Бедный человек всегда обыкновенно стремится к вредному, потому что непрестанно ополчается на него множество демонов и побуждает его на худое. Но мы будем отражать насилие силою. Ибо подвизающийся обязан исправлять всякую нечистую мысль, вооружаться гневом на себя самого и призывать в помощь Всесовершенного, прежде нежели помысл расслабнет и изнеможет. Поэтому необходимо истончать одебелевшую плоть; ибо дебелое чрево не способно породить тонкую мысль.

3.257. Монаху Роману.

Все, старающееся сохранить девство свое неукоризненным и неприкосновенным и «телеса свои представить Богови жертву живу» (Рим. 12, 1), обязаны подавлять в себе не только плотское вожделение, но и любостяжательность, и тщеславие, и ненасытность, и страсть к обманам и раздорам, и ропотливость, и пьянство, и пустословие, и всякий другой порок. Ибо того называю девственником, кто девствует и душою, и телом. И Господь, упомянув в притче о десяти девах, пять из них ввел в чертог царствия, как чистых душою и плотью, а пять оставил вне чертога, потому что девственны были только телом, осквернились же помыслами, обманывая сами себя.

3.259. Монаху Неофиту.

Не должно пренебрегать и малыми по видимому заповедями, но надобно исполнять и их вместе с великими. Ибо, как по разорении ограды поле подвергается опустошениям, а пока ограда цела, виноградник и сад безопасны от расхищений; так, если сохранишь и малые заповеди, не может угрызть тебя мысленный змий; а если растащишь ограду, охраняющую внутренние плоды, то лукавому змию удобно злоумышлять против тебя.

3.267. Пресвитеру Никону.

Если не вооружится кто прекрасным терпением, то делается удобоуловимым для сатаны; потому что он и здесь, и там ставит тысячи ловушек монахам. Почему и увещевает нас Господь, говоря: в «терпении вашем стяжите души ваша» (Лук. 21, 19), ибо «претерпевый до конца, той спасется» (Матф. 24, 13).

3.268. Евагрию.

Прежде всего познай самого себя: ибо познать себя самого всего неудобнее, тяжелее и многотруднее. Но когда познаешь себя самого, тогда возможешь познать и Бога и, как должно, обозреть мыслию твари.

3.270. Марману.

Если и нам желательно, чтобы пришел к нам Господь, как к Апостолам, «дверем затворенным» (Иоан. 20, 19), то постараемся затворить двери, то есть, уста совершеннейшим молчанием, око — тем, чтобы не смотреть страстно, слуху же воспретим слушать тлетворные речи, а обоняние и осязание уклоним от плотских удовольствий.

3.271. Диакону Юлианию.

Говоришь, что весьма стесняют и затрудняют тебя всякие беззаконные и богоборные помыслы, влагаемые в душу диаволом, но сколько есть сил, отражай от себя эту горесть и это затруднение и радуйся паче, ободряя и укрепляя себя обетованием от Бога венцев. Ибо никаким образом Господь не допустит до погибели всех искренно и непрестанно к Нему возводящих взоры.

3.274.