3.89. Монахам Лаврентию, Фавсту и Епинику.

В эти дни, как вы сказывали, сильно беспокоили вас хульные и неразумные мысли, внушаемые вам негодными демонами. И это неудивительно, потому что, побежденные вами в прежних своих предприятиях, теперь таким уже способом рассудили вести с вами брань эти осужденные и приговоренные мучиться в оном недоведомом огне, который может коснуться и бесплотного естества. И они много будут плакать и скорбеть, тогда как мы возвеселимся за то, что ныне были смиряемы и подвергались бесчисленным озлоблениям. Ибо исчезнут, всего лишены будут демоны, которые нас стараются всего лишить и изгладить из числа спасаемых. Посему с силою скажем им пророческое слово: «сия глаголет Господь: слышах хуления» ваши, говорили вы: «горы Израилевы пусты, и даны нам в снедь». Против Меня говорили вы громко и часто, вопияли в сердце, «Аз услышах. Сего ради живу Аз, глаголет Господь, сотворю вам по вражде вашей и по ревности вашей» (Иезек. 35, 11— 15), так как вы возненавидели монахов, преследовали людей бедных, нищих и сокрушенных сердцем, чтобы умертвить их. Возлюбили вы «клятву, и приидет вам, не восхотели благословенья, и удалится» от вас (Пс. 108, 17). Коснусь горам, и «воздымятся» (Пс. 103, 32); блесну несказанной молнией, и рассеетесь (Пс. 143 6), «падут углия» (Пс. 139, 11) на вас, до неба превознесшихся злобою и «высоковыйных» врагов, и, низложенные карающим свыше огнем, будете бедствовать и не «постоите». «Ибо истреблю от земли память вашу» (Пс. 108, 15), и познаете Меня, что Я единый сильный Господь Бог всяческих. «Сие «глаголет Господь: в веселии всея земли пусты сотворю» вас, потому что порадовалися и возвеселились вы об уничиженном «наследии» Моем и утраченном Моими Израильтянами. «Тако сотворю пусту» мысленную гору «Сеир, и вся Идумея потребится» (Иезек. 35, 14. 15). Сие и подобные сим изречения Священного Писания обращая к враждующим на нас, утешим сердце свое.

С полною уверенностью сказываю вам, братия, всякий, кто терпит брань от диавола, да прибегает к Спасителю Христу, и к Нему одному. Его не может достигнуть преследующий нас враг жизни нашей. Сказано: Ты, Боже, был мне Помощником в «место крепко» спасения (Пс. 70, 3) и «столп крепости от лица вражья» (Пс. 60, 4). Не будем же нерадивы и к рукоделиям; потому что и славный Павел хвалился трудом, работою и тем, что своими руками добывал потребное для себя.

3.90. Монахам Лаврентию, Фавсту и Епинику.

Пишете, что освободились вы от душевной болезни и ощутили радость после скорби, сообщив мне все, что терпели. И мне не безызвестно было, что почувствуете облегчение и утешение, открыв бывшее с вами такому человеку, который сам тысячекратно терпел брани и угрызения от демонов. Ибо и угрызенный ехидною, когда, встретив другого человека, который также угрызен был прежде него, расскажет о постигшей его беде, получает облегчение.

3.95. Монаху Мусиону.

Возможно ли без труда изгнать врагов внешних тому, кто приобретает себе и с удовольствием кормит врагов внутренних. Устранись от мира растленного. Слышишь, может быть, к чему призывает нас Христос: «востаните, идем отсюду» (Иоан. 14, 31), от пресмыкающегося по земле — к небесному.

3.101. Монаху Иннокентию.

Следствием того, что участвуем во многих неосмотрительных и неосторожных сообществах и увлекаемся временною приятностью, бывает то, что большею частью уловляемся помыслами раздражительности, неудовольствия и похоти.

3.113. Епископу Филагрию.

Умертви, прошу тебя, телесные свои члены. Если можно, все отдавай духу, не медли вступить на путь тесный и проходимый немногими. Соделайся смиренным и возвышенным, смертным и бессмертным, земным и небесным, наследником Богу, сонаследником Христу. Да будут у тебя непрерывная молитва, благообразное, неослабное и единомудренное псалмопение, поучение в Слове Божием, частое преклонение изможденных колен, бодрствование души и тела со слезами, очищающими привнесенную, как вероятно, чувствами скверну, вспомоществование утружденным, попечение о бедных, пища, одежда и питие им. Ибо, если найдется у тебя все это и подобное сему и ежедневно будет приумножаться и возрастать, то не праздным и бесплодным представит оно тебя Христу, Богу всяческих, в день мздовоздаяния.

3.117. Диакону Мелифеонгу.

Когда змея вложит голову в скважину, в которую вползает, тогда легче ее разорвать, нежели вытащить назад, потому что освобождение ее из скважины делается невозможным, так как препятствует сему упирающаяся чешуя. Вообще же говоря, зверь этот есть страсть к удовольствию, а различные и многообразные виды удовольствий, при посредстве чувств примешанные к жизни человеческой, — это самые чешуи у змеи, испещренные разнообразием страстей. Посему, если хочешь избежать сожительства с сим мысленным зверем, остерегайся головы, то есть первого приражения зла.

3.124. Пресвитеру Феодулу.