Допытывался ты, как Бог пренебрегающих заповедями Его предает в страсти бесчестия и в дела, крайне рабские и нечистые, по сказанному Апостолом: «и предаде их Бог в страсти безчестия» (Рим. 1, 26) и в начинания худые? Посему, если бы кто сказал: этого человека вринуло в ров солнце, которое не было видимо; выслушав это, заключим из сего не то, что само светило столкнуло в ров человека, не хотевшего видеть его, но что причиною падения в ров было то, что человек не воспользовался светом. Так и Бог не внимающего законам Его и угрозам, и светозарным заповедям, отринув, ввергает в ров греха.
4.44. Зосиме.
Грех истощает и сушит, а вера во Христа делает цветущим и не посрамляет человека, несомненно и безропотно уповающего. Ибо написано: «поскольку же их смиряху, толико множайшия бываху» (Исх. 1, 12).
О духовном наставнике, о послушании и советы наставникам
1.33. Монаху Софронию.
Не желай, чтобы настоятель твой был премудр в слове, потому что премудрые в слове не бывают непременно и благоугодными Богу. Но ищи того, чтобы тебе, думающему о себе, что ты исполнен мирской мудрости, быть до конца в послушании у простеца. Тогда украсишься венцом смиренномудрия и нимало не поддельной подчиненности. Твоему послушанию и скромному о себе образу мыслей нимало не повредит великая простота аввы твоего в слове, произносимом устно.
1.237. Сосандру, главному правителю дел.
Послушание Божие повелению обыкновенно дарует жизнь и бессмертие, а непослушанию— мертвенность и тление. Посему, когда Адам, преслушав Бога и вкусив запрещенного, навлек на себя смерть, Бог облек его в кожаную ризу, чтобы он помнил и не забывал свое преступление, а также смертность, и тленность, какие навлек на себя. Потому что кожаные ризы смертного тела означают мертвенность и тление.
2.5. Чиновнику при градоначальнике Валху.
«Не сейте на тернии», — говорит пророческое слово (Иер.4, 3), то есть слов Божиих не вверяйте людям многопопечительным и сластолюбивым. Потому что терниями Божественные законы именуют развратные удовольствия и бесполезные для души заботы.
2.63. Игумену Григорию.
Великий священнотаинник Моисей, водрузив кущу свою вне стана, дал разуметь, что учителю надлежит быть вдали от шума брани и не приближаться к мятущемуся полчищу, но вступить в жизнь мирную и небраннолюбивую.
2.64. Монаху Феодору.
Если выю души своей подклонил ты под иго всехвального послушания, то не любопытствуй узнавать причины распоряжений настоятеля, а только старайся с усердием делать то, что тебе приказано, хотя будет это тяжело и трудно. Ибо любопытство узнать причины распоряжений наставника и желание дать оценку его приказаниям служат препятствием твоему преуспеянию. То, что кажется правдоподобным и основательным неискусному, конечно, может не быть основательным на самом деле. Ибо о деле искусства иначе судит художник, а иначе — несведущий. Для одного правилом служит его сведение, а для другого — кажущаяся вероятность. А правдоподобное в немногом сходится с истиною, во многом же расходится с нею, имея более сродства с обманом, нежели с правдою.
2.108. Монаху Марину.
Во врачебнице настоящего века много больных и расслабленных: не всем пригодно одно и то же лекарство, не всем прилична одна и та же трапеза. И врач назначает каждому особый способ лечения, особый образ жизни. Этот больной, говорит он, пусть чаще услаждается медом, а другой пусть поморщится от горечи полыни, и иной пусть отведает и невкусной чемерицы. И с каждым обращаться будет по особому, как с кем должно. То есть: этот да проводит жизнь в приятности добродетелей, радуясь и благоуспевая, а другой, часто вразумляемый горечью и суровостью оставлений Богом и проливая слезы, тем да привлекается ко спасенью. Один да увеселяется всегдашним успехом в достижении согласного с его желанием и намерением, при успешности беспрепятственно совершая путь временной жизни. А другой, при тысячах преткновений, скорбей и печалей, едва наконец да восприимет освобождение и совершенное избавление от зол. Ибо я, как обращающий внимание на сокровенное, знаю, что каждому полезно; и с каждым поступить так, как полезно для души его.
2.166. Епископу Имитию.
Ничто не приводит так к неизбежному мучению, как то, если многих соделаешь соревнователями худых своих дел. Ибо погибель подражавших епископу обращается в приращение наказания худо учившему в церкви и явно делающему достойное осуждения. И если даже иные отказываются от подражания как постыдного, и тогда епископ подлежит немалому осужденью за то, что стал учителем худого, хотя водившиеся целомудренным помыслом, признав то, чему он учил, предосудительным, и избежали худого.
2.237. Магистриану Дамиану.
Веруешь ты, как знаю, что есть Небесный Владыка, и весьма заботишься о том, чтобы сподобиться Его человеколюбия. Поэтому, если желаешь, чтобы милосерден был к тебе Господь, будь и ты милосерден к слугам своим.