2.222. Правителю дел.

«О Христе Иисусе, — говорит Апостол, — несть мужеский пол, ни женский» (Гал. 3, 28). Однако же все верующие представляются в виде мужского и женского пола. Но великий Павел говорит не о видимом, а напротив того, дает разуметь недоступное зренью. Потому что у устремляющих взор к Богу и мужская и женская страсть умерщвлена и намерением, и верою, и хотением.

2.248. Диакону Марину.

Что тебе до людей смертных, которые не в состоянии вознаградить за то, что сделано в жизни хорошего, не имеют часто в душе и способности судить здраво и, обладаемые завистью, скорее порицают, нежели хвалят, добрые поступки? Поэтому обучи себя духовным оком взирать на небо. Потому что вышнее судилище произносит чистые, истинные и нелицеприятные приговоры. Посему прими намерение, любитель добродетели, небесное судилище услаждать приятностью добрых дел и оттуда привлекай себе блаженные похвалы.

2.252. Механику Фаретрию.

«Руце» Израиля, — сказано в псалме, — «в коши поработасте» (Пс. 80, 7). Посему, если стараешься научиться, не в чувственный Египет спеши умом и смотри не на то, что было при Моисее, но вникай в себя самого. Ибо «коша» означает многосплетенный грех, Египет — скорбь, а руки — предначинания. Посему, если приметил ты, что работаешь грехам, от сердца воздохни ко Господу и от тайной бури, от лукавого утеснения спеши к свободе добродетели.

2.258. Скорописцу Ганимеду.

Поскольку Петр уязвлен был троекратным произнесением отречения, то, по Воскресении Спасителя, он врачуется троекратным произнесением исповедания и согласия. Сказано: «любиши ли Мя», Петр? «Ей, Господи» (Иоан. 21, 15)! Так и ты от падающих требуй только любви. Ибо кто искренно любит, тот, хотя и падет когда, скоро возвратится к возлюбленному.

2.260. Таксеоту Кекропию.

Если говоришь, что настоящий век есть море, то с каким прибытком, о приобретении которого обязан ты позаботиться, переплыв море человеческой жизни, явишься ты к Судии?

2.287. Градоначальнику Приску.

Кто раздает имение свое нищим и кто не мыслит зла против любостяжательного хищника и злого человека и не проклинает его, тот и другой, делая сие по страху Божию, как явно, получат и одинаковые небесные воздаяния.

2.305. Докладчику Мартину.

Не будем нерадивы и ленивы в попечении о себе самих. Ибо, если впадем и в самую бездну греха, возможно еще нам восстановить себя, сделаться лучше и истребить в себе все негодное, потому что зло не неподвижно, как утверждают манихеи. Но поскольку любовь обыкновенно рождается всегда от зрения, то возбраняй глазам своим всматриваться в благообразные лица, чтобы от неосторожного взгляда не перейти к неблагоприличному и гнусному поступку. Если бы Ева не смотрела на прекрасное дерево, то не взяла бы и не вкусила бы плода, и не лишилась бы тотчас Божественного целомудрия. Под Евою же теперь разумей чувство, которое, если побеждено видимым, сперва само вкушает вредное, а вслед за тем передает смертоносную снедь и мужу невидимому, уму что говорил я тебе прежде.