Перестань, наконец, притеснять и мучить людей малосильных. Достаточно того, что есть Бог, Который будет судить прегрешения. И никак не избегнет воздаяния от Бога человек, презирающий нищету, небоязненно нападающий на нищего.

1.140. Антонию.

Если богатство слепо, то слепы, может быть, и слава, и уважение. Посмотри на этого знатного чиновника Конона, который ни делом, ни словом никому никогда не принес никакой пользы, который никогда не хотел даже и знать, что такое добродетель, и напрасно прославляется, без причины сопровождается рукоплесканиями людей, большею частью подлых и несмысленных, хотя и надмевается этим и безмерно превозносится.

1.141. Знатному чиновнику Конону.

Несправедливо ты обогащаешься, присваивая себе славу, принадлежащую другим. Дивлюсь я, смотря на это достойное смеха зрелище и видя, что людей достойных удивления злословят, негодных же прославляют. И это, думаю, демонское ухищрение. Посему, чтобы тебе, много прославляемому даром, не быть сильнее наказанным в будущем, умоляю тебя упражняться более в делах добродетели, чтобы благовидно и должным образом воспринять славу.

1.158. Декуриону.

Если хочешь быть начальником области, то обесславишься, а если смиришь себя самого, то будешь помилован. Ибо написано: «Бог изливаяй безчестие на князи, смиренныя же исцели» (Иов. 12, 21).

1.159. Криспу, дворцовому стражу.

Иные, сверх должного напрягая мысль в намерении постигнуть нечто большее, отпали от истинного ведения и впали в ведение ложное. И «сие суета», как говорит Соломон (Еккл. 2, 15).

1.180. Ритору Амфиктиону.

Получив большой прибыток, пользуясь жирною трапезою и почестями, которые выше твоего достоинства, не очень беснуйся, но ожидай переворота и умерь свою надменность. Ибо нет ничего столь непрочного, бессильного, жалкого, как счастье человеческое.

1.207. Правителю дел Фирсу.

В том, что о каждом произносится суд по наклонности его к худому или к хорошему, да убедят тебя как Иуда, в одну ночь сделавший себя чуждым жизни тем, что предал Учителя, так и разбойник, во мгновение приобщенный жизни. Ибо не помянуты будут беззакония человека, который не замышлял решительного богоотступничества и не имеет лукавого сердца, исполненного неверия и малоумия. Сказано: если обратится, «жизнию поживет, и не умрет» (Иезек. 18, 28).

1.241. Друсиллиану.

Если, имея болезненное тело, делаешь такие зверские и бесчеловечные дела, то каким сделался бы ты, получив крепость и силу? Посему Господь, провидя убийства, которые готов ты совершить, невыразимое твое неистовство, наперед связал тебя узами и нуждою многоболезненной и многосложной немощи.

1.247. Председателю Гликадию.

По имени называешься ты Гликадием (т. е. сладкий), а по нраву — кислый и неприятный.

1.273. Знатному чиновнику Фаллиану.

Иные с радостью и усердием скорее принимают от монахов приказания, нежели сами дают приказания им. Ибо знают, что повинуются Богу и Ему воздают благодарение, и, чествуя по достоинству монахов, почтены будут Богом. А ты тяжкими приказами, как невольников, обременяешь живущих близ твоего селения аскетов. Как же мне назвать тебя христолюбивым?

1.284. Градоправителю Проклу.

По Божию смотренью, не дано тебе ни свободного дара слова, ни обилия и множества мыслей, ни богатого имения, ни телесного здоровья. Ибо, если и лишенный всего этого, ты все попираешь своими помыслами и широко открытыми устами, неудержимым языком непрестанно бьешь воздух, говоря то, что ни для чего не полезно, удовлетворяя только своему тщеславию и человекоугодию и пленяя тем бедных женщин, то чего бы ты не наделал, обладая тем, чего так кстати лишен?