Два дня тому назад ты осмелился, не краснея, вести речь при многочисленном народе. И сказал, что одна из внучек божества, называемая Ахамофа, пожелала достигнуть величия, пребывающего в неизреченных высотах Божиих и именуемого глубиною и бездною. И предприняв это, но не получив успеха, она пала вниз и, сев одна во тьме, очень, очень плакала, и из слез ее произошла вся влага. Тогда один из наших братий, проходя мимо, спросил тебя, все ли воды, и соленые, и сладкие, составились из слез Ахамофы? А ты, недоумевая, что сказать, попросил отсрочки, но и доныне не осмелился выйти в народе, не зная, какой дать ответ. Мы, посмеявшись над лжецом, в облегчение его затруднения скажем забавную ложь. Тебе надлежало ответить спросившему: горькие слезы никогда не существовавшей Ахамофы, как пролитые от боли и сильного огорчения, составили соленые моря, а пот этой бедной женщины произвел источники, реки, кладези, озера и прочие сладкие воды. Вот что для смеха прибавляем к твоим бредням.

1.243. Феоклиану.

«Но нам, — говорит Апостол, — един Бог Отец, из Него же вся, и мы у Него: и един Господе Иисус Христос, Им же вся, и мы Тем» (1 Кор. 8, 6). Где же тут многобожие и многие начала? Один Творец всяческих, а не много богов, как вы говорите, не много эонов мужских и женских. Ибо блаженный Павел сказал: «аще суть глаголемии бози мнози» (5). И словом «глаголемии» выразился о них как о недействительных богах; потому что солнце, луна, звезды и прочие твари — не боги; и одни заблуждающееся боготворят их.

1.248. Еретику Димитрию.

Спрашивал ты у меня, откуда взялись кожаные ризы для Адама? Спрошу тебя и я: откуда распростерлось небо, из ничего развившееся в высоте? Из чего создано светозарное солнце? Откуда луна и сонмы звезд? Из каких веществ высечены горы? Откуда у великого Моисея обилие комаров и мух в Египте? Как деревянный жезл превратился в одушевленного и пресмыкающегося змия? Отчего рука законодателя побелела, как снег? Так и тогда Господь, только захотев, чтобы были кожаные ризы, без животных, без всякого человеческого искусства и всякого обделывания, единым изволением произвел их для Адама, как и вначале захотел, и пришли в бытие и небо, и все.

1.249. Еретику Димитрию.

Сперва не в духовном, а в чувственном смысле принимай сказанное Христом: «сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть, и еже Бог сочета, человек да не разлучает» (Матф. 19, 46). А впоследствии применяй к сему, как говорит Апостол, великую тайну «во Христа и во Церковь, зане есмы от плоти Его и от костей Его» (Ефес. 5, 30 32); потому что мы причастники Христовы и соединены со Христом верою, ведением и добродетелями

1.251. Пелагию.

Чревовещателей, говорящих как будто из земли, и пустословов, как говорит Писание, должно нам избегать (Лев. 19, 31), потому что всякое запрещенное и лживое слово не содержит в себе истины. Смотри, что сказано в Евангелии: «от исполнения Божия прияхом» (Иоан. 1, 16). А у суесловящих еретиков нет слов «от исполнения», но все их слова не содержат в себе истины, не содержат Божией силы и премудрости. Иные от чрева вещают, потому что не имеют истины, и, однако же, они все же возвещают истину, ибо явным образом вещают от чрева, служа чреву своему, так как «бог им чрево» (Филип. 3,19). Ибо источник слов у чревовещателей исходит не от Святого Духа, не от владычественного в душе, не от сердца, возлюбившего Христа, но от чрева берет начало.

1.272. Комиту Леониду.

Того, что у неразумных язычников называется случаем и судьбою, и не было, и нет, и никогда не будет, да и быть не может. Только ты не давай бытия этой несуществующей судьбе, по предубеждению последовав бредням малосмысленных язычников.

1.276. Пресвитеру Иларию.

Эллинские мудрецы, как грубые воры, важнейшие догматы без благодарности заимствовав у Моисея и Пророков, обращают сие в повод к высокомерию и кичливости, чужими драгоценностями восхищаясь, как своими.

1.279. Корнилию.