Некто из Пророков воскликнул: «наг побегнет в день той» (Амос. 2, 16). Ибо обнаживший себя от всякого временного и суетного попечения, несомненно, избежит уловления противниками. Посему «наг и побегнет» и будет преследовать, — побегнет от козней и ухищрений вражеских, но впоследствии, более укрепленный содействием и помощью свыше, восстанет на сопротивников и, обнадеженный благодатью Божиею, сам погонится вослед гнавших его прежде. Ибо написано, что те самые демоны, которых прежде боялись вы, убоятся вас, и «седмию путми побежать» (Втор. 28, 7), гонимые вами, хотя прежде одним гладким путем пришли к вам и разграбили вас.

3.130. Монаху Евгению.

Обучаемым искушениями невозможно совершить путь сей без печали. Впрочем, по миновании искушений и по удалении демонов все таковые, возделавшие в сердцах своих полезный труд и спасительную скорбь, исполняются великой радости, сладостных слез и Божественных помышлений. Ибо сказано: «по множеству болезней в сердце моем, утешения» и удостоверения Божии «возвеселиша душу мою» (Пс. 93,19).

3.141. Монаху Феодору.

Если на море не подует какой–нибудь сильный ветер — не явятся волны. А если не сделает на нас нападения нечистый демон — ни душа, ни тело нимало не будут обуреваемы скверными страстями.

3.142. Монаху Феодору.

Никогда не бывает неблаговременно как перевести дыхание, так и до последнего издыхания испрашивать у Бога таинственные дары.

3.152. Монаху Евтению.

Когда взойдешь на высшие степени, когда отрешишься от земли, когда совершенно возгнушаешься земным, когда уничижишь все видимое, когда истинно возлюбишь небесные блага, когда в состоянии будешь все принять крылья духовных орлов и услаждаться стройною красотою крыл, легко возносящихся к небу, тогда, именно тогда, увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани, того более всего желая и о том молясь, чтобы освободиться от здешней человеческой жизни и не видеть более жития смертных.

3.160. Филиппу

«Обретый душу свою, погубит ю, а иже погубит душу свою, обрящет ю» (Матф.10,39). Примечаешь ли в словах сих прекрасное губительство и доброе обретение? Посему, когда, углубившись в душу свою, найдешь ее в каком–либо грехе, спеши погубить ее для этого бедственного состояния, чтобы обрести ее снова возвратившеюся в первоначальное доброе состояние, то есть к жизни добродетельной.

3.162. Епископу Иоанну.

Не беспечально и не бесчувственно встречай приключающееся с тобою. Ибо, по твоему нерадению соделал нашествие на душу твою царь египетский, и «вся сокровища дому Господня, и копия златая, яже» с великими подвигами, по закону войны, «взя Давид из руки отроков» иноплеменника «Адраазара» (3 Цар. 14, 26). И однако же самому тебе приятно то, о чем надлежало бы печалиться и сетовать.

3.170. Монаху Петру.