Для чего, живущим у тебя в доме иудеям доставляя пропитание и одеяние как бы не от доброго сердца, желаешь этим показать, что расточаешь имение на людей, тебе чуждых, пришедших со стороны, не имеющих с тобою никаких сношений, лукавых и пустых?

2.37. Асклипиодоту.

Какая тебе польза властвовать над слугами, а похотям раболепствовать, как немилосердым госпожам?

2.137. Знатному сановнику Ликургу.

Но предвещаю тебе нечто горестное и крайне неприятное: в скором времени умрет дорогой наследник твой, которому ты заживо, в здравом уме и в полных силах, письменно завещал все, тебе принадлежащее, и получит в наследство не больше, чем три локтя могилы. И, конечно, придешь ты в изумление, смотря, как юного погребают прежде многолетнего старца. Но, может быть, и не изумит тебя это, и не покажется тебе странным, потому что видал уже и прежде, что то же случилось и с другими знатными: с Аристофаном, с Крискентием. Но, по крайней мере, теперь отрезвившись, как должно, положи конец великой своей ненасытности, и не о наследнике плачь, потому что он должен умереть, но проливай слезы о грехолюбивой своей душе и займись исправлением себя и добрыми делами, прежде нежели сойдешь со сцены настоящего века и поступишь туда, где ни один из умерших не найдет уже места оправданию своих падений, где ни друг, ни раб, ни сродник не в силах будет оказать защиту или помощь мучимому вечно.

2.143. Лавсу, главному правителю дел.

Не имея у себя братьев, не нажив и детей, кому, не зная сытости, копишь золото? Чем большее у тебя сокровище, тем большее и тягчайшее готовится тебе вечное мучение. О, если бы такое богатство в свое время перешло в пользу мужей богобоязненных и преподобных, по написанному: без сытости собирали иные серебро, «от него же» не вкусят (Иов. 20, 18); «а яже сии собраша» с великой неправдой, «праведницы поядят» (Иов. 5, 5)! Но думаю, не будет сего с тобою, потому что ты не достоин того. Напротив того, увидишь, что сбывается с тобою народная пословица, которая гласит: владельцев талантов поедают рукоплескатели.

2.146. Правителю дел Афродисию.

Неужели думаешь утаиться от нас, будучи человеком злонравным и коварным, привыкнув строить козни многим превосходным и добрым мужам и прикрываясь личиною добротолюбия? Ибо вот по плодам познаем дерево, и никак не скроется волк, одевшись в овечью кожу; ибо легко будет он узнан по зубам и когтям. Да и Писание говорит: «якоже рябка, уловленая в клетце, тако сердце гордого» (Сир. 11, 30). И о тебе все знают, что действительно ты горд и завистлив: змей, угрызающий молча, и пес, кусающийся не лая, хотя ходишь всегда скрытно, как человек злонамеренный, самый нетерпимый и лицемерный. А те, кому ты строишь козни, имеют нужду в Божией помощи, чтобы и им можно было сказать словами девяностого псалма: «Яко Той избавит нас от сети ловчи, и от словесе мятежна» (Пс.90,3). Ибо против кого злоумышляешь, тех молча ввергаешь в смятение.

2.154. Ходатаю по делам Ориону.

Горе тебе, злосчастнейший и преокаянный человек, что за малое и преходящее удовольствие вымениваешь себе вечный пламень! Горе тебе, бесчувственный и несмысленный, что, «творя волю плоти» (Еф. 2, 3), а чрез нее впадая в постыдные страсти и порабощаясь лукавым делам, изринут будешь из оного бессмертного блаженства, и бессмертно будут во аде бичевать тебя огненными бичами немилостивые ангелы! Ибо из ангелов одни кротки, человеколюбивы, милосердны, сострадательны, а другие суровы, угрюмы, страшны, неумолимы, жестокосердны, немилостивы.

2.167. Председателю Онисиму.

Что ненасытно собираешь и почитаешь своим приобретением, то не твое, потому что перейдет к другим лицам. Труд — твой, а имение — чужое. Итак, почему же чужое присваиваешь как собственное, сам себе готовя вещественные путы, и навлекаешь на себя горестный о тебе вопль Пророка? Ибо говорит Пророк: горе собирающему не «сущая его, и отягчающему узу свою тяжце» (Аввак. 2, 6)! Он имущество свое погубит, а себе за ненасытный нрав уготовит вечное мучение.

2.168. Бывшему епарху Тавриану.