Когда, оказав благодеяние, или приступив к Божественному Причащению, или совершив прилежную молитву, или сделав что–либо доброе, подвергаешься сильнейшему искушению от диавола, тогда знай, что пораженный и крайне утружденный тобою враг стремительнее нападает на тебя, рыкая, как лев, и не переставай поражать, уязвлять и прободать его мысленными копиями. Ибо если не прекратим и не ослабим с ним брани, не откажемся от борьбы и разных видов ратоборства, то, несомненно, одержим победу над полчищем неприязненных демонов.

3.47. Монаху Геласию.

Остерегайся и излишеств, и недостатков.

3.48. Монаху Геласию.

Всякая добродетель есть истинная и именуется истинною.

3.62. Пресвитеру Юлиану.

Смотри, чтобы и тебе иногда, в сокровенном доме ума изобразив кумиров срамных страстей, не обоготворить их и не послужить им. Ибо Пророк говорит: «внидох, и видех, и се всякое подобие гада, и скота, суетныя гнушения и кумиры написани быша около» (Иезек. 8, 10).

3.65. Децемвиру Фарисманиму.

Если и не гонит тебя ни один языческий мучитель, все же будь готов к мучению, чтобы не утратить ревности. Если и нет гонения, как желал бы ты, то все же будет у тебя дело. Лучше же сказать, и гонение предстоит целую жизнь: есть раздражительность, есть срамная похоть, мучат тебя неудовольствие, печаль, уныние, близ тебя безвременный страх, с тобою зависть, при тебе стоит князь тщеславия, чревоугодия, пьянства и других зловредных страстей. Ибо каждый из них гонит человеческую душу, не пуская ее в жизнь вечную. Посему подвизайся и мужайся против них, как Христов воин.

3.68. Монаху Феоне.

Кто хочет подвизаться и упражняться в духовном любомудрии, тому более всего надлежит жить в монастыре с братьями, а не просто, как случилось, на удачу и опрометчиво, по самоугодию и упрямству избирать уединение, чтобы сверх чаяния не похитили душу злокозненные духи, потому что вражий меч угрожает отовсюду. А кто говорит: «Для того делаюсь отшельником, чтобы некому было возбуждать меня на гневе», — тот ничем не отличается от бессловесного зверя. Ибо видим, что звери тихи и ничуть не свирепеют, если не раздражит их какой человек! И для чего же написано: «повинующеся друг другу в страсе Божием» (Ефес.5,21), и: «яко же приясте дарование, между себе служащее» (1 Петр. 4, 10), и: «повинитеся всякому человечу созданию Господа ради» (1 Петр. 2, 13), «друг друга честию больша себе творяще, не своих си кийждо смотряще, но и дружних кийждо» (Филип. 2, 3–4); «кто премудр и худог в вас, да покажет дела своя в кротости и премудрости» (Иак. 3, 13)? Не знаешь разве, что страстные мысли, внушаемые демонами, многоплодны, как зайцы. Вложенная в душу лукавая мысль, из одной в другую переиначиваясь и преобразуясь, порождает многие новые помыслы. И таково–то сказанное в псалме: «овцы» сынов чуждых, то есть демонов, «многоплодны, множащияся во исходищах своих» (Пс. 143, 11—13).

3.73. Пресвитеру Евномию.

Неизвестна быстрота коня, если нет состязания. Неведома сила борца, если нет противоборца. И золото, может быть, и пробное сомнительно, не будучи искушено огнем, как Иов, как Иосиф, как все святые. Если бы не было гонения, не оказалось бы мучеников. Если бы не было искушающего и утесняющего нас сатаны, не сделалось бы явным, кто усерден, а кто неблагоискусен и ленив.

3.79. Председателю Филагрию.