Хотя и весьма далек я от добродетели, говорил ты о себе, однако же всех добродетельных мужей усердно хвалю, принимаю с рукоплесканиями и прославляю, особливо же великого безмолвника Руфина — этот небесный и христоносный сосуд. Посему знай, что принимающий питомцев добродетели немалую приобретает выгоду, а после венцев, какие даны будут им, получает вторую награду. Что же касается упомянутого тобою мужа — и я постарался стать его другом и хвалителем.

4.21. Каллиопию.

Какая прекрасная и чудная взаимность, когда и человек спешит на служение Богу, и Бог без замедления приближает к Себе Своего служителя, искренно и неложно старающегося благоугождать Владыке! Подлинно вожделенно трепетать и страшиться, чтобы не быть лишенным вечной жизни и озарения Святаго Духа.

4.52. Молчальнику Руфину.

Блажен ты в своем безмолвии, безмятежии и в глубоком бесстрашии, поскольку презрел все превратное непостоянное в этой тленной жизни, вошел в спокойную пристань, приветствуя прекрасный тамошний край, бежал от моря и от преследующих одна другую волн человеческого злострадания, и одну только имеешь у себя заботу: как благоугодить Владыке Христу, как с Ним прославиться и соцарствовать.

Обличения прегрешающих монахов, священнослужителей

1.43. Софронию.

Подначальный, предлагая братству и начальствующему не принимать больше ни одного брата, заслуживает более осмеяние и делается игралищем диавола. Ибо какой тебе вред от умножения братства, если в лице многих братий, как сказал Апостол, «упреумножися» (1 Тим. 1, 14) и возросла благодать Святого Духа?

1.68. Церковному ходатаю Фрументию.

Пловцы и кормчие употребляют все меры, чтобы переплыть море и войти в пристань. А ты и мореплавателей всегда превосходишь тем, что часто вдаешься в треволнения житейских дел, ходя по торжищам и судебным местам под предлогом попечения о церковных делах, а в действительности по ненасытной любостяжательности и ради несправедливого сбора.

1.80. Диакону Евгению.

При чтении Писания вдаешься ты в гордость и величаешься, надмеваясь своими умозрениями, вместо плодов услаждаясь тем, что собираешь одни листья и насмехаешься над не имеющими ведения. Но это в состоянии часто делать и лицедеи. Пожелай лучше благоугодными Богу делами убрать и украсить душу свою. Ибо сказано: горе книжникам и фарисеям (Матф.23), лицемерно присваивающим себе изучение блаженных словес: «глаголют бо» полезное, «и не творят» того (Матф.23, 3). Поэтому прежде сделай, а потом учи.

1.92. Диакону Вавиле.