Управляющие подчиненными законно и, по слову праведного, со страхом Божиим чествуются и в досточтимом Писании, и они блаженны и в настоящей, и в будущей жизни. А все поступающие подобно твоему неразумию, у которых судилище души в бездействии, тогда как вручено им правление народом, жалки, будучи такими и при таком сане. И они осуждены Богом, хотя и думают о себе, что судят других. Их ум, созданный по образу и подобию Божию и поставленный начальствовать, не восседает уже на высоте начальства, но, вернее сказать, низложенный с начальнического места, поставлен уже в ряду подчиненных, или даже осужденных.

2.255. Царю Аркадию.

Как же желаешь увидеть Константинополь избавленным от частых землетрясений и запалений небесным огнем, когда в нем совершаются тысячи нелепостей, когда великой свободой пользуется порок, когда изгнан из него столп Церкви, свет истины, труба Христова, блаженнейший епископ Иоанн? Как же вызываешь и меня приносить молитвы о городе, колеблемом Божиим гневом и ежедневно ожидающем громовых ударов свыше, когда я сам попален огнем горести, потрясен помыслами и мысль во мне убита чрезмерностью того, что в настоящее время сделано в Византии беззаконно?

2.256. Криспу, возвратившемуся из плена.

По милости Божией, избавившись от горького владычества варваров, почему так скоро засыпаешь в беспечности и не умилостивляешь чудесно Избавившего тебя из руки чуждых и нечестивых, но еще более поработился многим грехам?

2.262. Знатному чиновнику Илие.

Расхитив прежде столько чужих имуществ, для чего теперь, когда малая часть похищена у тебя более сильным, чем ты, скорбишь, приходишь в гнев и скрежещешь, человек, зубами?

2.289. Заседателю Фессалию.

«Не буди рука твоя усердно простерта на взятие», а на «отдаяние» нуждающимся «согбенна» (Сир. 4, 35). Но пусть она как охотно принимает прибытки маммоны, так охотно и раздает на издержки имеющим нужду.

2.290. Заседателю Фессалию.

Если, употребляя в свою пользу и содержа в своей власти других, думаешь исполнить заповеди Господа и творить милостыни, то пожалей более всего тех, которые терпят обиды и воздыхают от твоего великолепия.

2.291. Заседателю Фессалию.

Познай, что ты согрешил, и загладишь грехи свои. Соделайся обвинителем себя самого, бей в перси и говори: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лук. 18, 13), — и улучишь спасение. Примем и исповедь твою, и смиренномудрие твое.

2.306. Нерону, магистру и бывшему ипату.

Сказано: кто поступает лукаво, тот не ожидай, что «обезвинится» (Притч. 16, 6), прогневляя Господа. Посему и ты не избежишь наказания, но подвергнешься оному, хотя и думаешь уже избежать, хотя и предполагаешь, что Бог не смотрит на твои злые и безбожные дела, хотя и думаешь, что превозмог ты Надзирающего над всем. Но, конечно, ты будешь побежден и при исшествии своем из жизни ознакомишься с падением неисцельным.

3.10. Елпидию, золотых дел мастеру.

С усердием изготовляешь ты довольное число чужих украшений из неразумного золота, а не хочешь себе изваять украшения добродетелей. Ибо, приняв от Бога золотую вещь — душу, чрез нераденье свое ты сделал ее каменною и свинцовою, ввергнув в горнило бесполезной и бедственной жизни. От этого обязательно последует, что по собственному произволу потонешь ты в море заблужденья и исчезнешь в пучине греха. Ибо не укрылись от нас нелепые дела твои, но хотя бы теперь убойся того, о чем говорится в песне песни, в которой Моисей за неисправление худых нравов предает позору Египтян, подобно тебе, подавленных собственною злобою. Ибо говорит: «погрязоша, яко олово», мерзкие Египтяне «в воде зельней; погрязоша в глубине, яко камень» (Исх. 15 10. 5).

3.31. Знатному чиновнику Пионию.

Поскольку ты сын искреннего друга моего, блаженнейшего Евкарпия, то, весьма заботясь о твоем спасении, о твоей доброй славе, пишу полезное для тебя. Посему отложи золотые перстни и два браслета, который у тебя на руках, и подари их лучше будущей законной твоей сожительниц. А если и супруга твоя будет благонравна и целомудренна, то, думаю, не возьмет этого и она.

3.99. Трибуну Иродоту.

Неоднократно ты был побеждаем и попираем грехом, состарился уже во грехе и осуетился по неразумию. Но, отрезвившись теперь, прииди в познание, укрепись призыванием имени Спасителя нашего Иисуса Христа, порадей о себе прежде, нежели умер ты, человек, сокруши сокрушившего тебя, победи победившего тебя диавола. Ибо у Исаака сперва родился осуетившийся Исав, а потом победивший страсти Иаков, запинатель злонравных. Добрым умозаключением да будет побежден опередивший лукавый помысл.