Богодухновенное Писание олицетворяет и многие неодушевленные вещи, например: «море рече» то и то, «и бездна рече, несть во мне» (Иов. 28,14). И еще: «небеса поведают славу Божью» (Пс. 18, 1). И мечу повелевает Господь насытиться плоти и крови; у гор и холмов спрашивается о причине их скаканий (Пс. ИЗ, 6). И спрашивается: «что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?» (5). А если сие так, то для чего выставляешь мне на вид сказанное в Притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Прит. 8, 22)? Соломон сочиненную им книгу назвал «притчами и темным словом» (1, 6). Ибо одно есть сказанное притчами, прикровенное и порождающее многие разумения, и иное — изложенное явственно, не прикровенно, ясно и точно.

А ты, по причине поврежденного душевного зрения отвратившись от светлого апостольского учения, обращаешь внимание на темные гадания. И какое имеешь в этом оправдание? Посему намеревался было я разъяснить тебе предлагаемое в притче, но, так как ты крепко усыплен неразумным предубеждением от влитого в тебя арианами яда, удержал я движение пера. И предлагая один сей совет, если только будет он принят, — верить ныне больше проповеди Евангелистов и Апостолов, нежели арианам, которые вредоноснее ядовитых змей. Впрочем, уверен я, что ни малой пользы никому не принесет тот, кто обращает речь к ушам омертвевшим.

1.72. Ритору Аполлодору.

Ты сказал: «Потому множество варваров вторгается часто в римскую землю, что не все хотят и не все стараются служить жертвами еллинским богам». Поэтому знай со всею ясностью, говорю тебе без всякого покрова, что и набеги варваров, и землетрясения, и пожары, и все другие горестные события не по иному чему совершаются, как по лукавству злобы и несмыслию людей, подобно тебе, суеверных и злочестивых. Они не прекращают идолослужения, но каждый день в городских предместьях приносят жертвы губительным демонам и после спасительного пришествия Христова и по воссиянии света ходят во тьме, подобно слепым, в полдень осязающим стены. Но, о, если бы хотя впоследствии мог ты познать, как божественный Моисей осмеивает душу, которая и по окончании времени скверны ее источает еще кровь (Лев.15, 25)! Ибо прежде, за несколько дней до сего, подавал ты надежду на то, что проповедью Христовою очистишься от идолобесия, а теперь снова, к несчастью, переменившись, обагряешься кровью мерзких жертв болванам.

1.114. Евандрию.

Многих православных заставляешь смеяться над тобою, называя басни таинствами. Впрочем, всякая ересь, блуждая вне Церкви Христовой, бредни свои именует таинствами. Так и манихеи таинствами и сокровищем благ называют книги злочестия и беззакония: ибо «деется уже тайна» погибели (2 Солун. 2, 7).

1.185. Архидиакону Левкадию.

У святых в обычае благодарить Бога, повсюду являющего через них благоухание полезного душам ведения. А ты вместо благоухания «кадишь отребы» (Посл. Иер. 42), подобно тем женам, о которых упоминает Пророк Иеремия в послании своем к пленным в Вавилоне. Ибо чем отличается от дыма распространенный тобою слух, и возмутительный, и никому не полезный?

1.186. Архидиакону Левкадию.

Если, как ты говоришь, в начале бытия человеческого целая толпа душ по причине греха с высоты небес ниспала сюда и облечены они телами, то великому Моисею надлежало бы написать, что Бог сотворил из земли многие тела и вложил в них падшие души. Но теперь не так написано у Моисея. Передает же нам Писание, что одного только человека, Адама, создал Бог из земли и вдунул в него душу живую. «Сотворил же есть от единыя крове, — как говорит Апостол, весь язык человеч, жити по всему лицу земному» (Деян. 17, 36). «Ибо первый человек от земли перстен» (1 Кор. 15, 47), а не первые толпы десятков тысяч людей «от земли перстны», и «единем человеком», как сказано, а не множеством людей, «грех в мир вниде» (Рим. 5, 12).

1.187. Архидиакону Левкадию.

Никто, оскорбив Бога и подвергшись изгнанью, не благословляется. Адам же, созданный из земли, и Ева, из ребра его сотворенная помощницею, как не согрешившие еще, благословляются Богом расти, множиться и господствовать над целою вселенною (Быт. 1, 28). Посему как же ты говоришь, что Адам и жена его на небесах еще прежде согрешили?

1.195. Зодчему Трифону.

Слышал ты, как сказываешь, что грешный язычник сказал тебе: ничем от меня не отличаешься, хотя ты и христианин, потому что и ты грешник. Скажи же ему следующую притчу. У одного хозяина дома были два пса. И одного, который был бешеный и осмелился рвать платье у самого хозяина, повелел он гнать палками, а другого, который любит господина и с ласкою лижет всегда ноги у хозяина, держит он у себя, кормит и бережет.