Если, имея болезненное тело, делаешь такие зверские и бесчеловечные дела, то каким сделался бы ты, получив крепость и силу? Посему Господь, провидя убийства, которые готов ты совершить, невыразимое твое неистовство, наперед связал тебя узами и нуждою многоболезненной и многосложной немощи.

1.247. Председателю Гликадию.

По имени называешься ты Гликадием (т. е. сладкий), а по нраву — кислый и неприятный.

1.273. Знатному чиновнику Фаллиану.

Иные с радостью и усердием скорее принимают от монахов приказания, нежели сами дают приказания им. Ибо знают, что повинуются Богу и Ему воздают благодарение, и, чествуя по достоинству монахов, почтены будут Богом. А ты тяжкими приказами, как невольников, обременяешь живущих близ твоего селения аскетов. Как же мне назвать тебя христолюбивым?

1.284. Градоправителю Проклу.

По Божию смотренью, не дано тебе ни свободного дара слова, ни обилия и множества мыслей, ни богатого имения, ни телесного здоровья. Ибо, если и лишенный всего этого, ты все попираешь своими помыслами и широко открытыми устами, неудержимым языком непрестанно бьешь воздух, говоря то, что ни для чего не полезно, удовлетворяя только своему тщеславию и человекоугодию и пленяя тем бедных женщин, то чего бы ты не наделал, обладая тем, чего так кстати лишен?

1.297. Председателю Севиру.

Не переменяет Ефиоплянин «кожу и рысь пестроты своея» (Иер.13,23), но ты можешь, если захочешь, избавиться от потемненного нрава и смыть с себя пятна многоликого порока.

1.303. Правителю дел Сосфену.

Мало в тебе, как узнаю, и рассудительности, и смысла. Если о богоносном муже Иоанне, епископ Константинопольском, заключаешь, что он человек гневливый и любящий обижать, потому что поражает словом своим согрешающих и сильно нападает на страждущих грубостью и бесчувственностью, то следует тебе то же сказать и о Крестителе Иоанне, потому что иных ядовитого нрава людей называл он «рождениями ехидновыми» (Матф.3, 7). И об Апостоле тогда следует судить, что он обидчик, потому что Галатов дважды назвал «несмысленными» (Гал.3, 1—3). И Пророков признать подлежащими обвинению за причинение обид, потому что существам разумным давали имена «коней женонеистовых» (Иер.5, 8), псов, кусающих тайно, волков, воронов, сими обличениями побуждая исправиться подвергшихся преткновениям. Что же скажешь о Боге и Промыслителе всех Христе, смиренномудренном и Своею тихостью и кротостью превзошедшем всякую кротость, когда услышишь, что беззаконников называет Он безумными, слепыми, сынами диавола, плевелами, псами, свиньями, дает им и другие язвительные имена?

2.6. Чиновнику при градоначальнике Валху.

Дом души твоей от пола до самой крыши наполнен гноем, битыми черепками, нечистыми рубищами, мертвыми костями и землею. Поэтому, как же упрашиваешь, чтобы я внес и положил в духе твоем царские сосуды досточестных учений, когда внутри его вовсе не отыщется никакого не занятого места? Но отрезвись хотя с нынешнего дня и порадей сколько–нибудь о себе самом. Ибо, если хотя мало потрудишься, чтобы очистить сердце свое и украсить его благолепно, то и я с готовностью окажусь послушным тебе, предложу душеполезные слова, и мысленный твой дом наполню Божественными драгоценностями.

2.18. Сатрапу Пантониму.