1.54. Зосарию трибуну.

Да не обольщает тебя иудей, говоря, будто бы за другие грехи отчужден он от Палестины. Ибо не за другие грехи, но за убиение Господа потерпели они это неисцельное бедствие. Прежде за идолослужение и за то, что убивали Пророков, за то, что дочерей и сыновей приносили в жертву демонам, предавались они Богом в плен иноплеменникам, но через несколько лет, по Божью изволенью, снова возвращались в землю обетования. После же того, как отважились на это ничем не поправимое дело — возложить руки на Сына Божия, — предаются они на совершенное разорение. Вот уже пятисотый год, как нет им никакого Божия посещения, ни помощи, ни утешения от Бога, нет Пророка, который подал бы совет и подкрепил, как в Вавилоне Иезекииль, Даниил и другие, потому что Бог, возгнушавшись ими, не хочет уже с ними беседовать.

1.89. Акакию Мемориалию.

Крест человеколюбивейшего Христа первых соделал вторыми за их кичливость и гордыню. И Апостол говорит иудеям: «вам», происшедшим от семени великого Авраама, «бы лепо первые» преподать «слово», но, поскольку отвращаетесь вы от слышания Божественных глаголов, «и недостойны творите сами себе вечному животу, се» простираем уже слово «во языки» (Деян. 13, 46), чтобы исполнилось сказанное Сыну Отцем в книге Исаии: «дах Тя во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» (Ис. 49, 6).

1.90. Акакию Мемориалию.

Смотри на уверовавших из евреев, в каком числе приходят они на проповедь апостольскую, и уразумеешь, как первые оказываются последними, во исполнение сказанного Моисеем, который пророчествовал потомкам Авраамовым и говорил: «пришлец, иже есть у тебе выше выше, ты же низу низу. Сей взаим даст тебе, ты же ему взаим не даси: сей будет глава, ты же будеши хвост» (Втор. 28, 43). Пришельцем же называется народ из язычников, уверовавший во Христа.

1.118. Скороходу Епигону.

Если младенчествующий еврей, подобно младенцу, называемому Измаилом, с воплем обратится ко Христу, то отнимется покрывало от очей ума так называемой Агари, и вблизи найдет она живую воду Божественного Писания, как должно истолкованную, приятную для пития, прозрачную и избавляющую от смерти неверия.

1.119. Скороходу Епигону.

Пока евреи не приобретут веры блаженной Сарры, должно сердцу их давать имя рабыни Агари.

1.121. Еврею Вениамину.

Говоришь, что за многое восхваляешь ты Иисуса, но весьма негодуешь на Него за одно — за то, что пренебрегал Он субботой и нарушал ее. Но человеку не всегда надлежит быть младенцем. Ибо достигший зрелого возраста не потерпит того, чтобы поили его молоком, и вдавшийся в учения философов не согласится сидеть над букварем. Посему, до нисшествия к людям Небесной Премудрости, прекрасно было соблюдение субботы, ныне же, по пришествии Христовом, ни к чему оно не служит, потому что христианин мудрствует о том, что выше дней и времен, и целого мира.

1.122. Еврею Вениамину.

Не считай странным того, что в древние времена Бог заповедал соблюдать субботу, а ныне отменяет таковое соблюдение. Посмотри на древние и новые постановления земных царей, прежде узаконивших делать так, а ныне нарушающих предшествовавшее узаконение.