Согрешая, навлекаем мы на себя Божии наказания и вразумления. Посему говорит Господь: се «Аз дам на люди сия болезнь, и изнемогут отцы и сынове вкупе» (Иер. 6, 21). А если и при этом будем прилагать грех ко греху, то Бог нашлет на нас и смерть Потому, непосредственно за сказанным, говорит еще: «сосед и искренний его погибнут». Поэтому убоимся и не будем небрежны.
3.67. Палатину Карину.
Не напрасно Пророки взывают в церквах, но чтобы, убоявшись Божия гнева, перестали мы грешить. Ибо сказано: поскольку воспротивился ты Господу и не покаялся, то «отверзе сокровища Своя и изнесе все сосуды гнева» (Иер.50,25), чтобы погубить всех пренебрегающих святыми словами.
3.93. Хартуларию Иринею.
;Поблажать греху и побуждать себя к оному — почитай собственноручным самоубийством и самым горьким умерщвлением. Потому что грех, как ядовитый змий, вкрадывается весьма тихо, а когда усилится, угрызает и с укоризною взывает сердцу: «прекрасно! прекрасно! я достиг своего!»
3.123. Пресвитеру Иринею.
Премудрый Соломон говорит приточно: «всяк пияница и блудник обнищает, и облечется в раздранная и в рубища всяк сонливый» (Притч. 23, 21); сонливым называя медлительного, слабосильного и ленивого для всякого полезного дела. А презревший Божии постановления оставляет хитон святого ведения, как пишет Евангелист Иоанн, «весь нешвен, свыше исткан» (Иоан. 19, 23), и светлую ризу нетления, облекается же в раздранное, многошвенное и безобразное рубище буйных и бесполезных вопросов, студа и злонравия.
3.193. Диакону Терентию, падшему и по прошествии долгого времени покаявшемуся, как должно.
Говорил ты: погиб я, по Писанию (Лук. 15, 17), устранился от добродетели, по великому неразумию соделал для себя чуждыми Божественные преуспеяния. И остается ли мне еще какое чаяние и упование спасения? Прекрасно сказано тобою это. Но не хочешь ты размыслить о другом, также начертанном на священных столпах, ради восстановления низверженных и утешения истощенных? Ибо сказано: «стояще бяху ноги наша во дворех твоих, Иерусалиме» (Пс. 121, 2). То есть, в естественном состоянии были душевные ноги, но от какой–то невнимательности поколебались стопы наши и оказались мы вне Божественной ограды. Добровольно совлекли мы с себя достоинство образа Божия, отложили добрые помыслы, лишились помощи свыше, понятия наши рассеялись, раздробились на многие части, преодолела и поглотила нас духовная смерть; а подобно сему поглощены мы и демонами. Однако же смотри, как после всего этого взывают к нам Божественные слова: «живу Аз, глаголет Господь, разорители и опустошители твои уйдут от тебя. Возведи очи твои и посмотри» благие помыслы — сыны твои: «все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь, всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста. Ибо развалины твои и пустыни твои, и разоренная земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей, и поглощавшие тебя удалятся от тебя». Посему «Дети, которые будут у тебя после потери прежних, будут говорить вслух тебе: `тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить'. И ты скажешь в сердце твоем: кто мне родил их? я была бездетна и бесплодна», была отринута, ненавидима прежде и извержена Господом Богом моим. «кто же возрастил их? вот, я», то есть окаянная, грехолюбивая душа, «оставалась одинокою; где же они были?» (Ис. 49, 17—21). Вот, говорит Бог, грехами вашими «продани бысте» (Ис. 52, 3), потому что сами это соделали по своему хотению, по собственной воле. Посему, если по своей воле стали вы под рукою диавола, то, без сомнения, по своей воле возможете также и освободиться от мучительства самого жестокого властелина и прибегнуть к Истинному Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Ему принадлежать и служить, по написанному: «обаче Богови» и Тому единому «повинися, душе моя. Ибо Той Бог мой и Спас мой», и великий «Заступник» (Пс. 61, 6. 7). И священный Иаков говорит в послании: «повинитеся убо Богу, противитеся диаволу, и бежит от вас: приближитеся Богу, и приближится вам» (Иак. 4, 7—8). Ибо, говорит Давид, «мне прилеплятися Богу благо есть, полагати на Господа упование спасения моего, а не отчаяватъся» (Пс. 72, 28).
3.217. Траяну.
Не надобно пренебрегать незначительными, по видимому, падениями, как малыми, потому что и малый грех может довести человека до великих беззаконий и весьма много повредить ему. Посему остерегайся и малых страстей душевных, чтобы грехами, которые почитаются малыми, не быть вовлеченным в самую бездну глубокого повреждения.
4.8. Диакону Флорентию.
Душа, оставленная Богом, рассевается и развлекается всяким родом и видом грехов; почему говорит Господь: «и разсыплю тя в странах, и разсею тя во языцех» (Иезек. 22, 15).
4.18. Иподиакону Приму.