных членах и вследствие Адамова преступления кроющийся в нас и увлекающий душу к неправедной смерти.

2.8. Чтецу Астерию.

«Грех не вменяется не сущу закону» (Рим.5, 13), потому что, пока не приведен в полную ясность сущий в нас закон, повелевающий делать одно и запрещающий делать другое, согласно с понятиями о добре и зле, какие от природы запечатлены в нас, до тех пор не вменяется нам то, что грешим, ибо без закона грех мертв. Но как скоро по усовершенствовании поняли данною заповедью уяснен сущий в нас закон, немедленно отыскивается в нас стремление ко злу, и грех ожил.

2.120. Монаху Евлисию.

Порок пороком привлекается, и страсть часто сочетается с страстью. Потому что они сродны между собою, и одно худое содействует другому худому.

2.286. Децемвиру Зинону.

Без сомнения, безбожно и нечестиво утверждать, что зло бывает по природе, а не по произволению. Ибо, если говорит Писание, что «приложить помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8, 21), то должен ты знать истолкование сего изречения, а именно, что не по природе человек пристрастен к делам предосудительным и не вследствие тех естественных понятий, какие вначале Богом посеяны в уме нашем. Да не будет сего! Но написано: «от юности человека», — чем и показывается, что сие худое приобретено нами от диавольскаго всеяния и что легче всего склоняемся ко злу, обольщаемые врагом; потому что «враг человеке всея плевелы», — говорит Господь в Евангелии (Матф. 13, 25—28).

2.297. Ходатаю по делам Авксентию.

«Изведе же на свет сень смертную» (Иов. 12, 22). То есть Бог привел в ясность и для всех обнаружил скрывавшееся прежде внутри естество греха. Но, слыша о естестве, не подумай, как предполагают иные, будто бы грех есть какое–то живое разумное существо. Ибо грех обыкновенно и начинается, и снова прекращает свое бытие в человеческом произволении.

3.21. Дуксу Кастору.

Представь, что растленный мир есть пещера, в которой люди праведные живут, как некие земные Ангелы, а люди злые, гнездясь в указанной пещере наподобие пресмыкающихся, делают множество обид и затруднений блаженным мужам. Посему, если от сожительства с последними, от их терпения и увещаний злые со временем изменят зверство свое в человеческое состояние, то хорошо. А если до конца останутся неисправимыми, то в будущем понесут сугубое наказание: и за то, что вместо добродетели возлюбили порок, и за то, что не захотели соделаться лучшими от общения с праведными и по их вразумлению.

3.66. Палатину Карину.